Диссертация (1173982), страница 5
Текст из файла (страница 5)
А. Правовые аспекты оборота наркотических, психотропных,сильнодействующих, ядовитых веществ и прекурсоров / Э. А. Бабаян. М., 2002.16Темботова М.А. Новые потенциально опасные психоактивные вещества //Государственная служба и кадры. 2016. № 3. С. 64.17Это вещества синтетического или естественного происхождения, препараты,включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров,подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числеЕдиной конвенцией о наркотических средствах 1961 г.
В ст. 1 Единой конвенции онаркотических средствах 1961 г. наркотическое средство определяется как любоеестественное или синтетическое вещество, включенное в Списки I и II этой Конвенции.Наряду с понятием «наркотическое средство» законодатель использует и понятие«психотропное вещество», которые были выделены в отдельную группу веществ, вбольшей своей части являющиеся лекарственными средствами. Это те препараты,немедицинское потребление которых вызывает не наркоманию, а так называемуюврачебную токсикоманию.18К ним относятся вещества синтетического или естественного происхождения, препараты,природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных1523Исходя из определений, можно сделать вывод, что базовый признакнаркотических средств и психотропных веществ – это физический признак, т.е.являются веществами синтетического или естественного происхождениятвердой, жидкой или газообразной формы, имеющие размер, вес, объем,различный цвет и запах, существующие как в чистом виде, так и в видепрепарата (смеси) и способные подвергаться физическому и химическомувоздействию.Наркотические средства и психотропные вещества более или менееустойчиво (понятно, что они перетекают из одной группы в другую)различаются по медицинским признакам, но все же сходств значительнобольше, а различия – скорее условны.
Значит, и в целом к ПОПАВ применимтакой же подход19. Юридический признак – прост для понятия, достаточнообратиться к соответствующему списку, другое дело, что сама работа повключению в соответствующий перечень весьма непроста и во многомконъектурна.Медицинский признак наркотических средств и психотропных веществобусловлен особенностями их воздействия на ЦНС человека, способностьювызывать зависимость, вызывать депрессию, галлюцинацию, нарушениемышления, моторной функции.
Отличие в том, что психотропные веществачаще используются в медицине при лечении различных психическихрасстройств,посколькуобладаютспецифическимнаборомсвойствопределенным образом в интересах пациента воздействовать на ЦНС.веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствиис законодательством Российской Федерации, международными договорами РоссийскойФедерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 г. В статье 1Конвенции о психотропных веществах 1971 г. психотропное вещество определяется каклюбое вещество, природное или синтетическое, или любой природный материал,включенные в Списки I, II, III или IV этой Конвенции.19Следует согласиться с А.Я.Кромовой в выводе о необходимости избегать длинныхназваний и предпочтительности использования лаконичного, обобщенного понятия (См.:Кромова А.Я.
Уголовно-правовая характеристика контрабанды, предусмотренной ст. 2291УК РФ: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2013. С. 11).24Авторы, глубоко изучившие вопрос о наличии или отсутствии различиймеждунаркотическимисредствамиипсихотропнымивеществами,справедливо утверждают, что принятие самостоятельной Концепции о группенаркотиков,именуемыхпсихотропнымивеществами,«явилоськомпромиссом, позволившим объединить в одном документе разные точкизрения стран, участвовавших в разработке международного договора обустановлении мер контроля за психотропными веществами»20.Юридический признак наркотических средств и психотропных веществвыражается в том, что рассматриваемые вещества не просто имеютпредметно-овеществленную форму, химическую структуру, способностьизменять работу ЦНС, но и должны быть вовлечены в совокупностьурегулированных уголовным правом общественных отношений.
Указанноетребование обеспечивается тем, что эти вещества определенным образомгосударством маркируются. Таким идентификатором служит факт включенияих в Перечень. Другими словами пока даже самое страшное поразрушительному воздействию на человеческий организм психоактивноевещество не включено в Перечень, оно не может быть признанонаркотическим средством или психотропным веществом. Следовательно,такое ПОПАВ не может признаваться предметом преступления21. Этот прием,Федоров А.В. Определение наркотических средств и психотропных веществ вКонвенциях ООН и его значение для уголовного законодательства // Наркоконтроль. 2012.№ 4.
С. 10; Бабаян Э.А., Гаевский А.В., Бардин Е.В. Правовые аспекты оборотанаркотических, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ и прекурсоров.Нормативные документы. Методические материалы. Ответы на вопросы. М.: Междунар.Центр фин.-экон. Развития, 2000. С. 35-41, 67-68.21Как известно, в зависимости от применяемых государством мер контроля наркотическиесредства и психотропные вещества вносятся в Списки I, II или III Перечня. Поюридическому признаку данные вещества различаются мерами установленного над нимиконтроля: в отношении определённых психотропных веществ, в отличие от наркотическихсредств, возможно исключение некоторых мер государственного контроля на территорииРоссийской Федерации.
Список III — список психотропных веществ, оборот которых вРоссийской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключениенекоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации имеждународными договорами Российской Федерации, а также соли веществ,перечисленных в данном списке, если существование таких солей возможно.2025что представляется абсолютно оправданным, применим ко всем видамПОПАВ.Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 15июня 2006 г.
№ 14 предлагает судам «учитывать решения Комиссии ООН онаркотических средствах об отнесении новых веществ к наркотическимсредствам и психотропным веществам, принятые после издания Перечня,согласно обязательствам Российской Федерации» 22 . Тем самым ВерховныйСуд Российской Федерации ориентирует на непосредственное применениенорм международных договоров, что, на наш взгляд, полностью соответствуетположениям Конституции Российской Федерации и ч.
2 ст. 1 УК РФ, однако,не учитывают реалий законотворческого процесса в части обеспеченияприменения установленных мер контроля над оборотом рассматриваемыхвеществ путем принятия нормативных правовых актов, обеспечивающихбланкетное содержание норм УК РФ. Более того, согласно постановлениюПленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 января 2003 № 5 «Оприменении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норммеждународного права и международных договоров Российской Федерации»наневозможностьнепосредственногопримененияположениймеждународного договора Российской Федерации, свидетельствует, вчастности, содержащиеся в договоре указания на обязательства государствучастников по внесению изменений в национальное законодательство.Социальный признак, пожалуй, наиболее трудный для понимания.
Этотпризнак подразумевает, что немедицинское потребление, т.е. не всоответствии с назначением врача (хотя, понятно, что и по назначению врачаможно стать наркоманом) рассматриваемого вещества приобретает такие вплане воздействия на здоровье населения масштабы, что становитсяСогласно обязательствам Российской Федерации, Стороной (участницей) Конвенцийкоторых она является (статья 3 Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года,статья 2 Конвенции о психотропных веществах 1971 года, статья 12 Конвенции ООН оборьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988года.2226социальнозначимым,посколькусовокупностьединичныхслучаевперерастает в новое качество, в силу реальных угроз для здоровья нации.Попытки отдельных авторов 23 , направленные на уточнение понятий«наркотические средства» и «психотропные вещества», на наш взгляд,безосновательны, поскольку понятия в целом определяют их существо исоответствуютидентификации.международнымНаправлениенормам,невызываютсовершенствованиясложностивуголовно-правовойрегламентации должно быть иным – в плане уточнения иных видов ПОПАВ,которые надлежит поставить под жесткий контроль государства.
Следуетотметить, что в Федеральном законе от 08 января 1998 г. № 3-ФЗ нетопределения понятия наркотического опьянения, вызываемое употреблениемнаркотических средств и психотропных веществ.Отдельного внимания заслуживает правовой статус прекурсоровнаркотических средств и психотропных веществ (далее – прекурсоры),контроль над которыми был установлен 30 лет назад с принятием Конвенция1988 года24. Прекурсоры включаются в Список I – веществ, запрещенных кобороту (например, лизергиновая кислота и ее производные), в Список IV –веществ, в отношении которых устанавливаются меры контроля (например,ацетон 60 % или более, перманганат калия 45 % или более), а с 1 января 2013 г.Авакян, Р.