Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 3 (1184480), страница 70
Текст из файла (страница 70)
Идолы теЛакана, Р. Барта, а также постструктуралиста Ж. Деррида «ноатра возникают из приверженности людей к одностороннимвые философы» выступили за нетрадиционное пониманиетеориям и превратным доказательствам, эти идолы мешаютистории и места в ней человека, проблем социальной ревовидеть за искусственными мирами, которые рисуют такиелюции и общественного прогресса. В центре внимания — метеории, все многообразие и богатство действительного мира.ханизм власти и угнетения; связи власти с наукой и идеолоНе всякие идолы можно искоренить, но можно, осознав ихгией; возможности автономного протеста личности противхарактер и воздействие на ум, ослабить их влияние.
Противоотчуждающих систем—политических, экономических, социядием здесь служит мудрое сомнение и методологически праальных. Одним из лидеров «новых философов» выступил Анвильно организованное исследование.дре Глюксман. Главными виновниками тоталитаризма он счиСиллогистическая логика не улавливает тонкости совершентает «властителей-мыслителей», создателей революционныхства природы. С другой стороны, силлогистическое доказатеорий, к которым относит Фихте, Гегеля, Ницше и Маркса.тельство уже предполагает правильно абстрагированные и хоИстория, по Глюксману,— это реализация идей, представленрошо определенные понятия и аксиомы. Поэтому истинноеных в текстах великих авторитетов мысли, написанных спе«орудие» познания — это индукция.
Но не та, что заключаетциально для достижения господства. Позднее он обратилсялишь на основании простого перечисления ограниченногок идеям Декарта, который, в отличие от «властителей-мысчисла благоприятных случаев, а та, что представляет собойлителей», не создает «позитивной идеологии», а пытаетсяопределенный рациональный метод анализа опытных данраскрыть человеческие заблуждения. Позитивная программаных, производящий в опыте разделение и отбор и путем должГлюксмана отмечена крайним пессимизмом: человека, отканых исключений наводящий на необходимые обобщения.завшегося от борьбы и конфликтов, ждет безысходное одиСтруктуру такой индукции составляют «таблицы открытий».ночество. Другой лидер «новых философов» — Бернар-АнриСобирается достаточное количество самых разнообразныхЛеви — разрабатывал концепцию «онтологии власти».
Струкслучаев того явления, внутренняя причина (или «форма») котуры власти, запечатлеваемые в языке, требуют полной ниторого ищется (таблица присутствия); затем—множество слувелировки индивидуально-личностного начата и ведут к нечаев, как можно более подобных предыдущим, в которых этоскончаемому увеличению отчуждения и зла. Леви подчеркиявление отсутствует (таблица отсутствия); затем — множествал значение иудео-христианской традиции, призваннойво случаев, в которых наблюдается изменение интенсивносвоодушевлять людей на противостояние всепроникающейти данного явления (таблица степеней).
Сравнение и анализ«онтологии ачасти».этих таблиц позволяют исключить факторы, постоянно несопутствующиеисследуемому явлению, и, остановившись наЛит.: Кутасова И. М. Антифилософия «новой философии». М.,1984; GlucksmainA. Les maitres penseurs. P., 1977; LevyB.-A. La barbaric постоянно сопутствующих, в итоге выявить его внутреннююпричину,или«форму».Аэтопозволитипрактическивоспроизvisage humain.
P., 1977.веститакое яатение. Работу индуктивного метода Бэкон илИ. С. Вдовинаном случае оно производно. В обоих случаях установлениюподлежат либо истины разума, либо истины факта. Демонстративное (в опоре на доказательства) познание строится наинтуитивном познании при помощи опосредствующих идей.Достигнутое на настоящий момент познание жестко ограничено малостью нашего уголка вселенной. «Человеческомуроду предстоят значительные перемены как в хорошую,так и в дурную сторону». Лейбниц ожидает прогресса наук,особенно медицины: она поможет добродетельному счастьючеловечества, «когда люди станут благоразумнее, чем теперь,и сильные мира сего научатся лучше использовать свои богатства и свое могущество для своего собственного счастья» (гл.3).
Разум отличен от веры, как природа от благодати. Лейбниц предостерегает от многочисленных ложных экста-зови пророчеств. Возвращаясь к своим просветительским проектам, он напоминает «о росте человеческого знания за последний век» и не сомневается в том, что «человечество добьется значительных успехов в более спокойные времена прикаком-нибудь великом государе, которого Бог поставит дляблага человеческого рода».«Новые опыты» были впервые изданы Р. Э. Распе в Амстердаме и Лейпциге в 1765. Русский перевод П. С.
Юшкевича(1936). См. лит. к ст. Лейбниц.В. В. Бибихин103НОМЕНКЛАТУРАлюстрирует на примере нахождения «формы» тепла. Процессуиндуктивного заключения способствуют исключительные ситуации, в которых природа исследуемого явления обнаруживается более очевидно, чем обычно. На рассмотрении таких«преимущественных примеров» и обрывается бэконовскийтрактат.Произведение Бэкона, изобилующее глубокими философскими соображениями и броскими афоризмами, положило начало философии и методологии опытной науки Нового времени.
Своей разработкой способа индуктивного исследованияБэкон указал новое направление развитию логики, которое вполной мере было оценено и воспринято лишь в 19 в.А. Л. СубботинНОМЕНКЛАТУРА (лат. nomenclature — перечень, росписьимен) — правящий слой социалистического общества, обладающий определенными привилегиями социальными. Представления о номенклатуре развивались в русле концепций нового класса. Еще И. А Бердяев констатировал, что диктатурапролетариата, усилив государственную власть, создает колоссальную бюрократию, новый привилегированный класс,который может жестоко эксплуатировать народные массы.Политическая бюрократия, констатировал М. Джилас, есть новый класс коммунистического общества. Некоторое сходствомежду номенклатурой и усиливающей свои позиции западнойполитической, административной, производственной бюрократией (концепции «революции менеджеров», разделениясобственности и контроля) побуждает ряд теоретиков и политиков^.
Рицциидр.)усматриватьвформировании номенклатуры проявление всеобщей тенденции к бюрократизацииобщества.По мнению М. С. Вселенского, номенклатура — господствующий класс социалистического общества, которое, как ивсе предшествовавшие классовые общества, является антагонистическим. В этот класс входят лица, состоящие в штатнойноменклатуре партийных органов: ответственные работникипарторганов, руководители государственных органов и негосударственных организаций и учреждений. Принадлежностьк выборной номенклатуре (члены выборных партийных органов, депутаты Советов), не подкрепленная принадлежностью к штатной номенклатуре, означала включение в элиту,но не в правящий класс.В качестве правящего класса номенклатуру иногда рассматривают как коллективный субъект собственности, формально именуемой общенародной или государственной (Джилас,Вселенский), При коммунистических режимах, считает Джилас, общественно-политические отношения и собственность(тоталитарная власть и монополия на собственность) сопрягаются сильнее, чем где-либо еще.
При этом понятие собственности переводится из юридической в«фактическую» плоскость вдухе концепций «реальной собственности» (собственник тот, кто обладает контролем, фактически распоряжается). В действительности, однако, номенклатура получаетвозможность неограниченного распоряжения государственной собственностью не потому, что сама является собственником, а в силу институционального, безлично-субъектногохарактера представляемого и персонифицируемого ею государства как юридического (и фактического) субъекта правасобственности в отношении основной массы средств производства (см.
Институт социальный).С идеей номенклатурного государства перекликается развивавшаяся евразийцами концепция идеократии — построениягосударства и всего общества на основе безусловного господства некоторой «правильной» идеи, «идеи-правительницы»,носителем и проводником которой выступает правящий слой,формируемый на основе подбора.Лит.: Восленский М. С. Номенклатура.
М, 1991; Джияас М. Лицо тоталитаризма. М., 1992.В. М. БыченковНОМИНАЛИЗМ (лат. nominalis — относящийся к именам,именной, от потеп — имя) — одно из основных философскихнаправлений в решении проблемы универсалий и исторически первая форма материализма. В методологическом плане,начиная с позднего средневековья, номинализм становитсясвоего рода эмпирической философией пробуждающейсянауки. Согласно номинализму, предметный мир вне мышления и сознания — это всецело эмпирический мир.
Поэтомувне чувственного опыта нет никакой объективной реальности. Только конкретные вещи — индивиды — существуют вфизическом смысле этого слова. Поэтому онтология номинализма допускает лишь минимальные классы родо-видовогопорядка (infima species), лишь один «уровень реальности»— уровень пространственно-временных объектов («фактов»,«конкретов», «атомов» и т. п.), которые одни существуют«сами по себе», тогда как все возможные отношения междуними и даже некоторые их свойства зависят от способов нашего рассмотрения. Что же касается абстрактных объектов(абстрактных сущностей, универсалий), которые в чувственном опыте не даны, то они «сами по себе» (вне мышления иречи) не существуют.
Своим действительным существованием и значением они обязаны их материальному носителю— языку. И поскольку существование абстрактных объектовчисто словесное, их включение в онтологию недопустимо.Эта общая установка номинализма пополнялась и обогащалась разработками частного порядка по мере развития философии и науки. Современный номинализм, изгоняя абстрактные объекты из онтологии, не запрещает их использование втеории или в научной практике, лишь бы при этом правильно пользовались абстракшими и умели отличать полезныеабстракции от бесполезных, а для этого необходимо преждевсего уметь доказывать непротиворечивость вводимых абстракций, в частности уметь их исключать разысканием подходящей эмпирической модели.
К примеру, использование абстракций «добро» и «красота» гносеологически оправдано ужетаким очевидным эмпирическим фактом, как существованиедобрых людей и красивых женщин.Простымдопустимымспособом введения абстрактных объектов номинализм считает практику их контекстуальных определений. В этом случае абстрактные объекты вводятся в теорию как faeon de parler, или как символические фикции. Этисимволические фикции не имеют «собственного» значения,но их использование служит «сокращающим приемом» дляформулировки вполне ос мысленных утверждений ореальныхобъектах, особенно в тех случаях, когда этих объектов конечнонеобозримое или бесконечное множество.
Так, говорят «всёкрасное» вместо того, чтобы говорить: «это красное», и «этокрасное», и «это...», т. е. вместо того, чтобы перечислять всекрасные предметы. Подходящим контекстуальным определением можно образовать абстракцию класса всех натуральныхчисел без того, чтобы принимать этот класс в качестве объективной сущности. В арифметике вещественных чисел такогоже рода абстракцией является «логарифм», имеющей смысл вконтексте «logх», гдех— вещественное, и притом положитель-104Лит.: Цемер Э.