Текст диссертации Рыбакова Я.И. (1194138), страница 7
Текст из файла (страница 7)
2.2 Коррупционные правонарушения, совершаемые на государственной службе, и ответственность за них
Коррупция является социальным явлением, характеризующимся подкупом, который являет собой продажность государственных или каких либо других служащих, которые тем или иным образом, основываясь на этом, извлекают корыстную выгоду из своего служебного положения или собственного авторитета, сопряженного с ним.
Но при таком определении коррупцией считалось бы хищение, которое совершается при злоупотребления собственным служебным положением. Тем не менее, не стоит путать взяточника и вора на государственной службе. Более того, в коррупционных махинациях задействовано не только служебное положение, но и связанные с ним возможности, связи и авторитет служащего.
Получение незаконного вознаграждения служит причиной, по которой государственный служащий исполняет некоторые действия, угодные взяткодателю. Следует заметить, что прием взятки как платы возможен за свои непосредственные служебные действия (например, как вознаграждение на ускорение какого-либо процесса), так и за действия, которые выходят за пределы его полномочий.
В число правонарушений, которые связаны с коррупционной деятельность, включают в себя:
а) коррупционные правонарушения, которые совершаются в виде предоставления, принятия материальных, иных благ и преимуществ;
б) правонарушения, которые создают ряд условий для коррупционной деятельности и обеспечивают [35].
Данные правонарушения отличаются большим многообразием и имеют уголовно-правовой, административный, гражданско-правовой, а также дисциплинарный характер.
Коррупция, безусловно, является одним из наиболее опасных социальных явлений, которое приводит к деградации правопорядка и его основ и ослабляет государственные институты. Коррупция — это опасное явление, которое требует организованного противодействия гражданского общества и государства.
Важнейшая антикоррупционная правовая мера — это установление юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
Субъекты коррупционных правонарушений (граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства) в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 19.12.2008 № 273 «О противодействии коррупции» за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сперва необходимо рассмотреть ряд обязанностей государственного служащего, которые закреплены в статье 15 Федерального закона о государственной гражданской службе. Неукоснительное соблюдение данных требования закона — это одно из ключевых административно-правовых средств противодействия коррупции.
Так, в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «о государственной гражданской службе» представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи [6].
К числу грубых дисциплинарных проступков относятся не являющиеся преступлениями нарушения государственными служащими запретов, ограничений и обязанностей, установленных статьями 16, 17 Федерального закона о государственной гражданской службе, например, непредставление сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. А также нарушения запретов, ограничений и обязанностей, установленных Федеральным законом о противодействии коррупции.
Остановимся подробнее на конфликте интересов.
Существует достаточно много попыток определения конфликта в научной литературе , но все из их сходятся в том, что конфликт характеризует собой некоторое разногласие [23].
Например, исследователь О.В. Казаченкова обращает внимание на конфликтный потенциал и предлагает определять его как совокупность всевозможных факторов и обстоятельств, которые способствуют появлению, формированию и эволюции конфликтов государственно-административной сферы [25]. В общих чертах источники конфликтного потенциала кроются в несовершенстве законодательства государственной службы, неэффективной организации работы государственных служащих; сложившейся системе, которая уничтожает профессионализм и лояльность государственным интересам.
М.В. Пресняков и С.Е. Чаннов отмечают, что в отечественной науке сам термин «конфликт интересов» в данном контексте стал использоваться относительно недавно, главным образом в связи с вопросами противодействия коррупции [44].
Федеральный закон о государственной гражданской службе дает определение термину «конфликт интересов». Так, согласно букве закона, под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Федеральный закон о противодействии коррупции также содержит определение конфликта интересов, которое идентично указанному выше. В общих чертах источники конфликтного потенциала кроются в несовершенстве законодательства государственной службы, неэффективной организации работы государственных служащих; сложившейся системе, которая уничтожает профессионализм и лояльность государственным интересам.
У государственных служащих есть специальная, предусмотренная законом, процедура для предотвращения конфликта интересов. Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении личной заинтересованности у государственного гражданского служащего, которая может привести к конфликту интересов, обязан предпринять меры по его предотвращению или урегулированию через рассмотрение этой проблемы в специальной комиссии.
Конфликт интересов заслуживает особого внимания представителей работодателя в связи с тем, что конфликт интересов создает предпосылки для уголовно наказуемых деяний [46, с. 222].
При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2. настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов.
Взыскание в виде замечания может быть применено к гражданскому служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения на основании рекомендации комиссии по урегулированию конфликтов интересов [6].
Особенное внимание нужно уделить подаркам. Чиновник не имеет права получать подарки в связи с исполнением должностных обязанностей, вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения) [2].
Для того, чтобы исключить возможность получения взятки в виде подарка, существует процедура декларирования имущества, в ходе которой чиновник обязан указать, как минимум, все недвижимое имущество, которым он владеет. Однако правоприменительная практика показывает, что помимо наличия в законодательстве данной процедуры, необходимо также уделить значительное внимание проработке деталей обязательности этой процедуры и ответственности за ее уклонение.
Существуют зафиксированные прецеденты, когда чиновники, не имевшие абсолютно никакого опыта работы (то есть, иными словами, никаких легальных возможностей для заработка, следовательно, если они и не получали взяток, то как минимум, они каким-то образом абсолютно точно замешаны в теневой экономике) помимо государственной службы, указывали в своих декларациях объекты недвижимости, превышавшие по стоимости всю их пожизненную зарплату и не имели никаких правовых проблем в следствие этого обстоятельства.
В соответствии со ст. 2.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) административным правонарушением признается противоправное, виновное деяние (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Коррупционные административные правонарушения могут совершаться путем использования служебного положения должностным лицом, государственным или муниципальным служащим, служащим некоммерческой организации вопреки установленному порядку регулирования, а также через подкуп, незаконное вознаграждение, присвоение.
КоАП РФ содержит более 20 составов административных правонарушений коррупционного характера, среди которых можно выделить такие, как: ст. 5.16 «Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах», ст. 5.17 «Непредставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума», ст. 5.20 «Незаконное финансирование избирательной кампании, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума, выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам», ст. 5.45 «Использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума», ст. 5.47 «Сбор подписей избирателей, участников референдума в запрещенных местах, а также сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено федеральным законом», ст. 5.50 «Нарушение правил перечисления средств, внесенных в избирательный фонд, фонд референдума», ст. 7.27 «Мелкое хищение» (в случае совершения соответствующего действия путем присвоения или растраты), ст. 7.30 «Нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков»,
ст. 14.9 «Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления», ст. 15.21 «Использование служебной информации на рынке ценных бумаг», ст. 19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица», ст. 19.29 «Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего)» (а также ст. 5.45 - 5.46, 5.48, 5.52, 7.29, 7.31, 7.31.1, ч. 1 и 4 ст. 14.35, 15.14 и др.) [4].
Административная ответственность чиновников выражается в применении государственными органами по отношению к ним взысканий за нарушения требований служебной дисциплины. Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил, обеспечение выполнения которых входит в их должностные обязанности, в сфере охраны порядка управления; государственного и общественного порядка; природы; здоровья населения и др. правил. Государственные служащие, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, в случаях, прямо предусмотренных ими, несут за совершение административных правонарушений дисциплинарную ответственность, а в остальных случаях - административную ответственность на общих основаниях.
Ст. 4.5 КоАП РФ закрепляет положение о сроке давности привлечения к административной ответственности. Следует отметить, что срок давности за нарушение законодательства о противодействии коррупции увеличен до 6 лет.
Данное изменение вполне обосновано, ведь для коррупционных правонарушений характерна высокая степень латентности и сложность расследования.
Следующий вид коррупционных правонарушений – коррупционные правонарушения носящие уголовно-правовой характер.
Под коррупционными преступлениями, понимаются предусмотренные УК РФ «общественно опасные деяния, непосредственно посягающие на авторитет публичной службы, выражающиеся в незаконном получении государственным, муниципальным или иным публичным служащим либо служащим коммерческой или иной организации (в том числе международной) каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении последним таких преимуществ» [18]. Уголовная ответственность государственных служащих регламентируется исключительно Уголовным кодексом РФ [3].
Эту группу преступлений можно определить как уменьшенные или неосторожные общественно-опасные деяния (действия или бездействия), посягающие на общественные отношения, регулирующие нормальную, регламентированную законом деятельность публичного аппарата управления, совершаемые должностными лицами в связи с исполнением ими своих служебных полномочий.
К преступлениям, связанным с коррупционными, относятся любые общественно опасные деяния, совершенные в соучастии с лицами, которые могут быть признаны виновными в совершении коррупционных преступлений, содержащие признаки состава преступлений, предусмотренных УК РФ:
Часть 3 статьи 159 «Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения».
Часть 3 статьи 160 «Присвоение или растрата, совершенная лицом с использованием своего служебного положения».
Статья 170 «Регистрация незаконных сделок с землей».
Части 2,3 статьи 178 «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции с использованием своего служебного положения».