Русский язык и культура речи. Т.В. Кортава (2015) (распознанная) (1184444), страница 42
Текст из файла (страница 42)
Поэтическая речь целиком построена на метафоре, которая накладывается на сравнение и становится очень близкой к символу.Метафора в поэзии нестандартна, не имеет вспомогательногообъекта, и ее невозможно заменить описательным эквивалентом.Понимание поэтической метафоры предполагает не поэтапное(трехфазовое) восприятие метафоры, а непосредственное, с опоройна соответствующий контекст:Согреть бы, как душу, ладониПожаром девичьей косы.(Н. А. Клюев.)229Изба-старуха челюстью порогаЖует пахучий мякиш тишины.(С.
А. Есенин.)Безрадостна бывает грусть,Как тополь, в синеву смотрящий.(А. А. Блок.)Время -мельница с крылом,Опускает за селомМесяц маятником в рожьЛить часов незримый дождь.(С. А. Есенин.)Мрак ужален пчелами свечей.(М. А. Волошин.)Научная метафораСуществует точка зрения, что наличие метафор противоречитнормам научного стиля речи. Так, например, позитивисты отрицали метафору в научном тексте, потому что она мешает однозначному пониманию. Однако феномен метафоризации научного языкаобъективно присутствует.Сущность научной метафоры связана с проблемой вербализации нового знания. Нильс Бор считал, что язык - это в известнойстепени сеть, натянутая между людьми, и мы висим в этой сетисо своим мышлением и способностью к познанию.Новое знание не во всех случаях можно сразу и точно вербализовать, поэтому появляется стадия метафорической интерпретации.Физик М.
Планк, высказав однажды парадоксальную мысль об одной физической идее: «Она недостаточно безумна, чтобы бытьверной», интуитивно уловил суть ассоциативного метафорическогомышления. Метафора всегда включает в себя элемент парадокса.Необходимость метафоры в языке науки вызвана тем фактом,что круг предположений всегда шире, чем инвентарь имеющихсяязыковых средств, вследствие чего быстрый подбор необходимогослова часто оказывается затруднительным.
Первоначально метафора в научной терминологии выдвигается одним ученым, являясь230частью его индивидуального языка (идиостиля). Затем, в процессеверификации научным сообществом, она начинает устойчиво употребляться. Удобство метафоры-термина заключается в ее гибкости: метафора-термин может уточняться.М. Блэк писал: «Возможно, любая наука начинается с метафоры и завершается алгеброй; возможно также, что без метафоры наука никогда не достигла бы алгебры»\Эта мысль созвучна мнению Нильса Бора, который много размышлял о соотношении искусства и науки: «Причина, почему искусство может нас обогатить, заключается в его способах напоминать нам о гармониях, недосягаемых для систематическогоанализа»12.Знаменитый российский физик, академик А.
Н. Сисакян, называвший себя «лирикоестествоиспытателем», писал:Мертва наука без искусства,Оно ей прибавляет чувства.Новое в науке прокладывает себе путь с помощью метафорического языка. Генетическая связь метафоры и новизны выражаетсяв том, что новое может быть высказано только метафорой, поскольку язык не успевает за развитием научной мысли.В 70-е гг. XX в. начался период возрождения метафоры в контексте методологических проблем современного естествознания.Метафоричность языка науки стала очевидной.
Ученые отмечаюткризис наглядности в современной науке, поэтому метафора развивается как символ виртуальности, абстрактности научного познания.Метафора существует в языке любой науки, даже такой фундаментальной, как квантовая физика: порция света, волновой пакет,пилотируемая волна. В научных текстах можно выделить стершиеся(мертвые) метафоры: сила тока, электромагнитное поле, массаатома - и относительно новые: компьютерный вирус, памятькомпьютера, корзина, отправить в delete (компьютерный подъязык).1 Black М. More about metaphor.
Dialectica, 1977. Vol. 31. P. 242.2 Бор H. Атомная физика и человеческое познание. М., 1938.231И в научном, и в поэтическом языке некоторые функции метафоры доминируют при сохранении других. Мнение, что метафоризация языка познания противоречит нормам научной традиции однозначного определения понятий, провоцирует пренебрежительноеотношение к познавательному содержанию метафоры, в то времякак к метафоре ученых подводит внутренняя логика развития знания.
Метафоротворчество составляет неотъемлемую часть научного творчества.Известный математик Ю. И. Манин одну из своих книг таки назвал - «Математика как метафора». Автор убеждает читателяв том, что метафора есть соединение похожего с непохожим, прикотором одно может превратиться в другое.Математическая метафора как инструмент познания позволяет некоторый сложный набор явлений сравнить с математическойконструкцией. Наиболее показательной моделью математическойметафоры является искусственный интеллект - потенциальная модель функционирования мозга и сознания для физиологов.Чтобы понять, как именно математическая метафора способствует пониманию реального мира, следует рассматривать ее в трехаспектах: модель, теория и метафора.Математическая теория - это приглашение к построению работающих моделей1.
По мнению Ю. И. Манина, математическаяметафора есть интерпретация математического знания, акт в высшей степени творческий. Точно сказать, чему учит математика,невозможно, так же, как невозможно сказать, чему учит «Войнаи мир».Основой человеческой культуры является язык, и математика это особый вид языковой деятельности. Естественный язык - гибкий инструмент для передачи информации. Создавая виртуальныемиры духовной культуры, он оказывается не очень хорошо приспособленным для хранения и организации растущего запаса знаний1 Манин Ю. И. Математика как метафора.
М., 2007. С. 101.232о природе. Ю. И. Мании предполагает, что, вероятно, Аристотельбыл последним великим мыслителем из тех, кто полностью использовал возможности естественного языка. С приходом Галилея,Кеплера и Ньютона естественный язык в науках был низведендо роли посредника высокого уровня между реальным и научнымзнанием, содержащимся в химических формулах, астрономическихтаблицах, с одной стороны, и нашим мозгом - с другой.Пользуясь естественным языком при изучении и преподаваниинаук, «мы привносим с ним наши ценности и предрассудки, поэтические образы и навыки манипулятора, но ничего из того, что существенно для научного содержания.
Все существенное содержится либо в длинных списках структурированных данных, либов математике»\ - категорично утверждает Ю. И. Манин, забываяпушкинское предостережение, что нельзя поверить алгеброй гармонию.По ходу своего развития математика, руководствующаяся собственной логикой, создает еще и виртуальные миры, потрясающиепосвященных своей внутренней красотой, миры, которые противятся любым попыткам описать их естественным языком, но поражают воображение на протяжении поколений.Из свойств математики как метафорического построения самым удивительным является то, что, применяя формальные правила к конкретному математическому тексту, можно в итоге получитьтекст, несущий совершенно иное содержание.Роль метафоры всеобъемлюща. Она преображает окружающийвидимый мир и создает бесконечное множество индивидуальныхобразов в реальном и виртуальном пространствах.
Совокупностьмножества языковых картин мира становится исследовательскимполем нового научного направления - онтолингвистики.11 Манин Ю. И. Математика как метафора. М., 2007. С. 141.233В опросы д л я сам ок он тр ол я1. Что такое метафора?2. В чем состоит принципиальное различие между понятиеми концептом?3. Чем характеризуется дискурсивное понимание метафоры?4.
С какой целью используются экспрессивно-оценочные метафоры?5. Какую роль играет метафора в научном тексте?6. Какими функциями обладает метафора?7. Согласны ли Вы с утверждением, что с помощью метафорыученые стремятся описать новые явления в науке?Д ом аш н и е за д а н и я1. Прочитайте рассказ М. М. Зощенко «Крестьянский самородок» и постарайтесь понять, над чем смеется автор. Дайте аргументированный ответ.2.
Прочитайте статьи В. В. Маяковского «Два Чехова» (1914 г.),«С неба на землю» (1923 г.), «Война и язык» (1914 г.) и ответьте на вопрос: Какие «истрепанные слова», по мнению футуристов, «болтаются на вешалке» и почему?Р ек о м ен д уем ая л и т ер атур аОбязательная литератураШувалов, В. И. Метафорический дискурс / В.
И. Шувалов. М. : Прометей МПГУ, 2005.Скляревская, Г. Н. Метафора в системе языка / Г. Н. Скляревская. - СПб. : Филологический факультет СПбГУ, 2004.Дополнительная литератураМанин, Ю. И. Математика как метафора / Ю. И. Манин. - М. :МЦНМО, 2007.Пищальникова, В. А.
Современные парадигмы языкознания /В. А. Пищальникова, А. Г. Сонин, М. К. Тимофеева. - М. : АСОУ,ИНИОН РАН, 2010.234Тема 18П оли ти ческ и й д и ск ур сИстоки современной политической лингвистики можно найтив античной риторике: в Древней Греции и Риме активно занимались политическим красноречием, однако эта традиция прерваласьна многие столетия, когда на смену античным демократическимреспубликам пришли феодальные монархии.Изучение особенностей политической коммуникации приобретает особую актуальность в демократических обществах.
Новаяотрасль языкознания - политическая лингвистика сформировалась как наука в 20-50-х гг. XX века. Точкой отсчета стала Перваямировая война, которая привела к невиданным человеческим потерям и обусловила кардинальное изменение миропонимания. Внимание исследователей сосредоточилось на изучении механизмовформирования общественного мнения и эффективности военнойпропаганды.В 40-е гг. XX в.
Дж. Оруэлл написал статью «Politics and theEnglish Language», представлявшую собой первый опыт политической лингвистики. Он обратил внимание на то, что такие слова, какdemocracy, freedom, justice, не имеют определенных значений,и назвал их meaningless words. Любые попытки дать этим словамопределения встречают у политиков резкое сопротивление. Оруэллутверждает, что подобные слова (meaningless words) умышленноиспользуются в целях манипуляции общественным сознанием.В 60-80-е гг. XX в. политическая лингвистика описала речевыекоммуникативные техники, которые позволяют манипулятору создавать необходимую картину мира. Например, опытный политик,не призывая к сокращению социальных программ для бедных, будет говорить о «снижении налогового бремени», о необходимостиликвидации пропасти между богатыми и бедными, что в действительности означает призыв к повышению прямых и косвенныхналогов, которые платят все.235Современный период в развитии политической лингвистикиотражает процессы глобализации.
Если на первом этапе своегоразвития, в 20-50-е гг. XX в., политическая лингвистика изучалапреимущественно тоталитарный дискурс, а на втором, в 60-80-е гг.XX в., - демократический, то сейчас внимание сосредоточенона дискурсе терроризма, политкорректности и толерантности.Объектом исследования политической лингвистики являетсяполитический дискурс.
Его формируют:институциональные формы общения, включающие в себятексты, авторы которых политики (парламентские стенограммы,публичные выступления политических лидеров и интервью);не институциональные формы общения, то есть тексты, созданные журналистами и распространяемые в СМИ. На перифериинеинституциональных форм общения - политические детективыи политическая поэзия.••В настоящее время наиболее популярны следующие жанрыполитического дискурса: программная речь, теледебаты, интервью, «прямая линия», предвыборное обращение.Жанры политического дискурса в зависимости от размера текстаможно условно разделить на малые (слоган, лозунг, речевка на митингах, настенная надпись), средние (листовка, газетная статья,выступление на митингах), крупные (доклад, партийная программа,публикация книги).В области политического дискурса существует базовая оппозиция свои - чужие.
Это противопоставление реализуется с помощьювербальных маркеров:• они, эти, иже с ними, заморские, заграничные, якобы, так называемый, пресловутый (маркеры, выражающие недоверие к чужим);• вместе, все, союз, единый, мы, друзья, братья, россияне, земляки, мужики, пацаны (эти слова маркируют тексты для своих).В общем политическом дискурсе выделяют три стратегии:• стратегия на понижение;• стратегия на повышение;• стратегия театральности.236предполагает понижениесобственногостатуса; внеевходят:•тактика«анализ-минус», имплицитновыражающаянегативноеотношение говорящего кситуацииобщения: Сейчас уже трудночто-либо исправить; Никаких шансов на исправление нет\•тактикапрямогообвинения;•тактикабезличногообвинения;•тактикаобличения;•тактикаоскорбления;•тактикаугрозы.Стратегия на понижение (to play on down)Стратегия на повышение направлена на поднятие значимостисобственного статуса. Ее отличают:• тактика «анализ-плюс», имплицитно выражающая положительное отношение говорящего к ситуации общения: Все в нашихсилах; Нам многое по плечу; Вместе мы сможем многое;• тактика презентации (ставка на привлекательный внешний вид);• тактика неявной самопрезентации;• тактика отвода критики;• тактика самооправдания.Стратегия театральности является наиболее распространенной стратегией в политическом дискурсе и предполагает использование императивных конструкций и перформативных высказываний с глаголом l-ro лица, по семантике соответствующиходнократному выполнению обозначаемого действия (желаю, призываю, благодарю, хочу сказать, хочу обратить внимание, надеюсь и т.