Диссертация (1173792), страница 3
Текст из файла (страница 3)
4. Насильственные преступления против семьи и несовершеннолетних, (ст. 150, 151, 151, 156 УК РФ) следует определить как: общественно опасные, противоправные, умышленные деяния, совершаемые посредством физического и/или психического насилия, которые посягают на общественные отношения по охране интересов семьи, духовного, нравственного, физического, психического развития несовершеннолетнего, а также его личной телесной и/или психической неприкосновенности. 5. Классифицировать преступления, объединенные в главе 20 УК РФ, целесообразно по способу их совершения: на преступления, которые могут быть совершены посредством применения к несовершеннолетнему насилия (физического и/или психического) (ст.
150, 151, 151, 156 УК РФ) и преступления, совершаемые ненасильственным способом (ст. 153, 154, 155, 157 УК РФ). 6. Объективная сторона составов преступлений, предусмотренных ст. 150, 151, 151~, 156 УК РФ может быть выполнена посредством физического 1з и/или психического насилие. Физическое насилие по своему характеру может быть как опасным для жизни или здоровья, так и не опасным.
Психическое насилие может выражаться в различного рода угрозах, в том числе угрозе применения физического насилия, а также в оскорблении, гипнозе и использовании информационно-телекоммуникационные сетей, в том числе сети "Интернет", которые следует рассматривать в качестве самостоятельных видов психического насилия. 7. Применительно к ст. 150, 151, 1512, 156 УК РФ уголовно-правовые определения понятий «физическое насилие» и «психическое насилие» полагаем возможным сформулировать следующим образом: — «Физическое насилие — это общественно опасное, противоправное, умышленное воздействие, посягающее на общественные отношения по охране телесной неприкосновенности несовершеннолетнего»; — «Психическое насилие — это общественно опасное, противоправное, умышленное воздействие, посягающее на общесппвенные отношения по охране психической неприкосновенности несовершеннолетнего».
8. «Физическое насилие» и «психическое насилие», являясь насильственным способом совершения преступлений, предусмотренных ст. 150, 151, 151 и 156 УК РФ, может выступать в качестве признака объективной стороны основного состава преступления (например, ст. 1512, 156 УК РФ) либо признаком объективной стороны особо квалифицированного состава преступления (например, ч.3,4 ст. 150, ч. 3 ст. 151 УК РФ). При этом в составах преступлений, предусмотренных ч.3 ст. 150 и ч. 3 ст. 151 УК РФ, оно выражается исключительно в виде угрозы применения насилия. 9. Применительно к ст.
156 УК РФ понятию «жестокое обращение» и понятиям «физическое насилие» и «психическое насилие» присуще логическое соотношение подчинения и равнозначности. О подчинении речь может идти тогда, когда в ходе выполнения объективной стороны состава преступления к несовершеннолетнему одновременно были применены как 14 физическое и/или психическое насилие, так и ненасильственные (пренебрежение основными интересами и нуждами, например, непредоставление либо лишение обуви и одежды) деяния.
В этом случае, объемы понятий «физическое насилие» и «психическое насилие» будут полностью входить в объем понятия «жестокое обращение», составляя его часть наряду с ненасильственными действиями. Отношение равнозначности будет иметь место тогда, когда объективная сторона состава преступления была выполнения исключительно путем применения к несовершеннолетнему физического и/или психического насилия.
В этом случае, объемы понятий «жестокое обращение», «физическое насилие», «психическое насилие» будут полностью совпадать. 10. Основанные на выводах исторического, сравнительного, теоретического и эмпирического характера предложения: — по совершенствованию ст. 150, 151, 151, 156 УК РФ: Статья 150. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления 3. Деяния, предусмотренные часгпями первой или второй настоящей спгатьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, а равно с использованием информационно-телекоммуникационных сегпей, в том числе сети "Интернегп", — наказываюпгся ...
Статья 151. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение анпгиобщественных действий 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, а равно с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в толю числе селга "Интернет", — наказываются ... Статья 151 .
Вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющ х опасноспгь для жизни несовершеннолетнего 2. То же деяние, совершенное: г) с применением насилия или с угрозой его применения, наказывается... Статья 15б. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанной осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с ним, выразившемся в физическом и/или психическом насилии, а также в иных действиях (бездействии), унижающих его человеческое достоинство, — наказывается и использовании информационно- оскорбления, гипноза телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет») либо в ненасильственных формах (обещания, обмана, предложения и др.) и направленные на возбуждение желания у несовершеннолетнего совершить — по внесению изменений в абзац 3 п.42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01 февраля 2011 г.
№1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» относительно понятия «вовлечение» и изложения его следующим образом: «Под вовлечением несовершеннолетнего в совершение прес1пупления или совершение антиобщественных действий следует понимать действия совершеннолетнего лица, выразившиеся в применении физического насилия (умышленном причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью, в побоях, истязании, связывании и иных подобных насильственных действиях, сопряженных с причинением ф зической боли) или психического насилия (различного рода угроз, включая угрозу применения насилия, а также 16 преступление или антиобщественные действия, разжигание чувства зависти, мести и др.»; — по дополнению подпункта «г» п.
16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 г. №44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» абзацем следующего содержания: «При этом физическое насилие может быть выражено в умьпиленнол~ причинении легкого или средней тяжести вреда здоровью (насилие, опасное для жизни или здоровья), а равно в побоях, истязании, связывании и иных подобных насильственных действиях, сопряженных с причинением физической боли (насилие, не опасное для жизни или здоровья).
Психическое насилие л~ожет быть выражено в применении различного рода угроз, включая угрозу применения насилия, а п>акже оскорбления, гипноза и информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет»)». Теоретическая значимость исследования заключается во вкладе автора в развитие теоретических положений борьбы с преступлениями против семьи и несовершеннолетних, совершаемых посредством насилия. Автор систематизирует имеющиеся знания в данной области, углубляет и расширяет их, обозначает и решает проблемные вопросы темы. Выводы и предложения автора могут быть использованы в качестве теоретической базы для законотворческого процесса и правоприменительной деятельности, а также в ходе дальнейшей разработки вопросов противодействия насильственным преступлениям против семьи и несовершеннолетних.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и результаты исследования могут быть использованы в законотворческой работе при совершенствовании норм УК РФ об ответственности за преступления против семьи и несовершеннолетних, практики применения этих норм, в том числе — в разработке постановлений Пленума Верховного 17 щита Суда РФ, в учебном процессе при преподавании Особенной части уголовного права РФ студентам вузов и слушателям системы повышения квалификации по теме, посвященной преступлениям против семьи и несовершеннолетних, подготовке учебно — методической литературы по этой теме.
Степень достоверности полученных результатов исследования обеспечена использованием современной методологии научного познания, изучением значительного количества научных работ, составивших его теоретическую базу, исследованием действующего уголовного законодательства России и практики его применения, памятников истории уголовного права России, уголовного законодательства зарубежных стран, статистических данных ГИАЦ МВД РФ и Судебного департамента при Верховном Суде РФ, использованием результатов анализа судебной практики, анкетирования значительного числа (более 200) правоприменителей и научных работников в области уголовного права. Теоретическую основу диссертационной работы составили труды указанных выше ученых в области уголовного права.