Диссертация (1173844), страница 24
Текст из файла (страница 24)
Например, предъявление штрафных санкций за внешнеезагрязнение территории компании, предприятия»177.К этому определению стоит добавить, что интернализация тесно связана стак называемыми налогами Пигу. Английский ученый-экономист Артур СесилПигув1920годувпервыепредложилиспользоватьинструментыналогообложения при конфликтах, связанных с социально значимыми, трудноподдающимися денежной оценке и являющимися внешними для рынкаэффектами.
Такие эффекты принято называть экстерналиями.Применительно к отношениям, связанным с охраной окружающей среды,177Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономическийсловарь. М. : Инфра-М, 2008.121общественно значимый интерес в сокращении загрязнения является экстерналией,лежащей вне интересов участников рынка. Государство для удовлетворениязапросов общества может использовать в данном случае два инструмента:установить жесткое императивное правило, определяющее верхнюю границузагрязнения для предприятий, или же применить гибкий подход, обложив налогомтакое загрязнение. Во втором случае проявляет себя стимулирующий механизм,согласно которому меньшее загрязнение будет экономически оправданно.
Это иесть налог Пигу – своеобразный переходный мостик между экологией иэкономикой или между общественным и частным интересом.В докладе Российской академии наук «Россия на пути к современной идинамичной экономике» отмечено, что «в экономическом плане важнейшаязадача состоит в создании механизма, позволяющего сопоставлять наносимыйпроизводственной деятельностью ущерб окружающей среде с выгодами, которыеобщество получает от соответствующей деятельности.
Ее решение позволило бы«интернализировать»ущербокружающейсреде,включитьеговпроизводственные издержки фирм и на этой основе добиться такого положениядел, когда привычным для рыночной экономики способом определялся бы«оптимальный» уровень загрязнений»178.Далее упоминается, что ««внешние эффекты» (экстерналии), к числукоторыхотноситсяухудшениекачестваокружающейсредывследствиепроизводственной деятельности, не фиксируются и не регулируются (и в полномобъеме не могут регулироваться вообще) рыночным механизмом. Поэтомуобществу приходится иными способами оценивать и регулировать масштабы иуровни допустимого экологического ущерба, используя механизм нормирования,административные ограничения и/или введения платы за загрязнение либоквазирыночный механизм торговли квотами на вредные выбросы»179.Таким178образом,налогиПигуопределяютстоимостьзагрязненияРоссия на пути к современной и динамичной экономике / под.
ред. акад.А. Д. Некипелова, В. В. Ивантера, С. Ю. Глазьева. М. : РАН, 2013. С. 65.179Россия на пути к современной и динамичной экономике. С 65.122окружающейсреды,предоставляяпредприятиямвозможностьвключенияэкологических издержек (экстерналий) в число общих затрат, и для такойорганизацииэтииздержкиужебудутявлятьсявнутренними,тоестьинтернальными180.То есть интернализация означает, что загрязнитель может включать расходы,связанные с охраной окружающей среды, в стоимость своей продукции или своихуслуг, что в целом соответствует первому определению принципа «загрязнительплатит», которое содержится в рекомендации ОЭСР 1972 года.В Российской Федерации такой механизм реализован в пункте 7 Порядкаопределения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающейприродной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, гдесказано, что «платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющихвеществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются засчет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их – засчет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя».Стоит отметить, что такой подход не всегда покрывает реальныйэкологический ущерб.
Необходимо учитывать, что, помимо возникающего впроцессе хозяйственной деятельности загрязнения, существует и необходимостьутилизации продукции, отказ от которой подразумевает под собой негативноевоздействие на окружающую среду.Кроме того, установка различных очистных сооружений или утилизациясобственных отходов – это очень дорогостоящая для предприятия процедура,поэтому неизбежно возникает дихотомия: экология или экономическая выгода.Принципиально важным моментом является то, что взаимоисключающимиэти понятия остаются лишь на определенном этапе экономического развитиястраны. Этому обстоятельству уделяется мало внимания в сфере юридическойнауки,180посколькуисследованияобэффективностиэколого-правовыхСм.
об этом: Холина В. Н. Основы экономики природопользования : учебник длявузов. СПб. : Питер, 2005.123инструментов – это часто результат изысканий не столько юристов, сколькоэкономистов или других ученых, занимающихся общественными науками.Соответственно, результаты исследований публикуются в журналах, прямо непредназначенных для чтения юристами, и часто на языке, который труден длявосприятия специалистами других специальностей181.
Но иного выхода, кроме каквникать в суть чужеродных для юриспруденции явлений, нет, поскольку правопризваноопосредоватьявленияобщественнойжизни,которыебываютчрезвычайно сложными и разнообразными. В особенности это обстоятельствокасаетсяэкологическогоправа,гдеспецификаобъектарегулированияпредопределяет ориентацию не на социальную среду, а на природный мирчеловека182.Примером, демонстрирующим вышесказанное, может служить социальнополитическая концепция устойчивого развития, включающая в свое содержание ипринцип «загрязнитель платит»183.
Данная концепция сочетает во взаимосвязи(именно во взаимосвязи, а не отдельно) три элемента: экономический,социальный и экологический – и при этом она положена в основу современногоэкологического права.Возвращаясь к дихотомии экология – экономика, можно выделить несколькопричин, из-за которых они приобретают характер взаимоисключающих явленийне перманентно, а лишь на определенном этапе развития страны.
Эти причинырассмотрены в работах американских ученых Д. Гроссмана и А. Крюгера184,которые применили к уровню загрязнения «кривую Кузнеца», описывающую181Faure M. Instruments for Environmental Governance: What Works? // Beijing ForeignStudies University. 30 March 2011.182Бринчук М. М. Экологическое право: объекты экологических отношений. М. : ИГПРАН, 2011.183«States shall prevent or abate any transboundary environmental interference which couldcause or causes significant harm…», Our Common Future, Annexe 1: Summary of Proposed LegalPrinciples for Environmental Protection and Sustainable Development Adopted by the WCED ExpertsGroup on Environmental Law // A/42/427. Our Common Future: Report of the World Commission onEnvironment and Development.184Grossman G. M., Krueger А.
В. Environmental Impacts of a North American Free TradeAgreement // National Вuгeau of Economic Research Working Paper. 3914. 1991.124зависимость между неравенством в доходах и экономическим развитием ипредставляющую собой перевернутую U-образную кривую.
Результатом сталопоявление «экологической кривой Кузнеца» (ЭКК), согласно которой ростэкономикисопровождаетсяувеличениемантропогеннойнагрузкинаокружающую среду пропорционально до определенной переломной точки, послечего негативное воздействие на окружающую среду снижается, а производствоостается на высоком уровне. Происходит это из-за совокупности несколькихфакторов: с одной стороны, удовлетворение базовых потребностей населения(в еде, воде, одежде и т.д.) порождает запрос на благоприятную окружающуюсреду, повышается интерес к экологическим правам в целом, усиливаетсядавление общества на политические институтывласти, чтопонуждаетгосударство вводить более жесткие экологические требования.
С другой стороны,благодаря общему экономическому росту у предприятий появляется возможностьи средства для использования «зеленых» технологий, внедрение которых к томуже зачастую поддерживается льготами.В пятом докладе ЮНЕП «Глобальная экологическая перспектива» по этомуповоду сказано, что «по мере того, как страны становятся более богатыми, заботаоб окружающей среде увеличивается, что приводит к разработке политики еезащиты. В то же время предпочтения переносятся от самых экологически вредныхтоваров и услуг»185.Поэтому, вероятно, наибольшего положительного эффекта186 от принципа«загрязнитель платит» в полной мере можно достигнуть только с высокоразвитойэкономикой, и это обстоятельство особенно важно учитывать, когда речь идет оразвивающихся странах и странах с переходной экономикой, к числу которых185ЮНЕП.
Глобальная экологическая перспектива: ГЕО 5. Окружающая среда длябудущего, которого мы хотим. ЮНЕП, 2012. С.14.186К сожалению, экологическая кривая Кузнеца не является универсальным законом,подходящим для всех стран без оговорок, к тому же эта теория обладает некоторымисущественными недостатками, среди которых значится и пренебрежение уровнеммаксимальной антропогенной нагрузки, которую окружающая среда может вынести. Неучитывается также и кумулятивный эффект некоторых загрязняющих веществ.Подробнее см.: Шкиперова Г. Т. Экологическая кривая Кузнеца как инструмент исследованиярегионального развития // Экономический анализ: теория и практика. 2013.
№ 19 (322).125иногда относят и Российскую Федерацию187.В этом смысле, говоря об охране окружающей среды, необходимо уделятьвнимание правовому регулированию в экономической сфере. В перспективе такойподход, вероятно, должен привести к постепенному становлению «зеленойэкономики». Следует отметить, что в России в органах государственной власти наидейномуровнерегулированияэтотакжепонимают188.Напредпринимаютсяуровненормативногоопределенныешагиправовоговэтомнаправлении189, однако зачастую они носят слишком компромиссный инеоднозначный характер.В научной литературе тоже уделяется внимание соотношению экологии иэкономики. Так, отмечается, что «критериями экологической безопасностигосударства должны быть не только здоровье человека (производственногоперсонала, населения), но и экономическая целесообразность развития энергетикина основе принципа «польза – вред», но вместе с тем с сожалениемконстатируется, что в ближайшие десятилетия в России экономические интересыбудут преобладать над экологическими190.Выше была освещена экономическая составляющая принципа, которая,претворяясь в жизнь с помощью правовых инструментов, изначально была егоосновой.