Диссертация (1173792), страница 19
Текст из файла (страница 19)
Но каково положение вещей на самом деле, попробуем разобраться, тем более, что это вторая часть поставленного нами ранее вопроса. Используем тот же прием, что и при выяснении содержания понятия насилия, фигурирующего в ст. 150 и 151 УК РФ, а именно сопоставим санкцию ч. 1 ст. 151 УК РФ с санкциями тех статей УК РФ, где физическое насилие является самостоятельным составом преступления, например, в ст.
111, 112, 115, 116, 117 УК РФ. В итоге такого сопоставления, мы приходим к следующим выводам. Во-первых, совершение виновным таких насильственных деяний как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, побои и истязания потребуют дополнительной квалификации, поскольку санкции за совершение данных преступлений даже без отягчающих обстоятельств строже, чем санкция ч. 1 ст.
151 УК РФ. Во-вторых, совершение виновным такого насильственного деяния как умышленное причинение легкого вреда здоровью ~ст. 115 УК РФ) не будет требовать дополнительной квалификации по причине того, что санкция за совершение данного преступления менее строгая, чем санкция исследуемой нормы. Из сказанного можно заключить, что под иным способом совершения преступления, о котором говорится в ч.1 ст. 151 УК РФ, вполне может 2 пониматься и применение к несовершеннолетнему физического насилия в виде действий по умышленному причинению легкого вреда здоровью. На наш взгляд, вполне обоснованно выглядело бы решение законодателя 2 о закреплении в ч. 2 ст. 151 УК РФ признака «с применением насилия» в качестве признака квалифицированного состава преступления. Кстати заметим, что в этом случае с учетом сопоставления санкций соответствующих статей дополнительной квалификации при совершении виновным таких насильственных деяний как побои (ст.
116 УК РФ) и истязания (ч.1 ст. 117 УК РФ) не потребуется. Далее перейдем к установлению содержательной стороны понятия «физическое насилие» применительно к ст. 156 УК РФ. Обратившись к диспозиции указанной статьи, мы увидим, что прямого указания законодателя на то, что данное преступление совершается путем применения к потерпевшему насилия, как в случае с ч.З ст. 150 и ч. 3 ст. 151 УК РФ, не имеется. Вместе с тем в ней указывается на такой признак объективной стороны преступления как жестокое обращение.
Отметим, что термин «жестокое обращение» встречается и в ст. 69 Семейного кодекса РФ. Несмотря на то что действующее как семейное, так и уголовное законодательство не содержит нормативного определения данного понятия, его содержание частично раскрывается в п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 ноября 2017 г. №44, в котором указано: «жестокое 95 обращение с детьми может выражаться, в частности, в осуществлении родителями физического или психического насилия над ними» . 1 Что же касается понимания термина «жестокое обращения», специалистами в области уголовного права, занимающимися данной проблематикой, то оно представлено двумя точками зрения.
Согласно первой, «жестокое обращение» представляет собой обобщающее понятие, включающее в себя все формы физического и 2 психического насилия, а также любой вид насилия3. Сторонники второй понятие «жестокое обращение» трактуют более широко и помимо актов физического и психического насилия включают в его содержание случаи сексуального домогательства, унижения человеческого достоинства, оскорбления несовершеннолетнего, его эксплуатацию . При 5 6 этом общим для обеих точек зрения, и это, на наш взгляд, важно отметить, является признание их представителями того, что содержание понятия «жестокое обращение» образуют, в том числе акты физического и психического насилия.
Интересным представляются и результаты анкетирования, где 47',4 правоприменителей (судей, прокуроров и работников следственных органов) и 23',4 представителей науки считают, что «жестокое обращение» в обязательном порядке предполагает применение к несовершеннолетнему физического и/или психического насилия. По сути, давшие такой ответ респонденты, отождествляют понятие «жестокое обращение» с понятием 'Бюллетень Верховного Суда РФ. №1. 2018.
С. 18. ' Авдеева Л.А. Уголовно-правовая охрана семейных отношений: дис.... канд, юрид. наук. Саратов, 2009. С. 110; Картавченко В.В. Уголовно-правовые аспекты жестокого обрашения с несовершеннолетними: дис.... канд. юрнд. наук. Краснодар, 2008. С. 66; Пудовочкин Ю.Е. Ответственность за преступления против несовершеннолетних по российскому уголовному праву! Научи. ред.
Г.Н. Чечель ... С. 187. Шишова Н.Е. Расследование неисполнения обязанностей по воспитанию путем жестокого обращения с несовершеннолетним:дис.... канд. юрид. наук. Москва, 2017. С. 32. Веред Е.Б. Неисполнение обязанностей по воспитаншо несовершеннолетнего (уголовно-правовой и криминологические аспекты): дис.... каид.юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2004. С. 74. ' Довголюк Н.В.
Уголовно-правовая и криминологическая характеристика неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего: авторефератдис.... канд.юрид. наук. Ставрополь, 2009. С. 13. Гордейчик А.А. Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с преступлениями против семьи и несовершеннолетних: автореферат дис.... канд.юрид. наук, Хабаровск, 2008. С. 12. 96 «насилие». Кроме этого, 50',4 правоприменителей и 23о4 представителей науки поддержали идею законодательно закрепить в ст. 156 УК РФ насильственные способы, посредством которых совершается жестокое обращение с несовершеннолетним.
Но давайте выясним: какие же насильственные деяния, составляя содержание понятия «жестокое обращение», могут выступать в качестве признака объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ? В указанной статье УК РФ законодатель ответа на данный вопрос не дал. В работах по уголовному праву, посвященных проблеме жестокого обращения с детьми, по заданному вопросу можно встретить следующие мнения. Так, из точки зрения Н.В.
Коваль, объективную сторону преступления, 1 предусмотренного ст. 156 УК РФ, могут образовывать такие насильственные деяние как умышленное причинение легкого вреда здоровью, побои, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью без квалифицирующих признаков. Аналогичная точка зрения данным автором 2 была высказана и на страницах периодической юридической печати .
В целом, соглашаясь с вышеприведенным мнением, считаем, что такое насильственное деяние как истязание без квалифицирующих признаков, также будет охватываться понятием «жестокое обращение» по причине того, что санкция за совершение данного преступления не строже, чем санкция ст. 156 УК РФ. Как видим, и высшая судебная инстанция, и доктрина уголовного права считают, что насилие может выступать признаком объективной стороны преступления, предусмотренного ст.
156 УК РФ. Необходимо отметить, что ' Коваль Н.В. Жестокое обращение с детьми (криминологические и уголовно-правовые проблемы): дис.... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 174. Коваль Н. Проблемы квалификации жестокого обращения с детьми 17 Уголовное право. 2015. № 1. С.
67- 68. 97 по своему характеру такое насилие может быть как опасное для жизни или здоровья, так и не опасное для жизни или здоровья. Подтверждением тому служат примеры из судебной практики. Например, из приговора Октябрьского районного суда города Иваново от 17.03.2015 по делу 0~1-27/20015 следует, что С.А. умышленно толкнула свою несовершеннолетнюю дочь в спину, отчего она упала на бетонный пол и скатилась вниз по лестнице, при этом ударилась головой о металлические перила. После чего С.А. подошла к лежащей на бетонном полу 1ФИО) 7, подняла ее и нанесла один удар ногой в область правого бедра. В результате умышленных преступных действий С.А.
несовершеннолетней (ФИО)7 причинены телесные повреждения: закрытая черепно-мозговая травма с сотрясением головного мозга, кровоподтеками и ссадинами лица, головы, которые повлекли за собой кратковременное расстройство здоровья, продолжительностью не свыше трех недель (не более 21 дня), и по этому признаку относятся к категории повреждений, причинивших легкий вред ! здоровью человека . Согласно приговора Пошехонского районного суда Ярославской области от 23.12.2010 по делу Мо10-14/2010 С.Э.Н. осуждена по ст. 156 УК РФ в связи с причинением малолетнему сыну физической боли и ссадин 2 спины, не повлекшие за собой вреда здоровью . Как показало изучение судебной практики, вовсе не требуется, чтобы применяемое к несовершеннолетнему физическое насилие совершалось при наличии у виновного с субъективной стороны стремления причинить потерпевшему особых страданий, мучений, что связывается обычно с понятиями «особая жестокость» или «истязание» (см. например, его толкование применительно к п.
«д» ч. 2 ст. 105 или ст. 117 УК РФ). Вместе с тем мы допускаем и то, что со стороны виновного лица в ходе жестокого Приговор Октябрьского районного суда города Иваново № 1-27/2015 от 17 марта 2015 г, по делу № 1- 27!2015. 1электрон.ресурс). Доступно на ТЕРЛ.ййнр:Гяпг1асьгп/гейп1агЫос! (дата обращения. '05.09.2018). Приговор Пошехонского районного суда Ярославской области от 23 декабря 2010 г. по делу №10-14/2010. 1электрон.ресурс1.
Доступ иэ справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» 1дата обращения: 05.09.2018). 98 обращения путем применения физического или психического насилия могут быть осознанно выбраны именно такие способы, которые будут связаны с причинением потерпевшему особых страданий. В этой связи, содержательную сторону жестокого обращения могут составлять как акты физического или психического насилия, которые связаны с причинением несовершеннолетнему особых страданий, так и те, при которых такое стремление у виновного отсутствует.
С учетом выше изложенного и принимая во внимание, что при совершении рассматриваемых преступлений посредством физического общественно-опасное посягательство направлено на насилия, несовершеннолетнего, полагаем возможным применительно к ст. 150, 151, 2 151, 156 УК РФ понятие «физическое насилие» определить как общественно опасное, пропгивоправное, улгышленное воздействие, посягающее на общеспгвенные отношения по охране телесной неприкосновенности несовершеннопепгнего. Проведенное нами исследование также показало, что содержание понятия «физическое насилие» в основном составляют общественно-опасные деяния, которые характеризуются непосредственным применением виновным своей физической силы к телу потерпевшего.