Диссертация (1335891), страница 4
Текст из файла (страница 4)
ссоавторами при исследовании терапевтического эффекта капп с и безокклюзионной поверхности [122].Противоположный результат был опубликован Ekberg E. с соавторами [130]. Впроведенном ими исследовании приняли участие две группы пациентов. Лечебнаягруппа использовала традиционные внутриротовые каппы, контрольная группаиспользовала каппы без окклюзионных поверхностей.
В результате исследователиобнаружили положительный эффект в обеих группах. Однако результатылечебной группы были значительно лучше. Кроме того, снижение болевыхсимптомов у пациентов лечебной группы было статистически значительно выше,чем у контрольной.
Аналогичный вывод о большей эффективности традиционныхвнутриротовых аппаратов при лечении пациентов с симптомами ДВНЧС посравнению с аппаратами без окклюзионной поверхности был сделан в результатеисследований, проведенных и другими авторами [131, 132, 187, 236].1.2. Взаимосвязь окклюзии и осанкиНапротяженииминувшихдесятилетийвзаимосвязьшейногоотделапозвоночника с положением нижней челюсти и окклюзией была неоднократнопродемонстрирована в экспериментальных и клинических исследованиях [13, 41,118, 267]. Так, в 2005 году D'Attilio M. с группой соавторов в экспериментальнойработе на крысах показал прямую зависимость состояния позвоночника отокклюзии [118].
Авторы статьи раскрыли механизм искривления позвоночника,который был связан с ротацией первого шейного позвонка в ответ на нарушениеокклюзии. Работы Thomas N. объясняют эту зависимость с точки зрения анатомиии физиологии. В его статье, опубликованной в LVI Vision в 2009 году, была20продемонстрирована конгруэнтность суставных поверхностей мыщелковыхотростков ВНЧС и атланто-окципитального сочленения [267]. Было показано, чтоприсмещении(сублюксации)черепавпередватланто-окципитальномсочленении, в ВНЧС происходит перемещение головки нижней челюсти отлатерального полюса к медиальному.Так или иначе, любые соотношения верхней и нижней челюстей связаны сположением шейного отдела позвоночника и головы относительно шеи.
Любыесмещения (подвывихи) в атланто-окципитальном сочленении ведут за собойсмещение головки нижней челюсти, и наоборот.Согласно работам Cailliet R., вес головы в среднем составляет 4-5 кг [86]. Приправильной осанке, когда центр наружного слухового прохода находится наодной линии с центром плеча (+2 мм), нагрузка на позвоночник составляет 4-5 кг.При переднем положении головы на каждые 2,5 см смещения головы впереднагрузка на позвоночник увеличивается на 5 кг.
Это объясняет гипертонус мышцшеи и плечевого пояса в подобных ситуациях.Riley Lunn (1987) в своем исследовании показал высокую корреляционнуюзависимость между симптомами ДВНЧС и наличием у пациентов костногомостика в заднем отделе первого шейного позвонка. Костный мостик (PonticulusPosticus) – это кальцификация атланто-окципитальной мембраны, которая огибаетвертебральную артерию, поэтому его наличие увеличивает риск церебральнойишемии при ротации С1 [199].В зависимости от степени кальцификации атланто-окципитальной мембраныразличают 4 типа костного мостика.
Также кальцификация может бытьодносторонней и двусторонней. Это определяется при 3D исследовании даннойобласти.Наличие Ponticulus Posticus может косвенно свидетельствовать о том, чтопациентсильносжимаетзубыистрадаетбруксизмомцентральногопроисхождения [199]. Так, в проведенном исследовании Lunn R. показал, чтопациенты, имевшие четвертую степень выраженности костного мостика, в 53%21случаев страдали болями в шейном отделе позвоночника, в 60% имели бруксизм иу 70% пациентов был шум в ушах.Взаимосвязь между шейным отделом позвоночника и зубочелюстнойсистемой была доказана ранее многими исследователями. К примеру, у Festa F. etal. [136] в цефалометрическом исследовании белых женщин средних лет сдистальным прикусом прослеживается явная корреляция между длиной нижнейчелюсти и углом «цервикального лордоза». Также D’Attilio M.
et al. [116] в своемисследовании показали, что у пациентов с внутренниминарушениями угол«цервикального лордоза» меньше, чем у пациентов контрольной группы (безвнутренних нарушений).Moya H. et al. [217] на 15 пациентах со спазмами грудинно-ключичнососцевидных и трапециевидных мышц изучили, как ночная каппа может повлиятьна краниоцервикальные связи. Пациентам с каппой и без каппы были выполненыбоковыетелерентгенограммы.Вскорепослеиспользованиякаппбылообнаружено значительное расширение в шейном отделе позвоночника иувеличение цервикального лордоза.
Hellsing E. et al. [155] провели анализ 125профильных телерентгенограмм детей в возрасте 8, 11 и 15 лет с целью изученияразвития цервикального лордоза, торакального кифоза и поясничного лордоза.Данныеисследованияпоказалиочевиднуювзаимосвязьторакальнойипоясничной деформаций с отклонением нижней части шейного отделапозвоночника (от 4 к 6 позвонку) по отношению к вертикальной линии.В своей работе Hellsing E. et al. [156] изучили связь торакального кифоза инекоторых черепно-лицевых морфологических изменений. Авторы отметилиискривление грудного отдела позвоночника вследствие смещения головы вперед.Это подтверждает гипотезу о том, что искривление различных отделов опорнодвигательногоаппаратаобладаеткомпенсаторныммеханизмом,которыйпозволяет обеспечивать равновесие.Григоренко А.А.
с соавторами в своем исследовании показали, что дефектызубных рядов, возникшие в результате ранней множественной потери временныхили постоянных зубов, обычно сочетаются с аномалиями прикуса и нарушенной22осанкой. Смещение нижней челюсти в любую сторону приводит к нарушениюравновесия головы, что вызывает дополнительную нагрузку на мышцы головы,шеи, туловища и нижних конечностей, и при появлении дополнительныхнеблагоприятных факторов, например, бруксизма, стресса, возникают условия дляразвития синдрома ДВНЧС [11].Неоднократно в литературе была прослежена связь между наличием упациентов перекрестного прикуса и нарушением осанки.
Korbmacher H. [183]обследовал 420 детей с различными типами нарушения осанки. Из 164 детей сосколиозом у 60 (37%) обнаружили перекрестный прикус. Позже у большинства изгруппы шведских детей нашли односторонний перекрестный прикус (11-15%)[190, 210]. В завершение, Huggare J. обследовал 22 подростков, которые ранеепроходили лечение от сколиоза и носили ортопедический корсет. У 55% из нихобнаружили боковой перекрестный прикус, в отличие от подростков изконтрольной группы (18%) [159].1.3 Понятие о нейромышечной окклюзииВ доступной отечественной научной литературе не удалось обнаружитьопределениятермина «нейромышечнаяокклюзия».
Данныйтерминбылпредложен Jankelson B. в 1973 году и опубликован Jankelson R. в 1990 году [166],и в переводе с английского звучит следующим образом: «нейромышечнаяокклюзия – это окклюзионный контакт зубных рядов при определенномположении нижней челюсти на нейромышечной траектории, которая образуетсяпри ее смещении из положения функционального покоя до смыкания зубныхрядовподдействиемизотоническогосокращениямышцврезультатеэлектронейростимуляции”. Эта позиция позволяет осуществлять максимальнуюфункцию при минимальных энергозатратах [166].Условиями гармоничной нейромышечной окклюзии являются здоровыемышцы и правильно функционирующие ВНЧС.
Такое состояние - результатстабильного соотношения верхней и нижней челюстей, которое достигается23путем изотонического сокращения расслабленных мышц, приводящих вдвижение нижнюю челюсть, возникающего в результате стимуляции движениянижней челюсти по траектории (дуге), берущей свое начало в точке еефизиологического покоя [100].По сути, это определение весьма близко к определению центральнойокклюзии, которое приводится в российских учебниках и учебных пособиях поортопедической стоматологии, рекомендованных Министерством образованияРоссийской Федерации для преподавания в медицинских ВУЗах: “центральнаяокклюзия – это такое смыкание зубных рядов, при котором имеет местомаксимальное количество межзубных контактов, головка нижней челюсти приэтом находится у основания ската суставного бугорка, а мышцы, приводящие всоприкосновение нижний зубной ряд с верхним (височная, собственножевательная, медиальная крыловидная), одновременно и равномерно сокращены.Из этого положения еще возможны боковые сдвиги нижней челюсти”.Таким образом, невозможно иметь здоровые височно-нижнечелюстныесуставы без «удобной» для пациента окклюзии, которая, в свою очередь,обусловленаздоровымимышцами,обеспечивающимидолгосрочнуюстабильность и функциональность всех составляющих жевательно-речевогоаппарата.Суставнеопределяетинестимулируетфункцию,онвыполняетаккомодирующую роль, «подстраиваясь» под еѐ требования.
Форма следует зафункцией, и форма костных структур зависит от функции, которую онивыполняют [216]. Для защиты костных структур (суставов, альвеолярных частейверхней и нижней челюстей, зубов) физиологическая функция должна бытьобеспечена мягкими тканям (мышцами, тканям пародонта). Именно поэтомуизучение функции первостепенно для понимания форм и причин еѐ изменения.Например, очень важно изучить причины стираемости зубов, прежде чемпроводить реставрацию керамическими винирами. Если этого не сделать,выполненные реставрации не будут долгосрочными.24Концепция нейромышечной окклюзии значительных изменений с 1973 года непретерпела, однако заметное развитие и улучшения произошли в технологииопределения положения нижней челюсти [163].1.4 Методы диагностики и лечения, используемыев нейромышечной концепцииУтверждение, что оптимальная функция мышц реализуется из полностьюрасслабленного положения (состояния покоя), когда мышечные волокна имеютоптимальную длину, является общепринятой аксиомой физиологии [152].















