Диссертация (1174248), страница 7
Текст из файла (страница 7)
et al., 1984]. Крометого, было показано, что активность амниотической РНКазы снижается ближе кпредполагаемой дате родов [Bissenden J. G. et al., 1979].Обнаружение взаимосвязи между нуклеазами и цитокинами важно дляпонимания плейотропной активности ДНКазы I. В частности, отсутствиеинтерлейкина-2 приводит к увеличению активности нуклеазы [Duke R. C., CohenJ. J., 1986], тогда как ДНКаза I ингибирует интерлейкин-1 [Svenson M.,Bendtzen K., 1989; Rosenstreich D. L.
et al., 1988]. С другой стороны, уровеньинтерлейкина-1 снижается в третьем триместре беременности по сравнению совторым, а затем увеличивается с началом родов [Tsunoda H. et al., 1990; Romero R.et al., 1990; Opsjon S. L. et al., 1993].Применение вкДНК в качестве маркера в пренатальной диагностике.Рутинные исследования, применяемые в пренатальной диагностике,включая хориоцентез, амниоцентез и кордоцентез, связаны с риском потери плода[Chiuand Lo, 2013]. В 1997 году впервые было показано наличие циркулирующейвкДНК эмбриона в плазме у беременной, когда обнаружили последовательностьДНК Y-хромосомы в материнской плазме [Urbanova M.
et al., 2010]. Обнаружениевнеклеточных нуклеиновых кислот в плазме и сыворотке привело к созданиюнетравматичныхметодовпренатальнойдиагностики,направленныхнаобнаружение патологии эмбриона и связанных с беременностью осложнений [LoY. M., 2013; El Messaoudi et al., 2013; Chiuand Lo, 2013; Barrett et al., 2011; Pinzaniet al., 2010; Chan et al., 2005].
При усовершенствовании чувствительности и33специфичности методов детекции и анализа, вкДНК материнской плазмыоказалась маркером многих процессов, связанных с патологией беременности [ElMessaoudi et al., 2013; Chiuand Lo, 2013; Tsuian Lo, 2012].Анализ вкДНК позволяет проводить диагностику Резус-фактора D,состояния пола у плода, анеуплоидии, трисомии 21, 18, 13, эндокринных иневрологических нарушений плода [Gahan, 2013; Chiuand Lo, 2013; Yu Y. et al.,2013; Tsui et al., 2012; Hill et al., 2012]. Изменения концентрации вкРНК вматеринской плазме связано с рядом осложнений беременности, таких какпреэклампсия, геморрагия и многоводие [Tsui et al., 2012; Hill et al., 2012].Успешнаяпренатальнаядиагностиказаболеванийсменделеевскимнаследованием включает определение унаследованных родительских аллелей илимутаций в материнской плазме [Lo Y.
M., 2013; Hahn et al., 2009]. Успешнодиагностируются по вкДНК материнской плазмы такие аутосомно-доминантныезаболевания, как ахондроплазия, миодистрофия и болезнь Хантингтона [Lo Y. M.,2013; Lo Y. M., Chiu R. W. et al., 2012; Tsui et al., 2012; Hahn et al., 2009]. В случаедиагностики наследования аутосомно-рецессивных заболеваний анализ вкДНКпозволяет исключить наследование врожденной гиперплазии надпочечников,муковисцидоза и бета-талассемии [Tsui et al., 2012].
В настоящее время проведенполногеномный сиквенс ДНК плода по вкДНК плазмы матери [BianchiandWilkins-Haug, 2014].Плацентарная вкРНК, выделяемая из материнской плазмы, увеличиваетколичество маркеров патологии беременности и открывает новые горизонты дляпренатальной диагностики, позволяя пренебрегать полом плода и разницей вполиморфизмах матери и плода [El Messaoudi et al., 2013].
Однако исследованиявкРНК плаценты проводились на небольших выборках, для надежногоопределения анеуплоидии и заболеваний с менделеевским наследованиемнеобходимы исследования широкого масштаба на больших когортах [ElMessaoudi et al., 2013; Fox et al., 2012; Fernando et al., 2010].34[Gonzalez-Gonzalez C., 2005; Bauer M. et al., 2006] обнаружили высокуюкорреляцию между уровнем фетальной вкДНК, общим уровнем вкДНК и срокомбеременности.В предыдущих работах [El Messaoudi et al., 2013] сообщалось о повышенииобщего уровня внеклеточной ДНК (вкДНК) в крови беременных с ЗРП.
Внастоящем исследовании был выше общий уровень вкДНК как у пациентов сФПН, так и у пациентов с ЗРП другой этиологии по сравнению с контрольнойгруппой. Это первое исследование, в котором проводилось сравнение групппациенток с ЗРП различной этиологии.При ФПН существенных различий общего уровня вкДНК междупациентками с преэклампсией (ПЭ) и без нее зарегистрировано не было.Следовательно, ПЭ не вызывает изменений общей концентрации вкДНК приФПН.В группе ФПН значимого повышения уровня фетальной вкДНК посравнению с группами пациенток с ЗРП другой этиологии и контрольной группой(за исключением подгруппы пациенток в третьем триместре беременности)зарегистрировано не было. В исследовании [Alberry M. S. et al., 2009] гена DYS14при ЗРП по сравнению с контрольной группой отмечается более высокий уровеньфетальной вкДНК. Предполагалось, что за счет большего количества копийDYS14 в Y-хромосоме, в отличие от SRY (ген на Y-хромосоме, отвечающий заформирование организма по мужскому типу), будет получена более высокаячувствительность и точность.
В [Caramelli E. et al., 2003] показано, чтодискриминационный потенциал количественного определения вкДНК имеетзначение только после 28 недель гестации. Концентрации фетальной вкДНКвозрастают по мере увеличения срока беременности [Lo Y. M., 1998]. Прибеременности с ЗРП, которая не вызвана ФПН, на плаценту могут влиять такиефакторы как инфекция [La Torre R. et al., 2006] или анеуплоидия [Wright A. et al.,2004], чем объясняется более высокий уровень фетальной вкДНК по сравнению сгруппой здоровых и сопоставимый уровень фетальной вкДНК по сравнению сгруппой пациенток с ФПН.35Почти 95% общего уровня вкДНК приходится на материнскую и только 5%– на фетальную вкДНК [Zdravkovic T. et al., 2005]. Увеличение общего уровнявкДНК можно объяснить только увеличением материнской вкДНК.
ВкДНК можетиметь эндотелиальное [Farina A. et al., 2003] или клеточное происхождение (изклеток крови) [Gupta A. et al., 2006].Возможный механизм высвобождения вкДНК – апоптоз ворсин [Tjoa M. L.et al., 2006], в результате которого образуются микрочастицы трофобласта[Schneider H., Hahn S., 2004], которые приводят к нарушению функции эндотелия[Goswami D., Mercer B. M., 2006] и активации нейтрофилов с последующимвысвобождением «нейтрофильных внеклеточных ловушек» [Gupta A. et al., 2006].Активация эндотелиальных клеток была зарегистрирована при ЗРП [JohnsonM.
R., 2002] с изменением концентрации специфических эндотелиальныхмаркеров [Bretelle F. et al., 2001]. У пациенток с осложненной ЗРП беременностьюсуществует также повышенный риск развития артериальной гипертензии илиишемической кардимиопатии [Smith G. C. et al., 2001], что указывает на наличиеповреждений эндотелия матери при изолированной ЗРП.В настоящее время вкДНК плода в диагностических целях определяется прибеременности мужским полом. Если суммарная вкДНК регистрируется во времябеременности с пороговым значением 1,613 с/мл, то ставится диагноз ФПН, приэтом чувствительность при диагностике составляет 78,95%, специфичность –61,29% [Ferrazzi E.
et al., 1999]. При беременности плодами женского пола такойзакономерности не выявлено.Заключение по данным литературного обзора. На основании данныхлитературы следует, что клиника преэклампсии в настоящее время не можетописываться классической триадой симптомов (наличие гипертензии, отеков ипротеинурии). Часто преэклампсия имеет скрытое течение, а тяжелое еепроявление наступает в 3-й триместр беременности или в родах. В последнеедесятилетиедиагностикапреэклампсииразрабатываетсянаоснованииисследования в материнской крови молекулярно-биологических факторов,свидетельствующих о наличии патологического ангиогенеза и апоптоза.
Однако36до настоящего времени не существуют маркеров, которые бы указывали накритическое состояние беременных, когда необходимо прерывать беременность.Материнские риски должны быть тщательно взвешены и не входить в конфликтвозможных эмбриональных преимуществ при пролонгировании беременности,поскольку риск фатального ухудшения материнского состояния здоровьядостаточно высок при тяжелой преэклампсии.Необходимы дальнейшиеисследования для определения полезности количественной оценки вкДНК припреэклампсии, плацентарной недостаточности и ЗРП в качестве прогностическогофактораилидиагностическогопрерывании беременности.инструментаприпролонгированииили37Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА КЛИНИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛАИ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ2.1.
Клиническая характеристика наблюденийНастоящая работа выполнена в ЦПС и Р г. Москвы (главный врач – канд. мед.наук О. А. Латышкевич) и на кафедре акушерства и гинекологии педиатрическогофакультета (зав. кафедрой – академик РАН, профессор М. А. Курцер) ФГБОУ ВОРНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России.За период с 2017 по 2019 гг. нами в ЦПС и Р обследовано 207 пациенток изних 40 небеременных, 70 с нормальной беременностью, 57 с преэклампсией и 40 сЗРП. Дефицит массы тела наблюдался у 11% пациенток, ожирение – у 12%.Таблица 1 – Этапы исследованияЭтапыисследования1-й этап –нормальнаябеременность2-й этап –преэклампсияОпределение свойствКоличество наблюденийвнДНКвкДНК/ДНКаза1– 40 небеременных волонтеров и– 40 беременных с физиологической беременностьювкДНК/ДНКаза1,70 – здоровый контроль из них 34 обследованных в 24вк мт ДНК. отношение 36 нед.