Диссертация (1173792), страница 8
Текст из файла (страница 8)
150, 151, 151, 151 УК РФ); 2) преступления, посягающие на интересы семьи (ст. ст. 153, 154, 155, 156, 157 УК РФ)'. -2 Этого же деления на группы придерживается и Л.В. Иногамова — Хегай . Есть ученые, например В.В. Палий, которые к преступлениям против несовершеннолетних относят ст. 150, 151, 156 УК РФ, а к преступлениям против семьи — 153, 154, 155, 157 УК РФ .
В то же время, на страницах юридической литературы не без основания обращалось внимание на то, что все преступления, предусмотренные гл. 20 УК, посягают одновременно и на интересы несовершеннолетнего, и на интересы семьи . 4 Обоснованно также отмечается: «Интересы семьи и интересы несовершеннолетнего обособлять можно лишь условно, так как они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, нарушение одних неминуемо влечет нарушение других охраняемых уголовным законом прав»'. В свою очередь, мы также считаем, что деление на преступления против семьи и преступления против несовершеннолетних, носит условный характер. Отнесение того или иного преступления к какой-либо из групп имеет исключительно теоретическое значение и не учитывается на практике.
По нашему мнению, практическую и теоретическую значимость будет 39 предусмотренных указанной главой УК РФ, на преступления, которые могут быть совершены с использованием насилия (физического и/или психического) и на преступления, совершаемые ненасильственным способом. Теоретическая значимость определяется дискуссионно стью вопросов, посвященных содержательной стороне уголовно-правового понятия «насилие» и его видов, включая и то, которое использует законодатель при описании объективной стороны преступлений, фигурирующих в главе 20 УК РФ.
Практическая значимость состоит в правильности квалификации со стороны правоприменителей преступлений, совершаемых посредством применения к несовершеннолетнему насилия (физического и/или психического) и преступлений, совершаемых ненасильственным способом. Допущение ошибок при квалификации непосредственно влияет на вид и размер назначаемого судом наказания, поскольку совершение преступления путем применения насильственного способа по сравнению с ненасильственным представляет собою повышенную степень общественной опасности и влечет более строгое наказание.
В этой связи предлагаем преступления, объединенные в главе 20 УК РФ, классифицировать на преступления, которые могут быть совершены посредством применения к несовершеннолетнему физического и/или психического насилия (ст. 150, 151, 151, 156 УК РФ) и преступления, совершаемые ненасильственным способом (ст. 151', 153, 154, 155, 157 УК РФ). Полагаем, что глава 20 УК РФ содержит только четыре состава преступлений, в которых насилие (физическое и/или психическое) может выступать в качестве признака объективной стороны.
Речь идет о ст, 150, 151, 151 и 156 УК РФ. Данный вывод основывается на следующих соображениях. Во-первых, в ч.З ст. 150, ч.З ст. 151 УК РФ термин «насилие» законодательно закреплен в качестве особо квалифицированного признака состава указанных преступлений. Содержание диспозиции ст. 151 УК РФ хотя и не содержит термина «насилие», однако в качестве одного из способов совершения данного преступления называет угрозы.
Как отмечает 40 применительно к данной статье Л.М. Прозументов: «угроза — это общественно опасное информационное воздействие на несовершеннолетнего с целью подчинения его воли требованиям угрожающего. Угроза является одним из способов нарушения психической неприкосновенности личности и представляет собой предупреждение несовершеннолетнего о тех неблагоприятных последствиях, которые могут наступить для него или его близких в случае отказа сделать что-либо» . 1 Соглашаясь с мнением вышеприведенного специалиста, следует добавить, что в науке уголовного права угроза рассматривается как психическое насилие, в силу этого обстоятельства объективная сторона указанного состава преступления может быть выполнена и путем применения к несовершеннолетнему психического насилия.
Что же касается ст. 156 УК РФ, то находим необходимым заметить, что отсутствие в законодательном описании объективной стороны состава указанного преступления термина «насилие» вовсе не свидетельствует о невозможности применения к несовершеннолетнему физического и/или психического насилия. Исследование содержательной стороны понятия «жестокое обращение», о которой более подробно речь будет идти в параграфе третьем главы 2, показало, что среди специалистов, занимающихся проблематикой жестокого обращения с несовершеннолетними, признается, что понятием «жестокое обращение» охватываются и случаи применения к несовершеннолетнему физического и/или психического насилия.
В частности, на данное обстоятельство в своей работе обращает внимание Е. И. Цымбал, относя физическое и психическое насилие к формам жестокого обращения . 2 Данная точка зрения разделяется и правоприменителями. Согласно результатам проведенного анкетирования более 70',4 из числа опрошенных Прозументов Л.М. Уголовно-правовая охрана и ответственность несовершеннолетних в Российской Федерации ... С. 58.
г Цымбал Е.И.Жестокое обрашение с детьми: причины, проявления, последствия (учебное пособие). М.: РБФ НАН, 2007. С. 18. 41 судей, прокуроров и работников следственных органов считают, что жестокое обращение может быть выражено в применении к несовершеннолетнему как физического, так и психического насилия. Следовательно, объективная сторона составов преступлений, предусмотренных ст. 150, 151, 151, 156 УК РФ, может быть выполнена посредством применения к несовершеннолетнему насилия (физического и/или психического). Кроме того, данное обстоятельство следует рассматривать как признак, который объединяет данные составы преступлений между собою и позволяет их отграничить от ст.
151', 153, 154, 155, 157 УК РФ. По нашему мнению в качестве еще одного признака, который объединяет преступления, предусмотренные ст. 150, 151, 151, 156 УК РФ, между собою и позволяет их отграничить от иных преступлений, содержащихся в главе 20 УК РФ, следует рассматривать дополнительный объект преступления. В теории уголовного права под ним понимается объект, который всегда терпит ущерб при совершении конкретного преступления, но не ради собственно защиты которого существует правовая 1 норма . Общественно-опасные деяния, в которых физическое и/или психическое насилие выступает признаком объективной стороны состава преступления, посягают на общественные отношения, складывающие по охране таких важных для каждого человека благ, как жизнь и здоровье. Применяя насилие (физическое и/или психическое), виновное лицо воздействует на тело, состоящее из тканей и образующих его наружных и внутренних органов и психику несовершеннолетнего.
В этой связи мы считаем, что при совершении тех преступлений, в которых виновный применяет к несовершеннолетнему насилие (физическое и/или психическое), помимо ' Понятия и термины в уголовном праве России. Общая и Особенная части: учебное пособие / отв. редакторы д-р юрид. наук, проф. А.И. Чучаев; канд.
юрид. наук Е.В. Лошенкова. М.: КОНТРАКТ, 2014. С. 147. 42 непосредственного объекта ущерб так же будет терпеть и дополнительный объект, а именно — общественные отношения по охране жизни и здоровья несовершеннолетнего или, другими словами, по поводу его личной неприкосновенности (телесной и психической). Полагаем, преступлениям, предусмотренным ст. 151', 153, 154, 155, 157 УК РФ, данный дополнительный объект не присущ и именно по причине отсутствия насилия в качестве признака объективной стороны состава данных деяний.
Итак, определившись с тем, какие преступления, содержащиеся в главе 20 УК РФ, могут быть совершены с применением к несовершеннолетнему насилия (физического и/или психического) и по каким признакам данные уголовно наказуемые деяния следует отграничивать от иных преступлений упомянутой главы, полагаем возможным определить преступления против семьи и несовершеннолетних, совершаемые посредством насилия (ст. 150, 151, 151, 156 УК РФ) как общественно опасные, пропшвоправные, ул~ыипенные деяния, совершаел~ые посредством физического иlили психического насилия, которые посягают на общественные отношения по охране интересов сел~ьи, духовного, нравственного, физического, психического развития несовершеннолетнего, а также его личной телесной иlили психической неприкосновенности.
~3. Сравнительный анализ преступлений против семьи и несовершеннолетних, совершаемых посредством насилия по действующему российскому и зарубежному уголовному законодательству Реализация цели и задач настоящего диссертационного исследования, как нам представляется, не может быть успешной без учета не только отечественного исторического законодательного опыта, но и без изучения опыта законодателя зарубежных стран.
Мы солидарны с А.А. Малиновским, который, отмечая высокое значение сравнительного метода исследования, очень верно заметил, что компаративист, проводящий сравнение российского уголовного права с зарубежным, неизменно расширяет предмет науки отечественного уголовного права, тем самым обогащая ее новыми знаниями.
Российская уголовно-правовая наука не должна быть самодостаточна. Исходя из положения о неравномерности эволюции мировых цивилизаций, можно утверждать, что некоторые государства находятся на ином, нежели Россия, уровне культурно-правового развития. Сравнительное исследование дает возможность выявить и учесть чужие ошибки и достижения при решении вопросов о преступности и наказуемости конкретных деяний . В ходе проводимого сравнительно-правового анализа нами ставилась задача осуществить сопоставление норм УК РФ о преступлениях против семьи и несовершеннолетних, совершаемых посредством насилия, с аналогичными нормами (в случае их наличия), содержащимися в Уголовных кодексах зарубежных стран (УК зарубежных стран) .
Для более наглядного 2 представительства мы выделили следующие четыре группы, включающие 28 зарубежных стран. Первая группа — ряд европейских стран, являющихся членами Европейского союза: Австрия, Бельгия, Болгария, Германия, Дания, Нидерланды, Испания, Латвия, Литва, Польша, Франция, Швеция, Эстония. Вторая группа — ряд европейский стран, не являющихся членами Европейского союза: Лихтенштейн, Норвегия, Сербия, Швейцария. Третья группа — некоторые страны Азиатско-тихоокеанского региона: Республика Корея, Китай, Япония.
Четвертая группа — страны — участники Содружества Независимых Государств (СНГ): Республика Азербайджан, Республика Армения, 'Малиновский А.А. Сравнительное уголовное право: учебник.Мп Юрлитинформ, 2014. С.11. 2 При написании настоящего параграфа использовались УК зарубежных стран, в редакции перевода на русский язык, доступные как в библиотечных фондах, так и на электронных ресурсах. 44 Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан. При выборе данных зарубежных стран мы руководствовались тем, что уголовное законодательство последних имеет кодифицированный и светский характер, что присуще и российскому уголовному закону.
По этой же причине в их число не попали страны англо-саксонской системы права и страны мусульманского права. Что же касается деления зарубежных стран на группы, то критерием выделения первой группы выступила единая концепция правовой системы Европейского союза, имеющих глубокую историю защиты прав и свобод человека, семьи и несовершеннолетних. Этот же критерий был положен в основу выделения второй группы стран. Несмотря на то, что эти страны и не входят в Европейский союз, им также присуще европейская концепция защиты прав и свобод человека, семьи и несовершеннолетних.