Диссертация (1173792), страница 22
Текст из файла (страница 22)
На наш взгляд, в рассматриваемом случае имело место применение к несовершеннолетнему психического насилия в виде оскорбления. Заметим, что подобная характеристика оскорбления согласуется с п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 г. №1. Полагаем, что посредством шантажа, который, как справедливо было замечено А.И. Чучаевым, представляет собой одну из форм угрозы, состоящий в запугивании потерпевшего для создания обстановки, 2 вынуждающей совершить определенные действия, несовершеннолетний может быть вовлечен в совершение преступления. Объективная сторона состава рассматриваемого преступления может быть выполнена и путем применения такого вида психического насилия как гипноз.
За отнесение гипноза к психическому насилию высказалось 50',4респондентов из числа право прим енителей (судей, прокуроров и работников следственных органов) и 60',4 представителей научной сферы. О способности последнего воздействовать на психику человека, в результате которого данное лицо способно совершить, к примеру, общественно-опасное деяние, неоднократно отмечалось на страницах юридической литературы'. Подтверждение тому, что гипноз может выступать в качестве способа совершения преступлений, находим и в судебной практике. Так, в одном из своих кассационных определений от 06.09.2002 г. №46-002-73 Верховный Суд РФ, оставляя приговор нижестоящего суда по делу о мошенничестве в силе, указал на то, что согласно заключению судебно-психиатрической ' Приговор Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 07 октября 2010 г.
[электрон.ресурс1. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 05.09.2013). Чучаев А.И. Преступления против правосудия: Научно-практический комментарий. Ульяновск, 1997. С. 34; Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации ! Отв. ред. В.И. Радченко. М., 000. С. 744. Чечель Г., Седых Л.
Особенности квалификации преступления, совершенного загипнотизированным лицом д Уголовное право. 2009. №3. С. 54; Бархатова Е.Н. Гипноз как способ совершения преет>плений Л Российский следователь. 2012. №10. С. 23. 109 экспертизы, участниками РРПС «С елфмэйд» и ПСФВ «Тандем» использовались специальные средства и методы негативного информационно-психологического воздействия на граждан. Они включали в себя приемы прямого и косвенного внушения, технику рассеянного гипноза. Указанные методы были использованы для манипулирования созданием граждан, способствовали формированию установки на желаемое поведение в 1 виде внесения гражданами денег . Что же касается такого вида психического насилия как клевета, то, как нам представляется, относить ее к числу способов совершения преступления, предусмотренного ст.
150 УК, достаточных оснований не имеется в силу следующего. Согласно ст. 128 УК РФ под клеветой понимается распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. Очевидно, что сама по себе клевета в отношении несовершеннолетнего не может вызвать у него желание совершить преступление. Возбудить подобное желание возможно лишь тогда, когда со стороны вовлекающего в адрес несовершеннолетнего будет высказана угроза распространения таких сведений.
Но в таком случае уже речь будет идти не о клевете, а об угрозе. Относительно видов психического насилия, применяя которые виновное лицо может совершить преступление, предусмотренное ст. 151 УК РФ, то они, как нам представляется, практически те же, что и в случае с вовлечением несовершеннолетнего в совершение преступления. Несмотря на то что законодатель в диспозиции ч. 1 ст.
151 УК РФ не приводит примерного перечня способов совершения данного преступления, высшая судебная инстанция в уже упомянутом п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 г. №1 неконкретизированные угрозы называет в числе возможного способа совершения указанного преступления. Об угрозе как о способе психического воздействия на потерпевшего при ' Кассационное определение Верховного Суда РФ от 6.09.2002 г. № 46-о02-73. 1электрон.ресурс).
доступ иэ справ.-правовой системы «Консультантплюс» (дата обращения: 05.09.2018). по вовлечении подростка в совершение антиобщественных действий отмечается и на страницах юридической литературы . Следует отметить, что законодателем в ч.З ст. 151 УК РФ в качестве квалифицирующего признака названа — угроза применения насилия. В свою очередь, опираясь на ранее приводимые аргументы, мы допускаем, что вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий помимо различного рода угроз возможно также путем оскорбления и гипноза.
По результатам проведенного анкетирования 75о~о опрошенных правоприменителей (судей, прокуроров и работников следственных органов) и 65о4 представителей науки также допускают возможность совершения преступлений предусмотренных ст. 150 и 151 УК РФ путем применения таких видов психического насилия как оскорбление и гипноз. Переходя к рассмотрению вопроса о содержательной стороне 2 психического насилия применительно к ст. 151 УК РФ, заметим, что в диспозиции данной нормы, как и в случае со ст.
150 УК РФ, содержится указание на совершение указанного преступления путем «угроз». При этом законодатель упоминает «угрозы» безотносительно к указанию на благо или интерес несовершеннолетнего, которому угрожает виновный. Неко икр етизиро ванно сть угроз в рассматриваемой норме дает основание утверждать, что интересы несовершеннолетнего, которым угрожает виновный, могут быть самые различные.
Например, угроза уничтожения или повреждения имущества, распространения сведений, позорящих несовершеннолетнего или его близких, разрыва дружеских отношений, изгнания из молодежного неформального сообщества, отмены какой-либо поездки или мероприятия, в которых заинтересован несовершеннолетний и т.п. Полагаем, что к этому перечню следует добавить ' Сердюк Л.В. Вопросы квалификации вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиоошественных действий (ст.
151 УК РФ) д Вопросы ювенильной юстиции. 2014. №1 (51). С. 24. 111 и угрозу применения насилия, которая, например, фигурирует в качестве квалифицирующего признака в ст. 150 и 151 УК РФ. Во-первых, угроза, высказанная в адрес лица, не достигшего восемнадцатилетнего возраста о причинении вреда его телесной неприкосновенности, является эффективным и действенным способом, используя который, виновный может вызвать решимость совершения со стороны несовершеннолетнего противоправных действий, представляющих опасность для жизни последнего. Во-вторых, согласно ч. 1 ст. 2 УК РФ охрана прав и свобод человека и гражданина названа в числе задач УК РФ.
Одним из таких прав в ч. 1 ст. 22 Конституции РФ называется право на личную неприкосновенность, которое присуще человеку от рождения. В параграфе 1 настоящей главы мы предприняли попытку обосновать, что содержательную сторону данного права составляет личная неприкосновенность, которая включает в себя телесную и психическую неприкосновенность. Следовательно, угрожая применить насилие к несовершеннолетнему, виновный посягает на его личную неприкосновенность, которая охраняется уголовным законом. 1 К иным видам психического насилия применительно к ст. 151 УК РФ отнесли бы оскорбление и гипноз.
При этом доводы, в силу которых мы приходим к такому выводу, аналогичны тем, что приводились при освещении вопроса о содержательной стороне психического насилия применительно к вовлечению несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК РФ). Исходя из того, что объективная сторона состава преступления, 2 предусмотренного ст. 151 УК РФ, может быть выполнена посредством применения к несовершеннолетнему физического насилия и угрозы его применения (психическое насилие), предлагаем дополнить ч. 2 указанной нормы пунктом «г», изложив его в следующей редакции: «с применением насилия или с угрозой его применения.
— ». 112 Следующий вопрос, который надлежит рассмотреть, касается содержательной стороны психического насилия применительно к ст. 156 УК РФ. Отметим, что в диспозиции данной нормы указания на какие-либо виды психического насилия, как например, «угрозы» и «угроза применения насилия», не содержится. В ней лишь фигурирует понятие «жестокое обращение». Изучение трудов по уголовному праву показало, что зачастую при характеристике объективной стороны указанного состава преступления, о психическом насилии и его видах ничего не говорится . По-нашему мнению, 1 это является существенным упущением. Вместе с тем, как признается большинством специалистов в этой области права, «жестокое обращение» может быть выражено вовне путем применения как физического, так и 2 психического насилия к несовершеннолетнему .
Заметим, что Пленум Верховного Суда РФ в п.16 своего Постановления от 14 ноября 2017 г. №о44 указал, что жестокое обращение с детьми может выражаться, в частности, в осуществлении родителями физического или психического насилия над ними . 3 Указанное понимание находит отражение и в приговорах, вынесенных по конкретным делам нижестоящими судами. Так, приговором УстьКуломского районного суда Республики Коми от 17.07.2015 по делу №1- 69/2015, гражданин Ч. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.
156 УК РФ, судом было указано, что жестокое обращение — это прежде всего физическое и психическое насилие . 4 Что же касается конкретных видов психического насилия, посредством которых виновным лицом может быть выполнена объективная сторона ' Уголовное право России, Особенная часть!Под ред. А.И. Рарога. — 3-е изд., с изм. и дол. Мл Эксмо, 2009. С. 148-149; Красовская О.Ю. Преступления против семьи и несовершеннолетних ... С. 27; Уголовное право России.
Части Общая и Особенная: учебник! М.П. Журавлев[и др.1! под ред. А.И. Рарога. — 9-е изд., перераб. и доп. М.; Проспект, 2017. С. 437. Картавченко В.В. Уголовно-правовые аспекты жестокого обращения с несовершеннолетними ... С. 64. Бюллетень Верховного Суда РФ. №1. 2018.