Диссертация (1174248), страница 6
Текст из файла (страница 6)
Две цинкзависимые металлопротеазы,связанные с беременностью, плацентарный белок A (PAPP-A) и ADAM12(дезинтегрин и металлопротеаза 12) расщепляют инсулиноподобный фактор роста(IGF), связанный с его связывающим белком (IGFBP), и увеличивают егобиодоступность. IGF регулирует перенос аминокислот и глюкозы в плаценту ивызываетвторжениетрофобластов.PAPP-Aсекретируетсясинцитиотрофобластом и, концентрация его увеличивается по мере развитиябеременности [Christians J. K., Beristain A. G., 2016]. В настоящее время ониспользуется как маркер скрининга первого триместра для синдрома Дауна.
Былиотмечены низкие значения как PAPP-A, так и ADAM12 в течение 11–14 недельбеременности в процессе развития преэклампсии. В литературе имеются отчеты[Staff A. C., 2011; Goetzinger K. R., Zhong Y. et al., 2013], не подтверждающие этотфеномен. С другой стороны, в сочетании с другими плацентарными белками,такими как pp-13 иPIGF и Допплера маточной артерии, показали лучшеепредсказание. Низкие значения PAPP-A в ранних триместрах также связаны сосложнениями беременности, такими как спонтанный выкидыш, отслойкаплаценты, хромосомные аномалии и IUGR. Для ADAM12 изменения былизамечены [Staff A.
C., 2011] при IUGR и анеуплоидии. Синхронный актцистеиновых протеаз и его ингибиторов имеет важное значение для деградации28матриц, что является решающим этапом в трофобластной инвазии. Цистатин Сингибитор цистеиновых протеаз (катепсины В и L), экспрессируется втрофобластах и децидуальных макрофагах. Значения сыворотки цистатина С, какизвестно, являются высокими в преэклампсии, по-видимому, из-за основныхэндотелиальных изменений. Наряду с β2-макроглобулином цистатин С могдостоверно прогнозировать преэклампсию в группе из 30 пациентов. Высокиезначения цистатина С наблюдались в течение 15–20 недель беременности упациентов, впоследствии у которых развивалась преэклампсия [Kristensen K.,Larsson I., Hansson S.
R., 2007; Carty D. M., Delles C., Dominiczak A. F., 2008].Плацентарный белок, pp-13, из семейства галектинов, широко изучается дляпрогнозирования преэклампсии. pp-13 присутствует в синцитиотрофобласт фетоматеринского вмешательства. Из-за углевод связывающего домена и аффинностиβ-галактозидов pp-13 опосредует иммунологические функции и поддерживаетразвитие плаценты / ремоделирование сосудов [Carty D. M., Delles C., DominiczakA. F., 2008].
Поэтому pp-13 обнаруживается при преэклампсии даже на 9–12-йнеделе беременности. В сочетании с показателями допплерометрии в маточнойартерии pp-13 имел 90%-й уровень обнаружения. Те же показатели с PAPP-A, порезультатам [Carty D. M., Delles C., Dominiczak A.
F., 2008; Grill S., Rusterholz C.,Zanetti-Dallenbach R. et al., 2009], демонстрировали чувствительность испецифичность в 91% случаях в первом и втором триместрах при преэклампсии.Плацентарные гормоны являются еще одним вероятным наборомпредикторов преэклампсии. Гормональная роль при осложнениях беременностибылахорошорассмотренаReisetal.Недостаточностькровообращениявспиральных артериях, по результатам [Reis F. M., D’Antona D., Petraglia F., 2002],приводилакгипоксииипоследующейгиперплазиитрофобласта.Этовысвобождало плацентарные гормоны в материнскую циркуляцию. Человеческийхорионический гонадотропин (ХГЧ) является основным гликопротеиновымгормоном, секретируемым синцитиотрофобластом.
Он помогает в поддержаниижелтоготела,способствуетпродуцированиюпрогестерона,индуцируетангиогенез, выявляет дифференциацию цитотрофобласта, а также помогает в29защите мигрирующего трофобласта. Высокая концентрация ХГЧ (> 2,0 ммоль) вматеринской плазме была зарегистрирована во втором триместре случаевпреэклампсии. Однако эта ассоциация рассматривалась только у многодетныхпациенток в другом исследовании. Увеличение ХГЧ может быть вызваноаномалиями развития плаценты и последующей реактивной гиперплазиейсинцитиотрофобласта. Это также может быть связано с гиперсекреторнымсостоянием трофобласта в ответ на гипоксию при преэклампсии [Reis F.
M.,D’Antona D., Petraglia F., 2002].Ингибин-А и активин-А представляют собой два трансформирующихчлена семейства факторов роста, высвобождающихся из плаценты, децидуа иэмбриональных мембран. Они участвуют в развитии дифференцировки клетокплаценты и трофобласта, а также продукции гонадотропинов [Reis F. M.,D’Antona D., Petraglia F., 2002; Staff A.
C., 2011]. Оба одновременноувеличиваются в кровообращении. Активин стимулирует синтез ХГЧ, что, в своюочередь, вызывает секрецию ингибина. Повышенные уровни ингибина-А иактивина-А обнаружены и во втором триместре беременности, котораявпоследствии закончилась преэклампсией. В течение 15–19 недель ингибиноказался более чувствительным, чем активин А, тогда как в 21–25 недельчувствительность была больше для активина А. Имеются другие сообщения,которые предполагают прогностическую способность этих белков в первом ивтором(CRH),триместрах.Другойсинтезируетсянейропептид,плацентой,кортикотропин-рилизинг-гормонкотораястимулируетвыделениеадренокортикотропин гормона (АКТГ). 27 CRH, обладающего эндокринными,паракриннымииаутокриннымифункциями.Ондействуеткаксосудорасширяющее средство и регулирует функции гипофиза у матери и плода.Увеличение CRH было обнаружено во втором триместре в случаях преэклампсии.CRH вместе с CRH-связывающим белком (CRH-BP) улучшили прогнозпреэклампсии.Роль дезоксирибонуклеазы I (ДНКаза I) в превращениях вкДНК.Дезоксирибонуклеаза I (ДНКаза I) – нуклеаза, катализирующая деградацию ДНК30в гиперчувствительных к нуклеазе сайтах генома, когда гены находятся вактивной форме [Rieger R.
et al., 1991]. ДНКаза I обнаруживается в моче исыворотке человека [Ito K., 1984; Yasuda T., 1989]. В первую очередь, этопищеварительный фермент, который, однако, также обнаруживается в органах, неотносящихся к пищеварительной системе, что указывает на плейотропнуюбиологическую роль фермента [Nadano D.
et al., 1993]. Исследования с участиемвзрослых добровольцев показали, что изоформы ДНКазы I илиминируют ДНК изкрови при апоптозе и могут выступать в качестве диагностических маркеров принекоторых заболеваниях, в т. ч. инфекционных и злокачественных [Yasuda T. etal., 1993]. Недавно было предложено применение рекомбинантной человеческойДНКазы I при лечении муковисцидоза. ДНКаза I снижает вязкость мокроты,которая в течение нескольких минут превращается из нетекучего вязкого геля втекучую жидкость.
При этом снижение вязкости мокроты ассоциировано суменьшением размера ДНК [Shak S. et al., 1990; Aitken L. M., 1992]. ДНКаза I,обнаруживаемая в околоплодных водах, еще не изучена. Обнаружение активностиДНКазы I во втором и третьем триместрах беременности говорит офизиологической роли фермента при беременности. Во время родов при светлыхоколоплодных водах происходит небольшое статистически значимое снижениеактивности фермента по сравнению со вторым триместром. Были изучены такжеслучаи, когда при светлых водах во время родов были зарегистрированы КТГпризнаки дистресса плода, однако это состояние, судя по всему, никак не влиялона активность ДНКазы I.Вероятность того, что снижение активности ДНКазы I во время родовобъясняетсядействиемееингибиторов,содержащихсявовлагалищныхвыделениях, мала, поскольку при мекониальных водах регистрировалосьзначительное повышение активности ДНКазы.По сравнению со светлыми в мекониальных околоплодных водахсодержится значительно больше ДНК.
[Shak S. et al., 1990] считает, чтоувеличение активности ДНКазы I при мекониальном окрашивании околоплодныхвод может играть защитную роль. Возможно, она заключается в профилактике31осложнений аспирации меконием за счет уменьшения длины ДНК, что приводитк уменьшению вязкости мекония, предотвращая закупоривание просвета мелкихбронхов.Соответственно,околоплоднымиводамиДНКазаоказываетIприаспирациидействие,мекониальнымианалогичноеэффектурекомбинантной человеческой ДНКазы I при муковисцидозе [Shak S. et al., 1990;Aitken L. M.
et al., 1992].При этом рекомбинантную ДНКазу I можно использовать с лечебной и/илипрофилактической целью у новорожденных с аспирационным синдромом.Мекониальноеокрашиваниеоколоплодныхвод–однаизнаиболеераспространенных и значимых проблем акушерской практики. Зеленые воды –признак хронического или острого дистресса плода, в том числе на фонеинфицирования околоплодных вод.Околоплодные воды во втором и третьем триместре беременности восновном продуцируются почками плода. Точное происхождение амниотическойДНКазы I неизвестно, однако у взрослых этот фермент синтезируетсяподжелудочной железой и в наиболее высокой концентрации обнаруживается вмоче [Love J. D., Hewitt R. R., 1979].Полное отсутствие активности ДНКазы I в экстрактах послеродовойплаценты является свидетельством инактивации ДНКазы I в плацентарной тканиили отсутствием синтеза фермента плацентой.ДНКаза I в акушерской практике практически не изучена.
Также изучалищелочную ДНКазу сыворотки крови здоровых беременных. Щелочная ДНКаза втканях человека представлена как минимум пятью изоферментами, основным изкоторых является ДНКаза I. Активность щелочной ДНКазы у беременныхпациенток по сравнению с небеременными того же возраста была значительноснижена, что говорит о наличии ингибитора, либо о развитии регуляторныхизменений на фоне беременности. Увеличение активности щелочной ДНКазы всыворотке крови было зарегистрировано относительно второго в третьемтриместре беременности.
[Lundqvist-Avall E. et al.,1989; Poon L. C. Y. et al., 2013],32напротив, обнаружили значительное снижение активности ДНКазы I во времясамопроизвольных своевременных родов при светлых околоплодных водах.В околоплодных водах и плацентарной ткани человека изучалась такжещелочная РНКаза. Ее повышенная активность была обнаружена в плацентарнойткани пациенток с низким социально-экономическим статусом, у которыхвпоследствии были небольшие дети [Velasco E. G. et al., 1975].Кроме того, значительное повышение щелочной активности РНКазынаблюдалось у плодов с дефектами нервной трубки, по сравнению со здоровымиплодами во втором триместре беременности [Buamah P. K.