Диссертация (1173792), страница 10
Текст из файла (страница 10)
К этому следует добавить, что в анализируемой статье ничего не говорится и про «жестокое обращение>>. Вместо него речь идет об угрозе для физического или духовного развития несовершеннолетнего. Налицо терминологические отличия, но по своей сути любой акт жестокого обращения ведет к угрозе причинения вреда физической и психической сферам несовершеннолетнего.
Уголовный кодекс Испании. М.; Изд-во ЗЕРЦАЛО, 1993. С. 54. Уголовный кодекс Республики Польша ... С. 153. ' Уголовный кодекс Лихтенштейна. М.: МАКС Пресс, 2013. С. 65. ' Уголовный кодекс Швейцарии. М.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2000. С. 7б. 50 Уголовно-правовой запрет причинения страданий детям из-за плохого обращения со стороны родителей содержится в ст.129 УК Норвегии'. Сравнительно-правовое исследование уголовного законодательства третьей группы стран показало, что Уголовные кодексы Республики Корея, и Японии не содержат правовой нормы, аналогичной либо схожей с теми положениями, которые предусмотрены ст.
150, ст. 151 УК РФ. Нормы, имеющие некоторые общие признаки с указанными статьями российского уголовного законодательства, присутствуют в Уголовном кодексе Китая. Так, в ст. 262-1 установлена уголовная ответственность за привлечение с применением насилия инвалидов или несовершеннолетних, не 2 достигших четырнадцати лет, к прошению милостыни, в ст. 262-2 — за привлечение несовершеннолетних к краже, мошенничеству, грабежу, вымогательству или иной деятельности против общественного порядка'. В первом случае, как нам представляется, можно провести параллель с ч.З ст.
151 УК РФ, во втором — с ч. 1 ст. 150 УК РФ. Что же касается ст, 156 УК РФ, то здесь сравнительно-правовое исследование показало, что Уголовным кодексам Республики Корея и Китая знакомы правовые установления, имеющие схожие признаки с указанной российской нормой, тогда как УК Японии — нет. Из диспозиции ст. 273 УК Республики Корея следует, что наказуемым является жестокое обращение, совершенное в отношении родственника по прямой линии, в число которых входяти дети.
В ст. 260 УК Китая установлена ответственность за жестокое обращение с членами семьи при отягчающих обстоятельствах, а в ст. 260-1 уголовному 5 наказанию подлежат лица за жестокое обращение, в частности, с ' Уголовное законодательство Норвегии. СПбз Изд-во «Юридический центр Пресс»в 2003.
С. 196-197. Уголовный кодекс Китая ! под ред. проф. А.И. Коробеева и проф. А.И. Чучаева, пер. с китайского проф. Хуан Даосю. М.: ООО «ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА КОНТРАКТ», 2017. С. 124 ' Уголовный кодекс Китая! под ред. проф. А.И. Коробеева и проф. А.И. Чучаева, пер. с китайского проф.
Хуан Даосю... С. 124 ' Уголовный кодекс Республики Корея. СПбл Изд-во «Юридический центр Пресс», 2004. С. 177. Уголовный кодекс Китая! под ред. проф. А.И. Коробеева и проф. А.И. Чучаева, пер. с китайского проф. Хуан Даосю ... С. 123. 51 младенцами, в отношении которых осуществляется опека или уход, при отягчающих обстоятельствах'. Несмотря на лаконичность самих диспозиций, они в определенной степени отражают сущность общественно опасного характера посягательства, которая изложена российским законодателем в ст.
156 УК РФ. Переходя к сравнительному анализу ст. 150, 151 156 УК РФ и соответствующих норм Уголовных кодексов стран — участниц Содружества Независимых Государств (СНГ), следует заметить, что в подавляющем большинстве, за исключением Республики Узбекистан (Уголовный кодекс введен в действие с 01 апреля 1995 г.), основой нового уголовного законодательства этих стран явились рекомендательные законоположения Модельного Уголовного Кодекса СНГ2.
Как показал сравнительный анализ, во всех Уголовных кодексах челтвертой группы стран, присутствует норма, аналогичная ст. 150 УК РФ. Несмотря на отмеченную типичность, изложение диспозиций рассматриваемого состава преступления в ряде указных стран имеют свои особенности. В первую очередь это наблюдается в уголовном законодательстве Казахстана, Молдовы и Узбекистана. Исходя из анализа ч.1 ст.132 УК Республики Казахстан,' существенными отличиями данной нормы являются, во-первых, использование казахским законодателем понятия «уголовные правонарушения», под которыми согласно ч.1 ст.
10 УК Республики Казахстан понимаются и преступления и уголовные проступки. Отметим, что указанное деление незнакомо российскому уголовному закону и, на наш взгляд, для УК РФ оно неприемлемо, поскольку само по себе деление внутри уголовного кодекса на преступления с большей и меньшей общественной опасностью ведет к размыванию самой сущности уголовно-правового ' Там же.
С. 123. 3 Полный текст Модельного кодекса для государств — участников СНГ был опубликован в приложении к «Информационному бюллетеню» МПА, 1996, №1О, а также в журнале «Правоведение», 1996, №1. 'Уголовный кодекс Республики Казахстан. [электрон. ресурс~ Доступно на ПКГл Ьггр:Личзч«.ьазе.зр1птогпьго/аьозк бес.йчх?г8п=68429 (дата обращения: 05.09.2018).
52 присутствует дополнительное требование к диспозиции которой несовершеннолетнему лицу — достижение возраста уголовной ответственности за преступление, в которое оно вовлекается. Помимо этого к отличиям можно добавить и отсутствие угрозы как способа вовлечения. Изучение уголовного законодательства остальных стран — участниц СНГ: Азербайджанской Республики, Республики Беларусь, Кыргызской Республики и Республики Таджикистан показало, что содержащиеся в Уголовных кодексах данных стран соответствующие нормы, в целом согласуются со ст.150 УК РФ.
Уголовный кодекс Республики Молдова. [электрон. ресурс) Ь11р:дЬазе.зр1пропп.пз/з1зоп бес.Гвх?гйп=3835 (дата обращения: 05.09.2018). ' Уголовный кодекс Республики Узбекистан. Спб., 2001. С. 159. 'Уголовный кодекс Республики Армения. 1электрон. ресурс1 1зпр:дьазе.зр1пгогпкгп/зйоп с1ос.Гвх?г8п=?472 (дата обращения: 05.09.2018). Доступно на 1ЖЬ: Доступно на 1)И.; понятия «общественная опасность» и его отличия от административных правонарушений. Во-вторых, установлена ответственность за вовлечение в совершение уголовных правонарушений, а не в единичное преступления, как это предусматривает соответствующая норма УК РФ, которая в этом плане более точна.
В ч.1 ст. 208 УК Республики Молдова' мы обнаруживаем, что понятия «несовершеннолетних» и «преступлений» используется во множественном числе. В УК Республики Узбекистан вовлечение несовершеннолетнего в преступление вообще не выделено в отдельную статью, а является частью третьей ст. 127, имеющей название «Вовлечение несовершеннолетнего в антисоциальное поведение». При этом наказанию по ч.З указанной нормы подлежит лицо, вовлекшее в преступление двух или более несовершеннолетних.
Свою особенность имеет и ст. 165 УК Республики Армения', в 53 Обратившись, например, к ч.1 ст.165 УК Республики Таджикистан', мы можем констатировать, что она полностью повторяет соответствующую норму УК РФ. Тождественное содержание имеет и ч.1 ст.156 УК Кыргызской Республики . Непринципиальные отличия от сравниваемой российской уголовно- правовой нормы имеются в уголовном законодательстве Азербайджанской Республики и Республики Беларусь.
В первом случае в ч.1 ст. 170 УК Азербайджанской Республики имеет место исчерпывающий перечень способов вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления'. Во втором — добавленное белорусским законодателем в ч.1 ст. 172 понятие «заведомо несовершеннолетнего». Дальнейшее изучение уголовного законодательства стран — участниц СНГ на предмет выявления правовых норм, имеющих аналогичные либо схожие признаки со ст. 151 УК РФ, показало, что в уголовном законодательстве Республики Армении, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан таковые имеются. В качестве схожих моментов можно выделить — установление уголовной ответственности за вовлечение в употребление алкогольной и спирто содержащей продукции, одурманивающих веществ, занятие бродяжничеством или попрошайничеством, а также закрепление насилия или угрозы его применения в числе способов вовлечения несовершеннолетнего в совершение данных действий.
Различия же связаны с использованием законодателями указанной группы стран иных терминологических оборотов и понятий при описании того или иного антиобщественного действия и не приводятся нами, 'Уголовный кодекс Республики Таджикистан. 1электрон. ресурс~ Доступно на ПКЬ: Ьнр: Ли ич«.Ьазе.зр1пгогпьга'з1зозч бес.гз»х? тяп=2324 (дата обрапгения: 05.09.2018). Уголовный кодекс Кыргызской Республики.
СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002. С, 167. Уголовный кодекс Азербайджанской республики. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2001. С.188. ' Уголовный кодекс Республики Беларусь. Минск: Амалфея, 2008. С. 124. 54 поскольку не отвечают целям и задачам настоящего диссертационного исследования. Относительно наличия в уголовном законодательстве данной группы стран правовых норм, обладающих общими признаками схожих со ст.