Диссертация (1174230), страница 6
Текст из файла (страница 6)
Mc Mahon, 1993). Если рассматривать в сравнении патогенез исаногенез, то перекисное окисление липидов и антиоксидантная системапредставляют собой единый комплекс взаимодействия, благодаря которомупроисходит поддержание концентрации пероксидов на необходимом дляэффективнойсанацииуровне,приповреждениях.Принедостаточнойантиоксидантной защите, излишней активации ПОЛ развивается оксидативныйстресс: происходит накопление свободных радикалов, конечных продуктовокисления с высокой степенью токсичности и повреждающим эффектом (С.А.Дадвани, 2005). Как таковой, сам по себе пожилой возраст является факторомизмененийвобеспечениифункционированияантиоксидантнойсистемы.Наблюдается снижение функциональной зависимости иммунной системы, чтоприводит к нарушению обмена веществ, снижению активности и содержанияферментов, биологически активных веществ, множественности сопутствующейпатологии, увеличению числа нарастающих хронических процессов, нечёткостьсимптоматики и атипичности клиники многих заболеваний, их склонности кобострению и осложнениям, длительному периоду восстановления (C.
Coirault etal., 2007). В ряде случаев возможно снижение уровня продуктов перекисногоокисления липидов на фоне сниженной продукции глутатиона и активностиглутатионзависимых ферментов как результат приспособления к ситуационномуснижению генерации активных форм кислорода в тканях. Кроме того, отмечаетсявозрастное снижение реактивности и резистентности, что нарушает работурегулирующих механизмов и уменьшает компенсаторные резервы организма.
Сучетомуказанныхданных,важнымявляетсяисследованиемеханизмовформирования и течения оксидативного стресса, как основного явления впатогенезе полиморбидной патологии у пациентов пожилого возраста.Изучение ХСН в пожилом и старческом возрасте показывает рядособенностей патофизиологии заболевания, что связано с характерными длясердца стареющего человека изменениями. Развитие и течение хроническойсердечной недостаточности у лиц пожилого возраста во многом зависит от29степени кардиосклероза, нарушений кровоснабжения центральной нервнойсистемы,легких,нейрорегуляторногофункциипериферическогоаппаратаиэндокриннойкровообращения,системысостояния(Г.И.Нечаева,Е.А. Темникова и др., 2008). Апоптоз клеток приводит к потере кардиомиоцитов,замещению клеточной массы соединительной тканью, прогрессирующему винтерстициальный фиброз миокарда (А.П.
Ребров, 2011). Это, в свою очередь,способствуетповышениюнагрузкинасохранившиесякардиомиоциты,гипертрофии левого желудочка, которая в такой ситуации является проявлениемадаптивного ремоделирования сердца. Формирование ХСН происходит поединым патофизиологическим механизмам, что позволяет определить даннуюпатологию не только как сложный симптомокомплекс, осложняющий течениекакого-либозаболеваниясердечно-сосудистойсистемы,ноикаксамостоятельную нозологическую форму. Сердечная недостаточность – этобыстропрогрессирующеезаболеваниесоднозначноплохимпрогнозом(Ю.Н. Беленков и др.
2008).ПоданнымНациональногоруководствапокардиологии(2007),информативность клинических признаков ХСН в старших возрастных группахнизкая из-за высокой распространённости сочетанной патологии. Так у лиц ввозрасте 65–98 лет частота выявления сопутствующей патологии составляла:заболеваний опорно-двигательного аппарата с болевым синдромом – 41 %,психоэмоциональных расстройств (бессонница, депрессия, возбуждение) – 39 %,когнитивных расстройств – 38 %, бронхолегочных заболеваний – 30 %,цереброваскулярной патологии – 26 %, железодефицитной анемии – 14 %,сахарного диабета – 10 %.Несмотря на значительный прогресс в разработке терапевтическихалгоритмов, специфика диагностики и лечения ХСН у пожилых больных внастоящее время остается малоизученной. Основной причиной этого оказалосьцеленаправленное исключение из большинства проспективных клиническихисследований по лечению ХСН лиц старше 75 лет (Е.А. Темникова с соавт., 2008).30Успешное ведение пожилого больного с множественной сопутствующейпатологиейпредполагаетфармакодинамическихнетолькоэффектовзнаниелекарственныхвозрастныхсредств,измененийособенностейклинической картины заболеваний у лиц старших возрастных групп инеобходимость проведения соответствующего лечения, но и учет особенностейличности пожилого больного.
Известно, что у пациентов пожилого возрастаменяетсяклассическаяклиническаякартиназаболевания,увеличиваетсяколичество осложнений и ухудшается прогноз. Вместе с тем, возрастныеособенности качества жизни, механизмов развития и течения ХСН, особенно присочетании с другими заболеваниями, до сих пор остаются слабо изученными(А.О. Недошивин, 2000).1.2 Взаимосвязь процессов старения организма и измененийнейрогуморального профиля при реакции на стрессВ современном мире значительная часть человеческой популяции можетбытьподверженаограниченнымистрессуиотнесенаклегкокомпенсаторно-приспособительнымиутомляемымлюдямвозможностями,счтоособенно характерно для людей старших возрастных групп (Фролькис В.В., 1991,De Rijk R.H., Wust S., Meijer O.C.
et al., 2006, Филиппов М.М., 2013).Процесс старения характеризуется появлением комплекса метаболических инейро-гуморальных изменений, которые являются типичными и указывают насостояние хронического стресса, которое академик В.В. Фролькис (ФролькисВ.В., 1991) назвал «стресс-возраст-синдромом». Такие типичные изменения – этоповышение концентрации в крови адреналина, вазопрессина, АКТГ, кортизола,субстанцииР,опиоидов,холестерина,продуктовсвободно-радикальногоповреждения клеток, а также снижение концентрации в крови тироксина итестостерона. При этом появляется нарушение толерантности к углеводам,изменяется реактивность сердца и сосудов, развиваются гиперкоагуляция,31иммунодепрессия, гиперхолестеринемия, изменяется баланс положительных иотрицательных эмоций.Важная роль в реализации адаптивных эффектов стресса принадлежитгормонам надпочечников – глюкокортикоидам. Повышенные потребности в этихадаптивных гормонах в условиях стресса подвергают большому напряжениюмеханизмы эндокринного гомеостаза.
Кортизол, в свою очередь, усиливаеткатаболизм белков, освобождая аминокислоты для глюконеогенеза, которыйреализуется в печени (Филиппов М.М., 2013, Погодина С.В., Козлова С.Н.,Лисконог Л.В, Юферев В.С., 2014). Также кортизол по принципу обратной связистимулируетактивностьприспособительнымисимпато-адреналовойпроцессами,чтоможетсистемыпрямоиливуправленииопосредованноотразиться на состоянии важнейших органов и функциональных системорганизма.1.2.1 Стресс и общий адаптационный синдром как основные аспекты,влияющие на нейрогуморальный профильГанс Гуго Бруно Селье – патолог и эндокринолог, еще в студенческие годызадумывался над тем, почему различные по своей природе болезни, наряду соспецифическими симптомами, имеют множество одинаковых проявлений отсутствие аппетита, мышечная слабость, депрессия, повышение температурытела и другие.
Впоследствии идея стереотипного ответа организма наболезнетворные агенты и формирования на этой основе неспецифическойрезистентности заняла центральное место в исследованиях ученого. Уже всередине 30-х годов в опытах на крысах, изучая биологические эффектымалоочищенных препаратов гормонов яичников, Селье обратил внимание напатологическую триаду: у всех животных возникали гипертрофия надпочечныхжелез, атрофия тимико-лимфатических тканей и язвенные поражения слизистой12-перстной кишки и желудка, что навело его на мысль, что данные изменениявызваны именно токсическими примесями в вытяжке из яичников. Аналогичная32триада наблюдалась и в контрольных опытах с введением экстрактов из почек,селезенки, а также под влиянием токсических веществ.Первое краткое описание нового синдрома относится к 1936 году.
Спустядесять лет Селье представил систематическое описание этого явления, назвав егообщим адаптационным синдромом (ОАС), и предложил концепцию болезнейадаптации (Селье Г., 1977, Perdrizet G.A, 1997). Учёный ввел представление острессе (англ. stress - напряжение) как о неспецифическом ответе целогоорганизма на факторы внешней или внутренней среды, нарушающие гомеостаз.
ВдополнениекконцепцииУолтераКеннонаобадаптивномзначениисимпатоадреналовой системы он указал на ключевую адаптивную роль активациисекреции АКТГ и кортикостероидов, то есть системы «гипофиз - коранадпочечных желез». С развитием представлений о нейроэндокринной регуляциистали говорить о единой гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системе (ГГАС).У взрослых людей отмечены половые различия в реакции ГГАС на стресс: уособей женского пола она более возбудима, амплитуда гормонального ответавыше по сравнению с особями мужского пола, что в значительной мере связано свлиянием половых женских гормонов - эстрогенов.В проблеме нейроэндокринной регуляции ГГАС при стрессе основноевнимание уделяется вопросам первичных медиаторов стресса, гормональнойрецепцииисоотношениюстресс-реализующихистресс-лимитирующихфакторов.
В ряде случаев роль первичных медиаторов стресса, по-видимому,могут играть свободные радикалы и продукты перекисного окисления липидов ибелков (Барабой В.А.,2006), избыток которых отягощает течение стрессовыхреакций,чтоподтверждаетсяэффективностьюантиоксидантнойтерапии(Ельский В.Н., Кардаш А.М., Городник Г.А., 2004, Барабой В.А., 2006).К стимуляции ГГАС имеют непосредственное отношение гипоталамическиенейромедиаторы и пептиды - норадреналин, кортиколиберин, вазопрессин,возбуждающие аминокислоты, а также некоторые интерлейкины, фактор некрозаопухоли, продукты пероксидации, оксид азота. Наряду с этим существуют33нейроэндокринныемеханизмы,ограничивающиечрезмернуюактивациюсекреции АКТГ и кортикостероидов. Прежде всего сами кортикостероиды черезрецепторыгиппокампачастичнотормозятуказанныевышемеханизмыстимуляции.
В мозге роль «ограничителей» выполняют бета-эндорфин, гаммааминомасляная кислота, дофамин, серотонин, гормон шишковидного теламелатонин. Кортиколиберин, главный регулятор секреции АКТГ, синтезируется вмелкоклеточных (парвоцеллюлярных) субъядрах паравентрикулярных ядер.Около 50 % аксонов и терминалей этих клеток, которые достигают наружнойзоны срединного возвышения гипоталамуса, наряду с кортиколиберином,позитивноокрашиваютсянаприсутствиеаргинин-вазопрессина.Обанейропептида выделяются в кровь портальных сосудов гипофиза и стимулируютсекрецию АКТГ.