ВКР Селимов (1234641), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Принцип независимости организации и деятельности органов прокуратуры имеет важнейшее государственное и политическое значение, так как лишь при последовательном соблюдении этого принципа прокуратура может выполнять возложенные на нее государством задачи по осуществлению прокурорского надзора и укреплению законности в государстве [30, с. 93]. Независимость органов прокуратуры в своей деятельности от вмешательства извне обеспечивается следующими предусмотренными законом положениями.
Принцип гласности. Органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в которой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан, а также о государственной и иной специально охраняемой законом тайне. Перечень сведений, относящихся к государственной тайне, определен Законом РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне». Работники прокуратуры информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности (п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре РФ).
Одна из форм реализации этого принципа закреплена в Законе о прокуратуре РФ. Согласно ст. 12 Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам Федерального собрания РФ и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в стране и о проделанной работе по их укреплению. При этом Совету Федерации доклад Генеральный прокурор РФ представляет лично на одном из заседаний палаты. Все подчиненные ему прокуроры также постоянно информируют местные органы власти о результатах своей работы.
Что касается деятельности органов прокуратуры в сфере уголовного преследования, то ст. 161 УПК РФ предусматривает возможность предания гласности данных предварительного расследования только с разрешения следователя или прокурора и лишь в том объеме, в каком ими это будет признано допустимым. Разглашение данных о частной жизни участников уголовного судопроизводства без их согласия не допускается.
Для реализации принципа гласности в составе Генеральной прокуратуры РФ функционирует самостоятельное структурное подразделение — Управление (центр) информации и общественных связей. Его задачами, в частности, являются: проведение единой информационной политики органов прокуратуры; информирование через печать, радио, телевидение и другие средства массовой информации граждан, широкой общественности о состоянии законности в стране и отдельных ее регионах, о принимаемых прокуратурой мерах по усилению борьбы с преступностью и иными нарушениями законов; методическое руководство и оказание практической помощи различным подразделениям и структурам прокуратуры в освещении деятельности прокуроров и следователей, в расширении и углублении деловых отношений и рабочих контактов со средствами массовой информации [49, с. 30].
Важность принципа гласности определяется тем, что его реализация способствует информированности органов государственной власти и общества о состоянии законности и правопорядка в стране, повышению уровня правосознания населения и в конечном счете — укреплению законности, а также ставит деятельность транспортной прокуратуры под общественный контроль [31, с. 231]. Однако не вся информация о работе транспортной прокуратуры может быть предметом гласности. В тех случаях, когда предание гласности определенной информации по конкретным делам и материалам может причинить вред интересам государства и граждан, разглашение такой информации не допускается под угрозой уголовной ответственности (ст. 310 УК РФ) [7].
Принцип взаимодействия прокуратуры с иными государственными органами, общественными объединениями и трудовыми коллективами. В современных условиях транспортная прокуратура не сможет успешно выполнять возложенные на нее обязанности по укреплению законности и правопорядка без тесного контакта и координации своей деятельности с местными органами власти и управления, общественными объединениями, без опоры на активную помощь граждан.
Наиболее распространенными формами такого взаимодействия являются:
- создание районных, городских, областных и краевых комиссий по соблюдению законности;
- создание наблюдательных комиссий;
- деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- осуществление различного рода совместных проверок исполнения законов на предприятиях и в учреждениях;
- взаимное информирование о состоянии законности в том или ином ведомстве, предприятии, учреждении;
- совместная разработка планов мероприятий по борьбе с нарушениями закона;
- участие прокуроров различного уровня в заседаниях государственных органов;
- участие представителей трудовых коллективов и общественных объединений в качестве общественных помощников прокуроров и следователей.
Принцип деполитизированности (внепартийности) организации и деятельности органов прокуратуры. Этот принцип означает обязанность работников прокуратуры действовать в строгом соответствии с законом, в интересах укрепления законности в государстве, не отдавая приоритета какой-либо политической партии или движению и не участвуя в политической борьбе или агитации. Прокурорские работники не могут быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, их организация в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются.
Конечно, полностью изолировать каждого прокурора от влияния различных общественных и политических течений нереально. Как гражданин и член общества, прокурор может придерживаться каких-либо взглядов или разделять доктрины тех или иных политических объединений. Не лишено логики мнение Л.Д. Кокорева, полагающего, что законодатель, заботясь о независимости определенных категорий должностных лиц, фактически нарушает принципы, провозглашенные Генеральной Ассамблеей ООН. Эти принципы относятся к судьям, но, безусловно, могут быть распространены и на иных государственных должностных лиц. Генеральная Ассамблея ООН провозглашает, что все граждане пользуются свободой слова, вероисповедания, ассоциаций и собраний. Однако, пользуясь такими правами, государственные должностные лица должны всегда вести себя таким образом, чтобы обеспечить уважение к своей должности и сохранить беспристрастность и независимость [47, с. 9].
Неукоснительное соблюдение принципа внепартийности организации и деятельности органов прокуратуры особенно актуально в период конкретных изменений социальных, политических и экономических отношений, свойственных для современного российского общества [31, с. 238].
Таким образом, принципы организации и деятельности прокуратуры — основополагающие, руководящие идеи, определяющие наиболее существенные черты и признаки деятельности органов прокуратуры, а также исходные моменты ее организации и функционирования, которые находят отражение в Конституции РФ и федеральном законодательстве РФ.
1.3 Система органов транспортной прокуратуры
Систему транспортных прокуратур возглавляет Управление по
надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах Генеральной прокуратуры РФ. В нее также входят транспортные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации, и подчиненные им транспортные прокуратуры, имеющие статус районных прокуратур. В основном эта система создавалась применительно к сети железных дорог и других транспортных магистралей. В настоящее время соответственно отделениям железных дорог действуют транспортные прокуратуры на правах районных и управлениям железных дорог — транспортные прокуратуры на правах прокуратур субъектов Федерации. Компетенция транспортных прокуратур определена приказами Генерального прокурора РФ от 15.07.2011
№ 211 «Об организации подзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере», от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур», от 30.01.2013 «О внесении изменений в приказ Генерального прокурора РФ от 07.05.2008 № 84», от 12.10.2007 № 167 «Об организации взаимодействия территориальных и транспортных прокуроров при реализации полномочий в гражданском и арбитражном процессе», от 03.08.2007 № 119 «Об организации взаимодействия прокуроров транспортных прокуратур и прокуроров субъектов РФ в судебных стадиях уголовного судопроизводства» [37, с. 19].
Согласно приказу № 211 прокуроры транспортных прокуратур в пределах установленной компетенции обеспечивают координацию деятельности правоохранительных органов по соответствующим направлениям борьбы с преступностью, участие в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел, взаимодействие с территориальными органами прокуратуры, разрешение обращений, формирование статистической отчетности, анализ состояния законности и правопорядка [23].
Транспортные прокуроры (на правах прокуроров субъектов Российской Федерации) осуществляют:
- надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности железнодорожного, воздушного и водного транспорта, в таможенной сфере территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в том числе органами таможни и внутренних дел на транспорте, органами власти субъектов РФ и местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
- надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в органах и учреждениях, действующих на транспорте и в таможенной сфере;
- надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, совершенных на полотне железной дороги, железнодорожных станциях, вокзалах, платформах, аэродромах, пристанях, причалах, в речных, морских портах и аэропортах, подвижном составе железнодорожного транспорта, на воздушных судах и судах водного транспорта, иных объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта, о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (за исключением объектов Министерства обороны и оборонно-промышленного комплекса), о преступлениях, совершенных по службе работниками территориальных органов федеральных органов исполнительной власти на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, органов внутренних дел на транспорте и таможенных органов, а также за законностью осуществления оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия по преступлениям указанной категории органами внутренних дел на транспорте, таможенными органами, подразделениями Следственного комитета Российской Федерации на транспорте (далее - СК РФТ);
- рассмотрение обращений, содержащих сведения о нарушении законов в сфере деятельности железнодорожного, воздушного и водного транспорта, в таможенной сфере, а также жалоб на решения и действия подчиненных прокуроров; участие в пределах компетенции в судебном рассмотрении жалоб в порядке уголовного судопроизводства;
- обеспечение участия в судебных стадиях уголовного судопроизводства по уголовным делам, обвинительные заключения или обвинительные акты по которым утверждены транспортными прокурорами или их заместителями;
- участие в пределах установленной компетенции в гражданском и арбитражном процессе;
- координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью на транспорте и в таможенной сфере;
- анализ и обобщение данных о состоянии законности и правопорядка на транспорте и в таможенной сфере, участие в формировании государственной и межведомственной статистической отчетности о работе органов прокуратуры;
- руководство деятельностью районных транспортных прокуратур;
- взаимодействие со средствами массовой информации.
От прокуроров специализированных, а значит, и транспортных прокуратур требуется:
- обеспечить постоянное взаимодействие при осуществлении надзора, принятие согласованных мер по борьбе с преступностью, обмен оперативной, статистической и иной необходимой информацией; практиковать проведение совместных проверок, оперативных и координационных совещаний;
- при поддержании государственного обвинения, участии в рассмотрении гражданских и арбитражных дел руководствоваться требованиями приказов и указаний Генерального прокурора РФ о взаимозаменяемости и согласованности действий;
- в случаях обнаружения признаков преступления, место совершения которого неизвестно, а также при отдаленности или отсутствии специализированных прокуратур в районе совершения преступления или чрезвычайного происшествия обеспечить надлежащий надзор за исполнением законов подразделениями федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными осуществлять оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, а также соответствующими подразделениями СК РФТ в том числе при решении вопроса о передаче по подследственности материалов и уголовных дел в установленном уголовно-процессуальным законодательством порядке;
- осуществлять организационно-методическое руководство подчиненными прокуратурами [37, с. 21].
Пунктом 3.9 приказа № 211 на транспортные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, возложены полномочия по определению перечня объектов надзора в пределах территорий, установленных приказами Генерального прокурора РФ, по разграничению предметов ведения и границ деятельности с подчиненными транспортными прокуратурами [23].