Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 3 (1184480), страница 57
Текст из файла (страница 57)
Т о., устойчивая нигилистическая ситуация в культуре Европы формируется благодаря тому, что «истинный мир» традиционныхрелигий, философии и морали утрачивает свою жизненнуюсилу, однако при этом сама жизнь, земной мир не находятсобственных ценностей, своего настоящего оправдания. Нигилизм, отвечающий этой глобальной ситуации, не есть, поНицше, эмпирическое явление культуры и цивилизации, пустьдаже и очень устойчивое.
Нигилизм — это глубинная логикавсей истории Европы, своего рода роковая «антижизнь», ставшая парадоксальным образом жизнью ее культуры, начинаякак с ее рационально-эллинских, так и иудео-христианскихкорней. Невероятная убыль достоинства и творческой мощииндивида в современную механизированную эпоху толькорадикализирует действие этой логики и заставляет поставитькардинальный вопрос о преодолении нигилизма. Ницшеподчеркивает, что «смертью христианского Бога» нигилизмне ограничивается, ибо все попытки замены Его с помощьюсовести, рациональности, культа общественного блага и счастья большинства или истолкования истории как абсолютнойсамоцели и т.
п. только усиливают тревожную симптоматикунигилизма, «этого самого жуткого из всех гостей». Попыткуспастись от «обвала» высшихценностей, восстанавливая их секуляризованные имитации, Ницше решительно разоблачает,указывая на «физиологические» и жизненно-антропологические корни нигилизма. В связи с этим современный социализм, по Нищие, есть только апогей указанного измельчанияи падения типа человека, доводящий нигилистическую тенденцию до ее крайних форм.84В понятии нигилизма у Ницше можно различить черты какформального сходства его с идеей коммунизма у Маркса (совпадают даже метафоры «призрака», бродящего по Европе),так и содержательной переклички с темой «забвения бытия»у Хайдеггера, давшего свое прочтение концепции нигилизмау Ницше.
Как «забвение бытия» (Хайдеггер), так и декадансжизненной силы (Ницше) одинаковым образом начинаютсяс Сократа и развиваются параллельно в платонизме и в традиции метафизики вообще. В обоих случаях общим маркеромпреодоления этой «судьбы Европы» выступает профетическипроповедуемый возврат к мистико-дионисийской и досократической Греции. Оригинальность Хайдеггера в трактовке нигилизма, этой пугающей «судьбы западных народов», в том,что он рассматривает его в свете проблемы ничто как «завесы истины бытия сущего». По Хайдеггеру, недостаточностьистолкования нигилизма у Ницше состоит в том, что он «нев состоянии думать о существе Ничто» (Европейский нигилизм.— В его кн.: Время и бытие.
М., 1993, с. 74). И поэтомурационализм и секуляризация вместе с неверием не причинынигилизма, считает Хайдеггер, а его следствия. Ницше не может понять нигилизм независимо от метафизики, им критикуемой, потому что сам исходит в его анализе из идеи ценности, мыслящей «существо были... в его срыве» (там же, с. 75).В результате он остается в пределах нигилизма и метафизики,будучи, впрочем, «последним метафизиком».
В отличие отНицше, Хайдеггер связывает нигилизм с проектом Новоговремени с его идеей автономного самозаконодательствующего субъекта, ведущей кдекартовскомумеханицизму.необходимому для утверждения господства нигилистического человека над Землей.По Камю, история современного нигилизма начинается сослов Ивана Карамазова «все позволено», раз нет Бога.
Понятиенигилизмаанализируется им всвязи стемой «метафизическогобунта» (la revoke), причем вехами в ее истории выступаютромантики, Штирнер, Ницше, Достоевский. «Нигилизм,—подчеркивает Камю,— не есть лишь отчаяние и отрицание,но прежде всего воля к ним» (L'homme revoke.— «Essais». P.,1965, p. 467).Новый этап в интерпретации понятия «нигилизм» в общественно-политической мысли Запада был открыт в 1960-е гг.
исвязан с именами Г Маркузе, Т. Адорно и др. последователейфранкфуртской школы. В западной философии, в мировоззрении «новых левых» и художественного авангарда 1960—70-х гг. понятие нигилизма оказалось тесно связано с инспирированной фрейдизмом идеей потенциальной независимости природного «я» от подавляющей его культуры, с анархическим протестом леворадикальных и авангардистских круговпротив «репрессивной культуры» и «одномерности» личности.
В наши дни понятие нигилизма широко используетсякритиками современной цивилизации в целом или отдельныхее сторон, напр. австрийским философом и публицистом В.Краусом, различающим социально-политический, психолого-невротический и философский нигилизм, причем всеего виды взаимно поддерживают друг друга, усиливая своинегативные последствия и создавая тем самым что-то вродепорочного крута нигилизма.
Различные формы нигилизма,по Краусу, связаны с упадком чувства вины и личной ответственности в век господства научно-технической картины мира,а также и с тем, что в структуре внутреннего мира современного человека недостаточно влияние сверх-«Я» как противовеса для безудержных вожделений индивида. Современныйни гилизм,считаетКраус,—это традиционный нигилизм,опи-нигилизмсанный в философии и литературе 19 в., плюс невротическиеего проявления, во многом характерные именно для сегодняшнего дня. Новая идололатрия, напр. рынка, также ведетк усилению разнообразных нигилистических тенденций,представляющих угрозу для свободы, достоинства и выживания человека.Лиг.: Marcuse H. One-dimensional Men.
Boston, 1964; Idem. Essay onLiberation. Boston, 1969; Nihilismus. Die Anftnge von Jacobi bis Nietzsche, hrsg. von D. Arendt. Koln, 1970; Der Nihilismus als Phanomender Geistesgeschichte, hrsg. von D. Arendt. Darmstadt, 1974; Denkenim Schatten des Nigilismus, hrsg. von A. Schwan. Darmstadt, 1975;Weier W.
Nihilismus. Paderborn, 1980; Kraus W. Nihilismus heute oderdie Geduld der Weltgeschichte. W., 1983.НИГИЛИЗМ В РОССИИ. В России термин «нигилизм» впервые употреблен Н. И. Надеждиным в опубликованной в 1829в «Вестнике Европы», статье «Сонмище нигилистов». Несколько позже, в 30—40-х гг. 19 в., его использовали Н. А. Полевой, С. П. Шевырев, В. Г Белинский, М.
Н. Катков и ряд других русских писателей и публицистов, при этом употребляятермин в раатичных контекстах. С ним были связаны как положительные, так и отрицательные моральные коннотации.М. А. Бакунин, С. М. Степняк-Кравчинский, П. А. Кропоткин, напр., вкладывали в термин «нигилизм» положительныйсмысл, не видя в нем ничего дурного. Ситуация измениласьво 2-й пол. 19 в., когда термин «нигилизм» приобрел качественно новый и вполне определенный смысл. Нигилистамистали именовать представителей радикального направленияразночинцев-шестидесятников, выступавших с проповедьюреволюционного мировоззрения, отрицавших социальные(неравенство сословий и крепостничество), религиозные (православно-христианская традиция), культурные («официальноемещанство») и иные официальные устои общества до- и пореформенной России, общепринятые каноны эстетики и проповедовавших вульгарный материализм и атеизм.
Отличительной особенностью российского нигилизма становится попытка в области осмысления социальных феноменов оперетьсяна естественнонаучную теорию дарвинизма и экстраполировать ее методологию на процессы эволюции социума (человек есть животное; борьба за существование — основнойзакон органического мира; ценно и важно торжество вида,индивид же есть величина, не заслуживающая внимания). Рупором подобным образом понимаемого нигилизма в Россиинач. 60-х гг. 19 в.
становится журнал «Русское слово», ведущую роль в котором играл Д. И. Писарев. При этом, правда,сам Писарев игнорировал термин «нигилизм» и предпочиталименовать себя и своих единомышленников «реалистами».Повсеместное распространение подобное толкование термина «нигилизм» получило с выходом в свет в 1862 романаИ. С.
Тургенева «Отцы и дети», главный герой которого «нигилист» студент Базаров отстаивал мысль о том, что «в теперешнее время полезнее всего отрицание», и выступал с разрушительной критикой социального устройства, общественной морали, образа жизни господствующих слоев российскогообщества. Впоследствии русская литература дала целую галерею образов нигилистов от Рахметова и Лопухова в произведениях Чернышевского (где образы нигилистов-революционеров были выписаны с большой симпатией) до явныхантигероев в романах Достоевского, Писемского, Лескова идр.
Во 2-й пол. 19 в. термин «нигилизм» активно использовался правоконсервативной публицистикой для характеристикипредставителей революционного народничества 1860—70-х тт.и русского освободительного движения в целом.85Новую страницу в истории истолкования феномена «русскийнигилизм» открыли в первые десятилетия 20 в. С. Л. Франк иН. А. Бердяев. Франк в статье «Этика нигилизма» (сб.
«Вехи»,1909) объявил «нигилистический морализм» основной чертой духовной физиономии русского интеллигента, первымрусским нигилистом назвал Петра I, большевиков же охарактеризовал как выражение «универсального отрицания». Характеризуя русский нигилизм, Бердяев различал его узкий(«эмансипационное умственное движение 60-х гг.») и широкий (течения мысли, отрицающие «Бога, дух, душу, нормы ивысшие ценности») смыслы («Истоки и смысл русского коммунизма»). Считая русский нигилизм религиозным в основесвоей феноменом, Бердяев, однако, определяет его истокипротиворечивым образом, считая их то православными, тогностическими. Нигилистическая ментальность, заявленная вобразах Базарова, Рахметова и др., трансформируясь входе исторического развития, продолжается в русском коммунизме,где она, в частности, приобретает некоторые черты богоборчества в духе вульгаризированного Ницше, напр.
у М. Горького.Нигилизм в России — это не идеология или мировоззренческая концепция; это специфическая социально-психологическая, как правило неотрефлексированная, установка, особыйспособ реагирования на самые разные феномены общественной жизни, отличающийся гипертрофированной категоричностью, «тотальностью» отрицания, отрицанием недиалектическим, когда в отрицаемых явлениях не признается и не принимается ничего позитивного, рационального; нигилизм,как правило, выражается в уничижительных, обличительныхи даже ругательных терминах; он враждебен всякому компромиссу. Свои нигилисты того или иного рода имелись в самыхразных общественных движениях и течениях мысли, но гл.о.
феномен нигилизма был характерен для крайне лево- иправорадикальных направлений. В леворадикальных и революционных кругах 19 в. нигилизм наиболее ярко проявилсяу публицистов «Русского слова» во главе с Писаревым и в«анархистском» движении, в 20 в.— в анархо-синдикализмеи в таком антиинтеллигентском движении, как «махаевщина» (В.
К. Махайский и др.), в первые годы советской властив пролеткультовском движении. На правом фланге спектраобщественных движений в России 19 в. явно нигилистические мотивы были особенно характерны для выступлений исочинений редактора обскурантского журнала 40-х гг. «Маяк»С. О. Бурачека, издателя не менее обскурантского журнала60-х гг. «Домашняя беседа» В.