Реале Дж._ Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. 3 том (1184483), страница 73
Текст из файла (страница 73)
Мы знаем о Нем только посвойствам, атрибутам, оптимальной структуре и конечным причинам вещей. Мы поклоняемся Ему засовершенство, но более всего за Его всевласть как слуги. Бог без власти, провидения и конечных причинесть не что иное, как факт и природа. Из слепой метафизической необходимости не можетвозникнуть разнообразие вещей.
Творения, созданные в разных местах и в разные времена, обязаныжизнью не иначе как воле Сущего необходимым образом. Бог видит, говорит, смеется, любит,ненавидит, желает, дарует, берет, борется, изготавливает, строит, основывает262 Научная революцияпостольку, поскольку любое суждение о Боге происходит из человеческого по сходству. Так и задачаестественной философии — говорить, отталкиваясь от феноменов.Ньютон, Philosophiae naturalis principia mathematica.Науки о жизниРазвитие анатомических исследованийВ XVI в. наблюдается бурный расцвет анатомических исследований. Наиболее известные ученые вэтой области знаний: Андреас Везалий (1514—1564), Мигель Сервет (1509—1553), Габриэль Фаллопий(1523—1562), Реальдо Коломбо (ок. 1516—1559), Андреа Чезальпино (1529—1603) и Фабриций диАквапенденте (1533—1619).
В том же году, когда Николай Коперник опубликовал работу «Обобращениях», Везалий, фламандец по происхождению, профессор из Падуи, отдал в печать работу «Остроении человеческого тела». Эта книга, основанная на личных наблюдениях автора, «была первымскрупулезным описанием человеческой анатомии из когда-либо известных человечеству» (А. Азимов).Она разошлась по всей Европе в тысячах экземпляров. Книга была прекрасно иллюстрирована;некоторые рисунки выполнены Яном Стевензооном ван Калькаром, учеником Тициана. Галенутверждал, что кровь перетекает из правого желудочка сердца в левый через разделительнуюперегородку, называемую мембраной. Везалий возразил Галену, что сердечная мембрана плотная иимеет мускулистую природу.
Во втором издании своего труда (1555) он уже открыто заявляет, что кровьне может проникнуть через мембрану: «До недавних пор я бы не осмелился даже на волосок отступитьот мнения Галена. Но мембрана так же плотна, как и остальная часть сердца. Поэтому я не могу понять,как даже самая маленькая частичка может проникнуть из правого желудочка сердца в левый». Везалиюне удалось объяснить движение крови в теле человека.Мигель Сервет, религиозный реформатор (в 1553 г. был отправлен на костер Кальвином),Д.
Антисери и Дж. Реале. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта - СПетербург, «Пневма», 2002, 880 с, с ил.Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru138познакомившийся с Везалием в Париже, предположил, что кровь попадает из правого резервуара в левыйчерез легкие. После Сервета Реальдо Коломбо (также профессор анатоУильям Гарвей 263мии в Падуе) выдвинул идею, что дыхание скорее процесс очищения крови, а не процесс охлаждения.В работе «Восстановление христианства» (ее сожгли вместе с автором, Серветом; сохранились толькотри экземпляра: в Париже, Вене и Эдинбурге) мы читаем: «Кровь направляется от легочных артерий клегочным венам по длинному пути через легкие; по мере прохождения этого пути она становитсякармазинного (ярко-красного) цвета», «очищаясь от прокопченных паров при выдыхании».Реальдо Коломбо в книге «Об анатомии» пишет: «Кровь попадает в легкие через артериальную вену;смешавшись с воздухом, она проходит через венозную артерию к левому сердцу».
Анатом, ботаник иминералог Андреа Чезальпино, профессор анатомии в Пизе и Падуе, утверждал, вопреки доктринеГалена, что кровеносные сосуды берут свое начало от сердца, а не от печени, что кровь проникает во всечасти тела. В Падуе работал также Фабриций ди Аквапенденте, анатом и эмбриолог, занимавшийсяизучением венозных клапанов, но к кровообращению он так и не пришел. Фаллопий, продолжаятрадицию Везалия, описал каналы, ведущие от яичников к матке, и по сей день они именуютсяфаллопиевыми трубами. А Бартоломео Евстахий (ок. 1500—1574), противник Везалия и последовательГалена, изучал, среди прочего, проток, ведущий от уха к горлу, который теперь называется евстахиевойтрубой.Уильям Гарвей: открытие кровообращения и биологическиймеханицизмТакова картина развития анатомии в XVI в.
Однако анатомические исследования претерпелизначительные изменения, когда Уильям Гарвей (1578—1657) опубликовал в 1628 г. работу «О движениисердца», где изложена теория кровообращения. Речь идет о революционном открытии, по крайней мере,по трем причинам. Прежде всего оно знаменует собой конец галеновой традиции; во-вторых, былизаложены основы экспериментальной физиологии; в-третьих, теория кровообращения, воспринятаяДекартом и Гоббсом, стала одной из наиболее прочных опор механицистской парадигмы биологии. Ихотя Гарвей и говорит, что «сердце можно...
считать основой жизни и солнцем микрокосма», онсистематизирует результаты предыдущих анатомических исследований в пределах строго механистскоймодели: Таково истинное движение крови... кровь из левого желудочка сердца выталкивается ираспределяется через артерии внутри264 Научная революцияУильям Гарвейорганизма, в каждую из его частей, а обратно, через вены кровь стекается через полую вену к правомужелудочку. Пульсациями правого желудочка кровь выталкивается в легкие через легочную артерию. Отлегких кровь стекается в левое предсердие, далее, в левый желудочек... Сердце воспринимается какнасос, вены и артерии — трубы, кровь — как жидкость, движущаяся под давлением, а венозные клапаныосуществляют ту же функцию, что и клапаны механические.
Опираясь на эту механистическую модель,Гарвей опроверг французского врача Жана Фернеля (1497— 1559). Анатомируя трупы, Фернель увидел,что артерии и левый желудочек сердца пусты, и заявил в работе «Всеобщая медицина» (1542), что этипространства заполняло «эфирное тело», жизненный «дух», исчезавший со смертью человека. ГарвейД.
Антисери и Дж. Реале. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта - СПетербург, «Пневма», 2002, 880 с, с ил.Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru139пишет: «Фернель, и не только он, утверждает, что эти духи — невидимые субстанции. <...> Необходимосказать, что мы в ходе анатомических исследований ни разу не обнаружили никакого духа ни в венах, нив нервах, ни в какой другой части организма».Теория Гарвея представляет собой важный вклад в механистическую философию. Декартраспространит на все живые существа идею (уже высказанную Леонардо и присутствующую у Галилея),что живой организм — это разновидность механизма. Она ляжет в основу исследований АльфонсоБорелли (1608—1679), члена академии Чименто, профессора математики в Пизе, автора большого труда«О движении животных», опубликованного после его смерти в 1680 г.
Борелли изучал статику идинамику тела, рассчитывая силу, развиФранческо Реди 265ваемую мускулами при ходьбе, беге, прыжках, поднятии тяжестей, внутренних движениях сердца. Онвыявил мускульную силу сердца и скорость крови в артериях и венах. Согласно Борелли, сердцефункционирует, как цилиндр с клапанами, а легкие — как два меха. Теми же средствами Бореллипроанализировал полет птиц, плавание рыб и скольжение червей.Франческо Реди против теории самозарожденияДругим известным членом академии Чименто стал аретинец Франческо Реди (1626 —1698), которыйвыступил с решительной критикой теории самозарождения. В работе «Опыты о размножениинасекомых» Реди пишет: «По мнению древних и современных ученых, всякий гниющий иразлагающийся труп или грязь иного рода порождает червей; поэтому я, решив выяснить истину, вначале июня попросил умертвить трех змей из тех, которых называют змеями Эскулапа; мертвых их япоместил в открытый ящик, с тем чтобы они там разлагались: прошло немного времени, и я увидел, чтоони все покрыты червями конусной формы без единой ноги насколько можно было увидеть глазами, иэти черви, пожирая мясо, росли на глазах».
Тем самым Реди словно бы подтверждает теориюсамозарождения. Но далее он пишет, что, повторяя эксперимент, он «почти всегда видел на мясе, рыбе ивокруг... не только червей, но и личинки, из которых выводятся черви. Эти личинки появлялись изиспражнений мух, оставляемых на рыбе или мясе.
Это уже было отмечено и составителями словарянашей Академии, и охотниками на диких зверей, и мясниками, и домохозяйками, которые, чтобыпредохранить летом мясо от всякой дряни, кладут его под сетку от мух или покрывают куском белойткани. Великий Гомер в девятнадцатой книге «Илиады» описывает опасения Ахилла, когда он собиралсяотомстить Гектору за смерть друга: как бы мухи не развели червей в ранах мертвого Патрокла...
Исердобольная мать пообещала ему, что, с божьей помощью, она не допустит к телу Патрокла полчищанесущих нечистоты мух, и вопреки законам природы она сохранит его целым и невредимым в течениегода... Вот почему, — продолжает Роди,— я начал сомневаться и думать, не из яиц ли мух появляютсячерви, а не из самого прогнившего мяса, и я тем более утверждался в своем мнении, когда во всех своихопытах видел, что на мясо, прежде чем оно покрывалось червями, всегда садились такие же мухи,которые потом рождались.
Но сомнение было бы266 Научная революциябесплодным, если бы не подтверждалось опытом. Поэтому в июле я положил в четыре фляги сшироким горлом змею, несколько речных рыб, несколько угрей из р. Арно и кусок телятины; затем,закрыв как следует горлышки бумагой, перевязал веревкой и запечатал; я положил в другие такие жефляги те же предметы и оставил горлышки открытыми; прошло совсем немного времени, и рыбы и мясов открытых флягах покрылись червями, и видно было, как в эти сосуды свободно влетали мухи.