Реале Дж._ Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. 1_ 2 тома (1184482), страница 44
Текст из файла (страница 44)
Смерть эпизодична, жизнь духовноговечна. Смысл парадокса сохраняется и в обратной перспективе: философ — тот, кто стремится кподлинной жизни в духе. Но найти дух — значит потерять тело. Смысл избавления от телесного — вуподоблении богу, мере всех вещей, и обретении идеального бытия через добродетель и познание.Познание как очищение души и диалектика как обращениеВысшим моральным долгом Сократ считал попечение о собственной душе. Заботиться о душе,добавляет Платон, — значит радеть о ее чистоте. Своеобразие платоновского мистицизма состоит вакценте на силу катарсиса в научном поиске и восхождении к знаниям. Процесс разумного освоениямира со временем становится процессом морального преображения.
Добродетель в том и состоит, что измира иллюзий мы постепенно попадаем в мир подлинный. Диалектика дает освобождение от цепейчувственного, что дает возможность причастия к истинному бытию высшего Блага. Мы видим у Платонаисходный смысл понятия "преображения", которое затем в христианстве станет центральным.Бессмертие душиДля обоснования морали Сократу было достаточно сделать акцент на душе как сущности человека.Смертна душа или нет, не так важно, ведь добродетель награждает себя сама, как себя обличает и караетпорок.
Открытие метафизики и орфическое ядро заставляли Платона сконцентрироваться на проблемебессмертия. Аморализму политиков-софистов он противопоставил мощные аргументы в пользунетленности всего духовного, этой теме посвящены диалоги "Менон", "Федон", "Федр", "Государство".Человеческая душа имеет способность улавливать неподвижное и вечное. Однако для такойспособности душе необходимо иметь сходную природу, иначе восприятие вечного невозможно. Сталобыть, душа так же неизменна, как и ей знакомая вечность.В "Тимее" души предстают порожденными Демиургом вместе с мировой душой.
Душа имеет началово времени, но смерти не властна в силу божественного статуса, как и все, что прямо произведеКонцепция человека 155но Демиургом. С чего бы ни начал Платон, вывод все тот же: существование души осмысленно лишькак то, что порче и отрицанию не подвержено.Метемпсихоз и судьба души после смертиПосмертная судьба души особенно увлекает Платона; в виде различных мифов она складывается впричудливый рисунок. От орфиков философ взял идею миграции душ от одного тела к другому, идеюмногих рождений. В диалоге "Федон" мы читаем, что души, испорченные страстями, вожделениями,наслаждениями, и после смерти не могут найти покой.
Они бродяжничают, как фантомы, пока невселятся в другие тела, такие же бестолковые, как и в предшествующей жизни. Только у добродетельныхдуш есть шанс соединиться с кроткими и миролюбивыми телами достойных людей. Тем, кто очистилсвое тело полностью и возлюбил святую мудрость, станет доступно высокое племя богов.В "Государстве" Платон говорит о втором типе реинкарнации, отличном от первого. КоличественнаяД.
Антисери и Дж. Реале. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье (12) — «Издательство Пневма», С-Петербург, 2003, 688 с , илЯнко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru87ограниченность душ и необходимость порядка в небесном воздаянии по заслугам заставили Платоназаняться расчетами. Поскольку одна жизнь не превышает ста лет, внеземная жизнь должна иметь вдесять раз большую продолжительность, т.е. тысячу лет (согласно пифагорейской числовой магии).
Длядуш, несущих бремя тяжких грехов, наказание беспредельно. В целом по окончании тысячелетнегоцикла души должны вернуться, чтобы затем воплотиться вновь. Души то падают в тела, то воспаряют кнебесам. Космическому — наряду с индивидуальным — циклу реинкарнаций посвящены миф об Эре("Государство") и миф о крылатой колеснице ("Федр").Миф об ЭреВремя от времени души собираются на божий суд для определения дальнейшей судьбы каждой изних. По греческой традиции, среди богов в этой ситуации главная — богиня Ананка (Необходимость), ас ней ее дочь мойра Лахесис.
При этом человек не выбирает, жить или не жить, но души свободны ввыборе: жить по справедливости ради блага или в пороках ради зла.156 Платон"Сверху на каждом из кругов веретена восседает по сирене; вращаясь, каждая из них издает один звукодной и той же высоты. Из восьми звуков получается стройная гармония.
Около сирен на равномрасстоянии сидят на престолах три мойры, дочери Ананки: Лахесис, Клото и Атропос. Они во всембелом и с венками на головах. Под пение сирен Лахесис воспевает прошлое, Клото — настоящее,Атропос — будущее. Время от времени Клото касается правой рукой наружного обода веретена, помогаявращению, Атропос левой рукой делает то же самое с внутренними кругами, а Лахесис касается тоодного, то другого.Прорицатель расставил души по порядку, взял с колен Лахесис жребии и парадигмы жизней, взошелна высокий помост и сказал:"Слово дочери Ананки, девы Лахесис.
Однодневные души! Вот начало другого оборота, опасного длясмертного рода. Не вас определит по жребию гений, а вы изберете его сами. Чей жребий будет первым,тот первым выберет себе будущую жизнь. Добродетель не есть достояние кого-то одного, каждый,почитая ее или игнорируя, приобщится к ней больше или меньше. Это будет вина избирающего, бог невиновен".Сказав, прорицатель бросил жребии в толпу, каждый поднял по жребию, кроме Эра, которому небыло дозволено. Всякому поднявшему стало ясно, какой он по счету при жеребьевке.
Прорицательразложил на земле образцы жизней в количестве большем, чем число присутствующих. Образцы быливесьма различны: жизни различных животных и людей. Среди них были жизни тиранов, пожизненныхили закончивших свои дни бедностью, изгнанием и нищетой. Были и жизни тех, кто прославилсявнешностью, красотой, силой в состязаниях, родовитостью и доблестью своих предков. Был и образецжизни неприметных людей, а также женской доли.
Однако душевный склад определяло то, изберет личеловек другой образ жизни. Впрочем, богатство и бедность, болезнь и здоровье, промежуточныесостояния — все было тут вперемежку.Для человека, дорогой Главкон, опасность именно здесь, поэтому следует позаботиться, чтобы статьучеником и наилучшим знатоком, дабы распознавать достойный и порочный образ жизни, а извозможного всегда и везде выбирать самое лучшее. Учитывая это, важно понимать, что такое красота, всоединении ли с бедностью или богатством душа творит зло или благо, что значит благородство илинизость, частная жизнь, государственные должности, мощь иКонцепция человека 157слабость, восприимчивость к знаниям и бездарность. Природные свойства души и приобретенныекачества помогают человеку сделать верный выбор...
В Аид надо отойти с твердым, как алмаз,убеждением, чтобы не одолело зло, не постигла участь тирана. Как в этой, так и в будущей жизни надоуметь выбирать средний путь и избегать крайностей. В этом высшее счастье человека.Тогда прорицатель сказал: "Для того, кто приступит последним к выбору, имеется не такая уж плохаяучасть, если выбирать с умом и жить по строгости. Если выбираешь первым, не будь невнимательным, аесли последним, в конце — не отчаивайся!"После этих слов прорицателя подошел тот, кто вытянул жребий могущественнейшего тирана.
Понеразумию и ненасытности он выбрал участь пожирателя собственных детей и другие всевозможныебеды. Он начал бить себя в грудь, обвинять судьбу, богов, всех, кроме самого себя... Вообще, есличеловек умело философствовал и жребий ему выпал не из последних, то, согласно вестям из иного мира,он и на земле будет счастлив, и путь его отсюда туда и обратно будет не тернистым и подземным, аровным и небесным.Зрелище выбора участи, рассказывал Эр, было жалким, смешным и странным. Большей частью выборсоответствовал привычкам предшествующей жизни. Душа бывшего Орфея выбрала жизнь лебедя из-заненависти к женскому полу: его душа не пожелала родиться от женщины. Эр видел, что душа Фамиридавыбрала жизнь соловья... Душа с двадцатым жребием выбрала жизнь льва; это была душа Аякса, сынаТеламона...
Где-то среди самых последних он увидел душу Терсита, всеобщего посмешища, — онаоблачилась обезьяной... Душа Одиссея, помня прежние тяготы и отбросив честолюбие, долго бродила впоисках жизни обыкновенного человека; наконец нашла ее, где-то валявшуюся и никому не нужную...Души разных зверей переходили друг в друга, неправедные — в диких, а справедливые — в кротких,словом, происходили всевозможные смешения.Когда души определились с выбором, в порядке жребия они стали подходить к Лахесис. Какого генияД.
Антисери и Дж. Реале. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье (12) — «Издательство Пневма», С-Петербург, 2003, 688 с , илЯнко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru88выбрала себе душа, того она с ним и посылает как стража жизни и исполнителя сделанного выбора. Этотстраж ведет душу под руку к Клото, где вращается веретено. Так подтверждается выбранная по жребиюучасть.
После приобщения к Клото он ведет душу к пряже Атропос, что делает нити жизни еще крепче.158 ПлатонОтсюда душа, не оборачиваясь, идет к престолу Ананки и проходит через него. Затем все вместедуши в жару и страшный зной отправляются в долину Леты, где нет ни деревьев, ни другойрастительности. Под вечер они располагаются у реки Амелет, вода которой не держится ни в какомсосуде. Все должны были испить той воды. Кто пил без меры, тот все забывал. Когда все легли спать, вполночь разразилось землетрясение. Внезапно всех понесло вверх в разные стороны, к местам, где комусуждено было родиться, так они рассыпались по небу, как звезды. Эру не было дозволено испить этойводы.
Он не узнал, где и каким образом его душа вернулась в тело. Внезапно очнувшись на рассвете, онувидел себя на костре...Убежденные, что душа бессмертна и может перенести любое зло и благо, мы все будем держатьсянебесного пути и всячески соблюдать справедливость вместе с разумностью, чтобы, пока мы здесь, бытьдрузьями самим себе и богам.
Заслужив себе награды, как победители на состязаниях, собирающие дары,и здесь, и в том тысячелетнем странствии нам будет хорошо"(Платон, Государство, 617е — 620d).Миф о крылатой колесницеВ диалоге "Федр" Платон дал еще одну версию потустороннего бытия. Возможно, он попыталсяобъяснить, почему же души соединяются с телами, в чем причина их родства с божественным.