Диссертация Тураева (1194151), страница 7
Текст из файла (страница 7)
Третий вид преступлений может быть признан коррупционным, если эти деяния совершены с целью получения выгоды.
Четвертый вид правонарушений для признания его коррупционным предполагает наличие зависимости у потерпевшей (потерпевшего), которая была обусловлена публичным статусом виновного.
На ресурсе общего доступа Федеральной службы государственной статистики РФ и в Приложении 3 предоставлены данные о количестве лиц, совершенных преступлении коррупционной направленности.
Рассматривая, Приложение 3 можно видеть, что количество лиц, совершивших преступления коррупционной направленности имеет тенденцию к росту. В среднем ежегодно прирост лиц, совершенных эти преступления увеличивается на 1305 человек, что составляет 9,9 % в среднем в год.
Рассмотрим, где именно происходили, данные преступления. Данные о преступлениях коррупционной направленности в Российской Федерации по месту их совершения представлены в Приложении 4.
Государство в силу своих возможностей стремиться регулировать и уменьшать коррупционную составляющую. Именно поэтому в Российском законодательстве существует закон, который был принят 25 декабря в 2008 году № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В свою очередь правоохранительные органы не сидят на месте. Именно они занимаются расследованием всех видов преступлений коррупционной направленности. Так в Приложении 5 можно заметить количество предварительно расследованных преступлений с коррупционной составляющей. Раскрываемость их в динамике имеет тенденцию и рост до 2013 года, а затем с 2013 года их число уменьшается в связи с уменьшением их общего количества.
Органы судебной власти также принимают участие в организации правопорядка. Так в Приложении 6 подробно представлено количество лиц материалы, по которым направлены в суд с 2011 по 2015 годы.
Количество лиц, совершивших преступления коррупционной направленности в РФ, а также уголовные дела и материалы по которым направлены в суд увеличиваются, но стоит отметить, что в 2014 году по сравнению с 2013 годом прирост был незначительный (всего 122 человек), тогда как 2013 году данный прирост по сравнению с 2012 годом составил 2668 человек. За 1 полугодие 2015 года прирост по сравнению с 1 полугодием 2014 годом составил 481 человек.
В Российском законодательстве существует понятие «Нереабилитирующие основания». Нереабилитирующие основания состоят в том, что при наличии оговоренных законом обстоятельств дела, в силу небольшой общественной опасности деяния, общество отказывается от своего права применить уголовную ответственность и наказание. По закону прекращение дела по этим основаниям допускается только с согласия обвиняемого. Статистику по лицам, совершившим преступлениям с коррупционной составляющей и освобожденных от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям можно подробно увидеть в Приложении 7.
Согласно статье 27 УПК РФ предусмотрены следующие основания, по которым может быть прекращено уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого: непричастность подозреваемого к совершению преступления; в связи с отсутствием события преступления; отсутствием в деянии состава преступления [6].
Исходя из данных Приложения 7 можно сделать вывод, что по I полугодиям с 2011 года по 2015 год количество лиц, совершивших преступления, освобожденных от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, увеличилось на 8,75 человека в среднем за год, что составляет 0,75 % в год, в тоже время если смотреть годовые данные, то средний темп роста составит 98,4 %, то есть в среднем ежегодно снижения показателя на 1,6 % или на 40,33 человека. Так же можно отметить, что в I полугодии по сравнению со II полугодием преступности совершенно больше, но в целом показатель неплохой.
Резюмируя вышеприведенные статистические данные можно сделать вывод о том, что в целом в борьбе с экономической проблемой, в народе называемой коррупцией идет как в правоохранительных органах, так и в судебных органах и исполнительных органах власти.
2.2 Объективные признаки преступления коррупционной направленности
Любой состав преступления представляет собой совокупность объективных и субъективных признаков, закрепленных в уголовном законе, которые в сумме определяют общественно опасное деяние как преступление.
Признаки состава преступления закреплены в нормах Общей и Особенной частях уголовного права. Их можно условно разделить на четыре подсистемы: признаки объекта, субъекта, объективной и субъективной стороны преступления [67, с. 75].
Изучая объективную сторону преступления, следует отметить, что она представляет собой внешнее выражение процесса преступного посягательства на общественные отношения. Ее образуют признаки, характеризующие сам по себе акт волевого поведения человека, протекающего в объективном мире, а именно это:
-
общественно опасное деяние (действие или бездействие);
-
общественно опасные последствия;
-
причинная связь между деянием и общественно опасными последствиями;
-
способ, место, время, обстановка, орудия и средства совершения преступления [59, с. 70].
Необходимым для объективной стороны абсолютно всех составов преступлений коррупционной направленности является общественно опасное деяние, поскольку без описания его признаков невозможно закрепление конкретного состава преступления. Остальные признаки объективной стороны относятся к факультативным, поскольку в одних случаях они включаются в содержание объективной стороны, и в этом случае являются обязательными для конкретных составов преступления, в других - не включаются и не влияют на квалификацию преступлений.
Присущие объективной стороне признаки представляют собой содержание диспозиций статей Особенной части УК РФ. Они описывают то, в чем именно состоит общественная и социальная угроза деяния, что в свою очередь дает возможность верно квалифицировать преступление, а также разграничивать схожие по внешним признакам криминальные действия, в том числе преступления коррупционной направленности.
Так, например, получение, дача и посредничество во взяточничестве (ст. 290, 291, 291.1 УК РФ) схожи в том, что деяния происходят относительно взятки, но отличаются способом ее приобретения и характером соответствующих действий, которые прямо прописаны в диспозициях статей.
Кроме того, объективная сторона преступления позволяет различать уголовно-наказуемые преступления от иных правонарушений. В данном случае главную роль будут играть степень общественно опасных последствий и причинная связь между деянием и общественно опасными последствиями.
Так, преступление, проступок и деликт являются противоправными деяниями, но в соответствии с частью 2 статьи 14 УК РФ «Понятие преступления», не является преступлением действие (бездействие), хотя документально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.
Другими словами, любое уголовно наказуемое преступление имеет общественно опасные последствия, вне зависимости от того, прописаны они в части статьи Особенной части УК РФ или нет.
Например, в соответствии со статьей 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» должностные лица привлекаются к уголовной ответственности за использование своих служебных полномочий не смотря на интересы службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства [5].
При этом статья 2.4 КоАП РФ «Административная ответственность должностных лиц» также предусматривает административную ответственность для должностных лиц в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, но о каких-либо последствиях в данной статье КоАП РФ речи не ведется [7].
Само же общественно опасное деяние, как признак объективной стороны преступления, согласно статьи 14 УК РФ, может проявляться в виде преступного действия или преступного бездействия.
Преступления коррупционной направленности в основном совершаются посредством активных действий, к примеру, хищение чужого имущества, вверенного лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций, либо приравненному к нему лицу, сопряженное с использованием своего служебного положения, дача или получение взятки, однако некоторые из них могут быть совершены как путем преступного действия, например, злоупотребление должностными полномочиями, так и бездействия. Необходимо всегда помнить, что уголовная ответственность за бездействие наступает только при условии, что лицо, не выполнившее свои обязанности, имело возможность выполнить данное действие, в противном случае уголовная ответственность лица в соответствии с частью 2 статьи 28 УК РФ невозможна.
Все преступления коррупционной направленности, например, злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), получение взятки (ст. 290УК РФ) или регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом (ст. 170 УК РФ) являются волевыми и осознанными, то есть контролируются сознанием и волей исполнителя.
Общественная опасность преступления состоит в характере и степени вреда, причиняемого им обществу – то есть сфере направленности данного вреда и его возможном количественном соотношении с другими видами преступлений. В данном случае причинение вреда при совершении коррупционных преступлений, в первую очередь, затрагивают сферы государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, интересов служебной деятельности в коммерческих и иных организациях. Этот вывод напрашивается в виду того, что коррупция связана именно со служебной сферой, деятельностью чиновников и других лиц, имеющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.
При оценке общественно опасных деяний необходимо устанавливать и оценивать их последствия, так как они всегда имеют отрицательное воздействие.
Общественно опасные последствия проявляются в форме ущерба и вреда, который причиняется или может быть причинен объектам, находящимся под уголовно-правовой охраной.
В зависимости от характера, причиненного или возможно наступившего вреда или ущерба оценивается степень общественной опасности преступного деяния.
Последствия от преступлений коррупционной направленности, могут быть материальными (имущественный ущерб) и/или нематериальными (моральный вред, нарушение конституционных прав и свобод человека, нарушение нормальной деятельности органов власти или организаций и т.д.).
Зачастую последствия преступлений прописаны непосредственно в самих статьях УК РФ, хотя некоторые из них упоминаются в общем виде и носят оценочный характер, возлагая тем самым обязанность об установлении и описании причиненного вреда на органы следствия и суд. В отдельных составах преступлений общественно опасные последствия по большому счету никак не указаны.
Проведя анализ преступлений коррупционной направленности можно сделать выводы, что они причиняют различные по характеру общественно опасные последствия, например, злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) причиняет вред, как охраняемым законом правам и интересам самих граждан, так и интересам органов власти или организаций, общества и государства. В статье 286 УК РФ также указано, что превышением должностных полномочий будут являться действия, явно выходящие за пределы полномочий должностного лица и повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Последствия данных преступных деяний носят нематериальный характер и представлены в общем виде, что требует более точной оценки при расследовании и рассмотрении в суде в каждом конкретном случае.
Преступления, предусмотренные частями 3 и 4 статьи 309 УК РФ «Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу», которые в соответствии с перечнем № 23 Указания Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 31.12.2014
№ 744/11/3 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности», относятся к коррупционным, совершаются с применением насилия, опасного или неопасного для жизни или здоровья свидетеля, потерпевшего, эксперта специалиста или переводчика, то есть с причинением физического вреда [19].
В зависимости от того, включены или нет вредные последствия в объективную сторону состава того или иного деяния, все составы преступлений делятся на материальные и формальные.
В преступлениях с материальным составом социально опасные последствия являются обязательным признаком объективной стороны (например, незаконное участие в коммерческой деятельности). Установление подобных последствий оказывает большое влияние на квалификацию преступления, а именно было ли оно оконченным или нет. Схематично это можно изобразить так:
Деяния —> причинная связь—>преступные последствия.
Формальный состав, в отличие от материального, сконструирован так, что его объективную сторону характеризует только деяние (например, дача взятки).
Установив общественно опасное деяние и общественно опасные последствия необходимо установить между ними причинную связь.
Для преступлений коррупционной направленности это необходимо делать для того, чтобы доказать взаимосвязь между действиями коррупционера и наступившими от его незаконных действий последствиями.
Например, 20.12.2012 вторым управлением по расследованию особо важных дел Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по г. Москве возбуждено уголовное дело в отношении оперативных сотрудников 2 отдела Службы по ЮЗАО УФСКН России по г. Москве Крючкова О.В. и Лышко Ю.Ю. по факту превышения ими должностных полномочий, выразившегося в систематическом получении ими денежных средств за незаконное бездействие в пользу Симоняна Р.С., занимавшегося реализацией бакалейных товаров и сбытом смеси мака и маковой соломки, пригодной для изготовления в кустарных условиях наркотического средства – ацетилированного опия. По итогам рассмотрения дела в суде действия Крючкова О.В. и Лышко Ю.Ю. были переквалифицированы по пунктам «а» и «г» части 4 статьи 290 УК РФ [74].