Диссертация (1173792), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Исследования же, проведенные названными выше учеными, на наш взгляд, далеко не исчерпали всех важных аспектов проблем преступлений против несовершеннолетних, совершаемых с применением насилия, что в свою очередь и определило выбор избранной темы диссертационного исследования. Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в ходе уголовно-правового противодействия преступлениям против семьи и несовершеннолетних, совершаемых посредством насилия. Предметом диссертационного исследования являются: — исторические источники уголовного законодательства России, предусматривающие ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления и антиобщественных действий, неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего; — нормы действующего уголовного законодательства ряда зарубежных стран Европы, Азиатско-тихоокеанского региона, стран ближнего зарубежья, регламентирующие ответственность за перечисленные выше преступления; — соответствующие нормы уголовного законодательства РФ; — действующее уголовно-процессуальное законодательство РФ, в части, касающейся исследуемой темы; — нормы семейного законодательства РФ; — соответствующие постановления Пленума Верховного Суда РФ; — данные официальной статистики и материалы судебной практики по делам о преступлениях против семьи и несовершеннолетних; — научные публикации; результаты социологических исследований по вопросам, рассматриваемым в диссертации.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы обусловлена ее объектом и предметом и состоит в разработке предложений и рекомендаций по повышению эффективности уголовно-правового противодействия преступлениям против семьи и несовершеннолетних, совершаемых посредством насилия. Достижение указанной цели предопределило постановку и решение следующих задач: — изучить исторический опыт уголовно-правового противодействия преступлениям против семьи и несовершеннолетних, совершаемых посредством насилия, на предмет составления картины развития в этом направлении российского уголовного законодательства и использовании положительного исторического опыта; — проанализировать уголовное законодательство ряда зарубежных стран Европы, Азиатско-тихоокеанского региона, а также так называемых стран ближнего зарубежья в части конструирования уголовно-правовых норм об ответственности за преступления против семьи и несовершеннолетних, совершаемых посредством насилия, на предмет использования опыта законодателя этих стран; — охарактеризовать объективные и субъективные признаки составов преступлений против семьи и несовершеннолетних, совершаемых посредством насилия, содержащихся в главе 20 УК РФ (ст.
150, 151, 151~, 156); выявить проблемы теоретического, законодательного и правоприменительного свойства, обнаруживаемые в процессе реализации норм об уголовной ответственности за преступления против семьи и несовершеннолетних, совершаемых посредством насилия; — углубить, развить имеющиеся и разработать новые положения теоретического характера, вносящие вклад в общую теорию насильственных преступлений; — сформулировать научно обоснованные рекомендации по совершенствованию законодательства, регламентирующего уголовную ответственность за исследуемые преступления, и практики его применения. Методология и методы исследования.
Методологическую основу настоящего исследования составил базовый диалектико-материалистический метод познания. При написании данной работы были использованы такие общепринятые общенаучные методы познания как: анализ, синтез, индукция, дедукция, системный подход. Среди частнонаучных методов использовались: конкретно-социологический, историко-правовой, статистический, а также специально-юридические методы: формально-юридический, сравнительно- правовой. Научная новизна исследования определяется тем, что в диссертации осуществлено обобщение теоретических взглядов и позиций по вопросам противодействия преступлениям против семьи и несовершеннолетних, совершаемых посредством насилия, дана им критическая оценка, углублены и развиты имеющиеся и разработаны новые авторские положения теоретического характера, вносящие вклад в общую теорию насильственных преступлений.
В работе осуществлен обзор эволюции норм о преступлениях против семьи и несовершеннолетних, совершаемых посредством насилия, в уголовном законодательстве России. Выявлен и использован исторический опыт российского законодателя в противодействии преступлениям против семьи и несовершеннолетних, совершаемым посредством насилия. Изучен положительный законодательный опыт противодействия этим преступлениям в ряде зарубежных стран Европы, Азиатско-тихоокеанского региона, а также странах ближнего зарубежья на предмет его использования законодателем России. Выявлены проблемные вопросы применения норм о преступлениях против семьи и несовершеннолетних, совершаемых посредством насилия. С учетом исторического и зарубежного опыта, на основе анализа эмпирического материала и данных социологического характера сформулированы предложения по совершенствованию указанных выше норм действующего уголовного законодательства и практики его применения.
Конкретизируется новизна в положениях, выносимых на защиту. Основные положения, выносимые на защиту: 1. В уголовном праве России в течение 10 веков складывалась устойчивая тенденция развития уголовно-правовой защиты семьи и несовершеннолетних от посягательств насильственного характера.
Этот процесс целесообразно разделить на четыре этапа: формирование с начала Х1 до середины Х1Х веков правовых установлений по отдельным аспектам защиты семьи и несовершеннолетних от насильственных посягательств нормами общего характера (первый период); создание с середины Х1Х до начала ХХ веков специальных норм, направленных на уголовно-правовую охрану несовершеннолетних от вовлечения в совершение каких-либо преступлений или антиобщественных действий, а также от жестокого обращения с ними посредством насилия (второй период); пересмотр в период советского времени — с 1917 по 1991 годы указанных положений дореволюционного законодательства.
Следствием этого процесса явилось как упразднение, в частности уголовно-правовой нормы, предусматривающей наказание за жестокое обращение с несовершеннолетним, так и появление обновленных норм, устанавливающих уголовное наказание за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления или антиобщественных действий (третий период);появление в постсоветский период в УК РФ 1996 г. главы 20 «Преступления против семьи и несовершеннолетних», в которой получили свое оформление в ныне действующем виде уголовно-правовые нормы, направленные на защиту семьи и несовершеннолетних от различных преступных посягательств, включая и те, которые совершаются насильственным способом (четвертый период).
2. Согласно результатам сравнительно-правового исследования: — в уголовном законодательстве большинства европейских стран (Австрия, Бельгия, Германия, Дания, Испания, Лихтенштейн, Нидерланды, Норвегия, Сербия, Швейцария, Швеция), а также некоторых стран азиатско- тихоокеанского региона (Республика Корея, Япония) нормы, аналогичные нормам ст. 150 и 151 УК РФ либо имеющие с ними общие черты, отсутствуют. В уголовном законодательстве некоторых европейских стран (например, Болгарии, Латвии, Литвы, Польши, Франции, Эстонии), а также Китая, такие нормы представлены, но в них не закреплены способы совершения данных преступлений, включая такие как «применение насилия» и «угроза его применения»; — норма, аналогичная либо имеющая схожие положения с нормой ст.
151 УК РФ в уголовных кодексах зарубежных стран отсутствует; — нормы, имеющие общие черты с нормой ст. 156 УК РФ, встречаются в большинстве уголовных кодексов европейских зарубежных стран (например, Австрии, Болгарии, Испании, Польши, Швейцарии, Норвегии) и в отличие от отечественной нормы, содержащей обобщающее понятие «жестокое обращение», в них перечисляются действия виновного, которые являются выражением жестокого обращения с несовершеннолетним.
Данное решение 12 зарубежного законодателя заимствовано в плане усовершенствования ст. 156 УК РФ. В целом в сравнении с зарубежным уголовным законодательством отечественный уголовный закон демонстрирует более высокий уровень уголовно-правовой охраны несовершеннолетних от вовлечения последних в совершение преступления и антиобщественных действий. 3. При совершении преступлений против семьи и несовершеннолетних (ст. 150, 151, 151~, 156 УК РФ) путем применения к несовершеннолетнему физического и/или психического насилия помимо основного непосредственного объекта указанных преступлений — общественных отношений по охране духовного, нравственного, физического и психического развития несовершеннолетнего, посягательство осуществляется и на дополнительный объект, каковым выступают общественные отношения по охране телесной и/или психической неприкосновенности несовершеннолетнего.