Диссертация (1173854), страница 15
Текст из файла (страница 15)
Правовая природа договора об организации синдицированногокредитаВ российской и в зарубежной доктрине является спорным вопросо юридической силе и значении договора об организации синдицированногокредита для будущих отношений по синдицированному кредиту96.Соднойстороны,заключениедоговораоборганизациисиндицированного кредита порождает обязанность банка-организаторасобрать синдикат кредиторов и добиться получения от них необходимогообъема финансирования для заемщика, (а в некоторых случаях принятьнепосредственное участие в предоставлении денежных средств заемщику).Встречной обязанностью заемщика является выплата банку-организаторукомиссионного вознаграждения за организацию синдицированного кредита.С другой стороны, Основные условия синдицированного кредита, накоторых изначально формируется синдикат, носят индикативный характери приводятся в договоре об организации синдицированного кредитаисключительно для целей последующего обсуждения.
Данные условияподлежат одобрению в соответствии с установленными внутреннимипроцедурами организатора, по результатам которого их содержание можетбыть полностью или частично изменено. Указанные условия могутизмениться,например,присущественномизмененииконъюнктурыфинансового рынка или финансового положения заемщика.Именно обозначенная выше двоякая природа договора об организациисиндицированного кредита и создает правовую неопределенность приквалификации данного договора и определении его места в целом комплекседоговорных связей сторон, возникающих при заключении сделки попредоставлению синдицированного кредита.См.: Сапункова А. И. Правовое регулирование синдицированного кредитования в международномкоммерческом обороте.
Дис. ... канд. юрид. наук. М. 2008. С. 73-76.7896Ряд российских исследователей определяют его как соглашениео намерениях97, письмо, подтверждающее намерение вести переговоры98 илидокумент, подтверждающий намерение заключить в будущем договор насогласованных в нем условиях99, протокол о намерениях, содержащийосновные условия предоставления синдицированного кредита100.Следует отметить, прежде всего, что квалификация договора оборганизации синдицированного кредита в качестве протокола о намеренияхне снимает неопределенности в отношении юридической силы и значенияуказанногодокумента, поскольку природа протоколаонамеренияхв российском праве также не определена.Протокол о намерениях непосредственно не урегулирован российскимзаконодательством, однако довольно часто используется при заключениимеждународных сделок в качестве способа закрепления наиболее значимыхитогов переговорного процесса относительно ключевых условий будущейсделки.
Основное содержание указанного документа составляют общиеусловия,накоторыхстороныготовывпоследствиизаключитьсоответствующий договор101.Появившись в английском праве, протокол о намерениях изначальноподразумевался как документ, не носящий обязательного характера, которыйможет быть использован лишь для выявления намерений сторон привозникновении разногласий по поводу толкования условий основногодоговора102. Однако со временем правовая природа протокола о намеренияхпретерпела значительную эволюцию. Поэтому в настоящее время протоколо намерениях в английском праве может носить как юридическиАкимов Я.С. Правовые аспекты синдицированного кредитования // Юридическая работа вкредитной организации.
2006. № 5.98Саркисянц А.Г. Синдицированный кредит и его особенности. С. 48-49.99Ранних Н.А. Роль Лид-менеджера в процессе синдицированного кредитования // Международныебанковские операции. 2005. № 5.100Международное и зарубежное финансовое регулирование: институты, сделки, инфраструктура:Монография (часть 2) / под ред. А.В.
Шамраева. КНОРУС, ЦИПСиР. 2014.101Подробнее о значении протокола о намерениях в коммерческих отношениях см.: Буркова А.Ю.Протокол о намерениях в международной практике: юридическая сила // Право и экономика. 2010.№ 11. СПС «КонсультантПлюс».102Cм.: Судебное решение по делу Turriff Construction Limited v Regalia Knitting Mills Limited [QueensBench Division (1971) 9 BLR 20].7997обязательный характер для сторон, так и не иметь юридической силы.Определяющее значение при этом имеют обстоятельства, при которых такойпротокол был подписан, а также его буквальное содержание103. Аналогичныйподход к вопросам применения протокола о намерениях в коммерческойпрактике сложился и в праве США.В Российской Федерации юридическая сила протокола о намеренияхтакже определяется в каждом конкретном случае исходя из системногоанализа положений данного документа, намерений и поведения сторон.В случае, когда протокол о намерениях содержит существенные условиясоответствующего договора и из его содержания следует, что он носитобязательныйдлясторонхарактер,закрепленныевнемусловиярассматриваются в качестве подлежащих исполнению.
В остальных случаяхподписание протокола о намерениях не порождает каких-либо обязательств.Вместе с тем следует отметить, что одной из новелл, введенныхФедеральным законом от 08.03.2015 № 42-ФЗ «О внесении измененийв часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации», стал такинститут преддоговорной ответственности («culpa in contrahendo»), впервыеозвученный немецкими юристами и получивший широкое распространениев странах континентальной системы права.
В частности, пунктом 5 статьи4341 ГК РФ предусмотрена конструкция соглашения о порядке веденияпереговоров.кТакоесоглашениедобросовестномуведениюможетконкретизироватьпереговоров,требованияустанавливатьпорядокраспределения расходов на ведение переговоров и иные подобные праваи обязанности. Соглашение о порядке ведения переговоров можетустанавливать неустойку за нарушение предусмотренных в нем положений.Приэтомусловиясоглашенияопорядкеведенияпереговоров,ограничивающие ответственность за недобросовестные действия сторонсоглашения, ничтожны.См.: Судебное решение по делу RTS Flexible Systems Ltd v Molkerei Alois Muller Gmbh&CompanyKG (UK Production) [2010] UKSC 14 (10 March 2010).80103В цивилистической науке предлагается следующее определениеданного соглашения.
Соглашение о процедуре переговоров являетсягражданским договором, в силу которого стороны обязуются принять мерыпо организации процедуры переговоров для заключения основного договораили нескольких основных договоров (в частности, участвовать в разработкедокументов переговоров, нести расходы на стадии переговоров, соблюдатьконфиденциальностьпереговоров)вобъеме,предусмотренномсоглашением104.Содержание соглашения определяется волей участников переговоров.Перечень условий, которые могут быть согласованы сторонами, открытый(неисчерпывающий) и может включать следующие положения:- порядок, сроки и определенные требования к процессу веденияпереговоров (или его отдельным этапам);- порядок распределения расходов на проведение переговорногопроцесса, в том числе договориться, например, о возложении всех расходовна одну из сторон;- ответственность за нарушение предусмотренного этим соглашениемпорядка переговорного процесса (например, в виде неустойки за нарушениеусловий соглашения);-условиеонеразглашенииконфиденциальнойинформации,переданной стороной (сторонами).В литературе отмечается, что в соответствии с российским правомсуществуют все основания для признания преддоговорных соглашенийо переговорах юридически действительными, поскольку согласно статье 421ГК РФ стороны могут заключить договор, не предусмотренный законом илииными правовыми актами105.См.: Малеина М.Н.
Соглашение о процедуре переговоров (переговорных процедурах) // ЗаконыРоссии: опыт, анализ, практика. 2011. № 5. С. 22-24.105См.: Кучер А.Н. Преддоговорные соглашения в соответствии с российским законодательством инекоторыми иными правовыми системами // Хозяйство и право. 2002. № 11. С. 102; Богданов В.В.Преддоговорные отношения в российском гражданском праве: Дис. ... канд.
юрид. наук. М., 2011. С.79.81104В системе частных договоров соглашение о порядке веденияпереговоров относится к группе соглашений, направленных на организациюдоговорных связей106. Некоторые юристы указывают на отличия соглашенияоведениипереговоровсинымиорганизационнымисделками(предварительным и рамочным договорами), правовой целью которыхявляется заключение договоров в будущем107.Как представляется, договор об организации синдицированногокредита не может быть квалифицирован как соглашение о порядке веденияпереговоров. Соглашение о порядке ведения переговоров направлено,прежде всего, на координацию действий сторон в ходе ведения переговоров.Его предмет составляют действия по принятию сторонами мер поорганизации процедуры переговоров по заключению договора.
Это можетбыть комплекс мер, охватывающий все этапы и все составляющие процедурыпереговоров.Вместе с тем договор об организации синдицированного кредитапорождает обязательство банка-организатора собрать синдикат кредиторови приложить усилия для получения необходимого объема финансированиядля заемщика, а также соответствующее обязательство заемщика по выплатекомиссионного вознаграждения за организацию синдицированного кредита(arrangement fee) и всех расходов, связанных с организацией кредита.Вроссийскойквалификациялитературедоговораобтакжеорганизациираспространеннымсиндицированногоявляетсякредитав качестве предварительного договора по российскому праву108. Вместес тем, несмотря на то, что оба этих договора заключаются на стадиипредшествующей заключению основного договора, данные правовыеСм.: Малеина М.Н.
Переговоры о заключении договора (понятие, правовое регулирование,правила) // Журнал российского права. 2016. № 10. С. 36 - 46.107См.: Егорова М.А. Переговоры о заключении договора (комментарий к ст. 434.1 ГК РФ) // Право иэкономика. 2015. № 12.108Григорьева О.М. Организация синдицированного кредитования в России. С. 66;Громковский В. Синдицированные кредиты: know how and know what// Рынок ценных бумаг. 2000.