Реале Дж._ Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. 1_ 2 тома (1184482), страница 43
Текст из файла (страница 43)
Небытие по этой причине абсолютнонепознаваемо. Поскольку между бытием и небытием есть большая промежуточная сфера становящегося,точно так же между осведомленностью и невежеством есть промежуточная форма полузнания, илиобласть мнений, — doxa.150 ПлатонМнение всегда обманчиво. Случается, что и банальные мнения бывают полезными иправдоподобными, все же гарантии собственной точности они не имеют, поэтому их отличаютнеустойчивость и ненадежность. Для сообщения устойчивости необходима, читаем мы в "Меноне",связность с серией причин, каузальным основанием. Мнение фиксируется посредством эпистем,упорядоченный набор эпистем дает в итоге научное знание.Платон уточняет, что мнения делятся на eikasia (простое воображение) и pistis (верования). Научноезнание на уровне опосредования он называет dianoia (рассуждающим), когда речь идет о чистоймудрости, то это noesis.
Каждой форме познания соответствует форма бытия как реальности.Воображение и верования имеют дело с тенями и образами вещей, математическим объектамсоответствует дианоэтическое знание, ноэтическое знание — это чистая диалектика идеального.Математика — медиум, ибо опосредует визуальные элементы и теоретические гипотезы. Чистое знаниеабсолютно идеального, от чего все зависит, дает noesis, гармоническое завершение его — Идея Блага.Д.
Антисери и Дж. Реале. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье (12) — «Издательство Пневма», С-Петербург, 2003, 688 с , илЯнко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru85ДиалектикаВ быту простым людям хватает верований, мнений и фантазийных образов. Математикиподнимаются несколько выше, но вершины знания открыты лишь настоящим философам. Мудрец, безсожаления оставив все чувственное, отдаст себя незаинтересованному созерцанию, соберет с помощьюинтуиции все чистые идеи, их позитивные и негативные соотношения, затем совершит восхождение отидеи к идее, пока не доберется до самой вершины. Путь восхождения к безусловному Платон называетдиалектикой, искусством философствования.Диалектику восходящую — от чувственного к идеальному — дополняет нисходящая диалектика —от высшей идеи через разделение к уточнению детальной картины иерархической структуры идеальногомира.
В диалогах последнего периода диайретический процесс обстоятельно проиллюстрирован. Мывидим, что новое значение слова "диалектика" является прямым следствием из второй навигацииПлатона.Познание, диалектика, искусство и платоническая любовь 151Искусство как удаление от истиныИсследуя сущность, роль и ценность искусства, Платон ставит его в зависимость от истины.Неумение провести четкое различие между истиной и искусством ведет к негативной оценке всегоподражательного. Искусство скрывает истину, это форма неистинного познания. Оно лжет, поэтому неулучшает человеческую природу, не воспитывает, а развращает, попустительствует иррациональнымспособностям, которые диаметрально противоположны разумным.Поэт становится поэтом по наитию, а не благодаря умножению познаний.
Создавая нечто, онприходит в исступление, не ведает, что творит, а значит, не может ни себе, ни другому объяснить сутьсделанного. Поэтом становятся по милости Божьей, а не благодаря познаниям.Искусство как мимезис в 10-й книге "Государства" названо подражанием чувственному. Образ идеиудален от истины настолько же, насколько копия далека от оригинала.
"Если б художник или поэт былпо-настоящему сведущ в том, чему подражает, то все его усилия, полагаю, были бы направлены насозидание, а не на подражание... Известно ли предание, чтобы хоть один из поэтов — древних или новых— вернул кому-то здоровье, как Асклепий, или чтобы оставил учеников?.. Дорогой Гомер, если ты всмысле совершенства стоишь не на третьем месте от подлинного, то знал бы, какие занятия делаютлюдей самыми достойными в государстве... Какое государство признает тебя своим законодателем,которому всем обязаны? Италия и Сицилия таковым считают Харонда, мы — Солона, а тебя кто?..Неужели Гомеру и Гесиоду, будь они способны содействовать добродетели, позволили бы вести жизньбродячих певцов, не дорожили бы ими больше, чем золотом, не заставили бы их обосноваться, чтобыследовать за ними неотступно и учиться у них?"Государство, кн.
10, 599е, 600еТрижды удаленные от истины жрецы искусства льют воду, по Платону, на мельницу далеко не самойблагородной части души, поэтому должны быть изгнаны из идеального государства. Философ, заметим,отрицает самоценность искусства. Оно обязано служить благу и истине; предоставленное самому себе,оно становится фальшивым и порочным. Чтобы этого не случилось, искусство должно быть направляемофилософией.
Поэт обязан руководствоваться философскими правилами.152 ПлатонРиторика, по Платону, в своих претензиях убеждать всех во всем еще больше удалена от истины.Будучи невеждой, ритор играет на предрассудках толпы, заставляет публику поверить в собственноеправо учить других. Риторика, используя доверчивость и легковесность людской натуры, злонамеренно ичасто не без успеха создает подобия истины. На эту низость не способны даже балаганные шуты идругие служители искусства.
Суровый приговор выносит риторам Платон в диалоге "Горгий", хотя в"Федре" риторика, служащая истине, оценена достаточно высоко, ибо она может быть и сестройдиалектики.Платоническая любовь как алогичный путь к абсолютуТема прекрасного, напротив, никак не связана у Платона с искусством. Красота живет рядом сЭросом и любовью. Чувственная любовь подобна мосту, связывающему человека с миромсверхчувственного. Это сила крыльев, поднимающих к метаэмпирической сути бытия. Для любого грекавне Блага нет Красоты, так Эрос становится алогичным путем к Абсолюту и особыми вратами в мириной.Любовная аналитика не может не восхищать, из всего написанного Платоном страницы,посвященные сути любви, самые вдохновенные и прекрасные. Не Благо и не Красота, Любовь — жаждатого и другого.
Будучи между божественным и человеческим, между смертью и бессмертием,эротическое как вид демонического связует два полюса.Философ — носитель любви в самом точном смысле этого слова. Мудростью — софией — владеетлишь Творец. Невежество — удел лишенных мудрости. Философ находится между невежеством имудростью. Понимая невозможность владения истиной, он одержим страстью к ней, ненасытная жаждаделает его жизнь сплошным порывом. Все как в любовном приключенческом романе: страсть,возлюбленная, погоня, неудачи, попытки, штурм, поражения и т.
п. Любовь знает много дорог и многоразличных ступеней блага, только настоящий любовник знает, как преодолеть все и на вершине увидетьабсолютно прекрасное Благо.Д. Антисери и Дж. Реале. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье (12) — «Издательство Пневма», С-Петербург, 2003, 688 с , илЯнко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru86Низшая ступень лестницы любви — физическое желание владеть красивым телом, зачать в немдругое тело.
В нем проявлено желание бессмертия, ведь и смертное зачатие дает форму вечного. НаКонцепция человека 153второй ступени мы очаровываемся не телом, а душой. Семена такой неплотской очарованностипрорастают в пространстве духа. Среди таких влюбленных мы видим художественные натуры, радетелейзакона и справедливости, увлеченных чистой наукой. На вершине лестницы нас ждет ослепительноесияние идеи Красоты-Абсолюта. В диалоге "Федр" Платон связывает концепцию Эроса с теориейвоспоминания. Душа в первоначальной жизни знала идеальный мир, видела Гиперуранию. Потерявкрылья и соединившись с телом, она обо всем забыла. Однако в размышлениях начинает постепенноприпоминать уже виденное. Специфика Красоты в том, что напоминание о ней чрезвычайно наглядно ивосхитительно сладостно.
Свечение идеальной Красоты в конкретном и живом теле воспламеняет душу,у нее вырастают крылья. Желание приподняться, лететь и вернуться туда, где не суждено было остаться,рождено Эросом. Он возвращает людям их древние крылья, напоминает об их назначении жить средибогов, усиливает ностальгию по Абсолюту.Концепция человекаПлатоновская концепция человека основана на разнопорядковой природе души и тела. Тело —темница души, отсюда постоянная тема бегства от всего телесного и мирского, мотив уподоблениябожественному. С понятием метемпсихоза тесно связаны теории бессмертия души, переселения душ иэсхатологических судеб.Идеи являются причиной всего сущего; с точки зрения онтологии, это позиция монизма. Однакокомпонент орфизма вводит резкий контраст между сверхчувственной душой и чувственным телом.
Телоне просто обитель души на службе у последней, как полагал Сократ. Оно — могильный склеп, тюрьма,духовная смерть. Платон ссылается на Еврипида: жить — не значит ли умирать, а умирать — не значитли возрождаться?Смерть тела открывает новую жизнь душе. Корень всех зол, нездоровых страстей, неприязни,невежества, безумия Платон усматривает в телесном. Со временем эта тема утрачивает остроту, хотярезкая грань между сверхчувственной умопостигаемой сущностью и чувственной телесностью остается.154 ПлатонДуша бежит от тела, об этом подробно говорится в "Федоне". Настоящий философ не имеет мирскихпривязанностей, истинная философия — упражнение в смерти.