Диссертация (1173765), страница 89
Текст из файла (страница 89)
Чтобы не быть ненавистным, ему следовало …не пародироватьпогибшую династию с ее удельными привычками и предрассудками… Величие и славунадобно было обеспечить от произвола, …а обеспечение могло состоять только в ограничении власти избранного царя... Борису следовало взять на себя почин в деле, превративпри этом земский собор …в постоянное народное представительство... Это примирило быс ним оппозиционное боярство и… отвратило бы беды, постигшие его с семьей и Россию…Когда бояре увидали, что …новый царь расположен править так же самовластно, как правил Иван Грозный, они решили тайно действовать против него» (см.: Ключевский В. О.Курс русской истории.
Т. 3. М., 1916. С. 33-34).1257См. Новомбергский Н. Я. «Слово и Дело» (не окончено) // Известия Томского ун-та.Кн. 68. Томск, 1919. С. 61.3941255поводом для начала розыска, включавшего пытки, после чего, как правило,следовали царские опалы1258.7. Наряду со злоумышелением на государя в крестоцеловальных записяхкак относительно самостоятельный вид преступлений выделяются посягательства на право быть государем. Судя по тексту записей, эти преступления первоначально разделялись на два подвида.Первый заключался в самом по себе «хотении» другого царя.
В записи1598 г. соответствующий запрет выражался следующим образом: «…иногоникого, на Московское государьство не хотети видети, ни думати, ни мыслити…».Вероятно, нарушение этой обязанности стало одним из оснований наказания близкого родственника жены Бориса Годунова окольничего БогданаЯковлевича Бельского. В 1599 г. он по указу царя возглавил военный поход наСеверский Донец и основал вблизи Азова новую крепость, названную ЦаревБорисов, где заявлял: «Я теперь царь в Цареве-Борисове».
После возвращенияБ. Бельского в Москву (осень 1600 г.) на него из Царева-Борисова поступилиизветы, в том числе от служилых иностранцев, в которых Б. Бельский обвинялся в «пребольшом желании царства», а царь «оклеветающим веру ят».Кроме того, поступил извет «государева дела» о том, что Бельский использовал свое положение начальника Аптекарского приказа и намеревался поднестицарю подозрительное «зелье». По указу царя Б. Бельский был сослан («поточен бысть») в Нижний Новгород.
Перед этом по приговору Боярской думы Б.Бельский был «от середы синглитства безчестне изрину»: его приковали кстолбу, где сделавший на него извет царский медик шотландец Габриэль (Гаврила Юрьев) публично выщипал «у самозваного царя пригоршнями всю егоВ первую очередь опала была возложена на группу бояр во главе с Романовыми (двоюродными братьями царя Федора), которых царь Борис считал своими соперниками. «Пятерых Никитичей, их родных и приятелей с женами, детьми, сестрами, племянниками разбросали по отдаленным углам государства, а старшего Никитича, будущего патриарха Филарета, при этом еще и постригли, как и жену его» (Ключевский В. О. Курс русской истории.Т. 3. М., 1916. С. 35).3951258длинную бороду»1259.Второй подвид преступления проявлялся в «дружбе» с возможнымипретендентами на престол и в общении («ссылке») с ними. В записи 1598 г.предписывалось «не семьитись, ни дружитись, ни ссылатись...
ни грамотами,ни словом не приказывати, на всякое лихо». При этом персонально называлисьимена конкурентов пришедшего к власти царя. Ими считались те, кто ранеетакже получил уже царское достоинство. Для Б. Годунова в 1598 г. такимивозможными конкурентами были Чингизиды «Царь Семион Бегбулатов и егодети».
В то же время «ссылки с Царем Семионом» еще не квалифицировались,да и не могли квалифицироваться как измена в узком смысле слова, так каксам Семион, получая царский титул, никому не изменял.Получение сведений об умышлении на смещение государя, как и информация о посягательствах на его личность, влекло за собой обязанность задержания виновного и сообщения об этом властям.
В записи 1598 г. говорилось:«…а кто мне учнет о том говорити, или кто учнет с кем о том думати и мыслити, что Царя Семиона, или сына его, или иного кого нибуди, на Московскоегосударство посадити, и яз то сведаю или услышу от кого нибуди, и мне тогоизымати и привести к Государю своему... или его Государевым бояром илиближним людям, а сказати мне про то вправду...
а не утаити мне того никак…».8. В системе отраженных в крестоцеловальных записях преступленийважное место занимали деяния, непосредственно связанные с невыполнениемобязанности «служити Государю», т.е. беспрекословно выполнять его волю, и«прямити» Государю, то есть быть верным ему. Судя по тексту записи 1598 г.,именно эти деяния предлагалось рассматривать как измену, в отличие от широкого понимания измены царю, сложившегося при Иване IV.Из указанных проявлений измены на первое место тексты записей ставятИз следственного дела Богдана Бельского / Флоря Б. Н. // Археографический ежегодникза 1985 год. М.
1986. С. 302-306; «Временник Ивана Тимофеева». М.; Л., 1951. С. 47; Скрынников Р. Г. Борис Годунов… С. 133; Голикова Н. Б. Указ. соч. С. 29.3961259открытое групповое противодействие воле государя, то есть бунт, вооруженный мятеж.
Это преступление могло проявляться как в бунте непосредственнопротив государя, так и в групповых насильственных действиях против представителей государя, в массовых беспорядках.Запрет бунта против государя в записи 1598 г. выражался следующимобразом: «…на Государя... не мыслити, ни думати, и к себе никого не приводити, и не семьитись, ни соединятись на всякое лихо, и скопом и заговором ивсяким лихим умышлением не приходити». Эта формула охватывала как непосредственное посягательство («не приходити»), так и подготовительные кнему действия («не приводити», «не семьитись», «ни соединятись»), а равновозникновение антигосударственных намерений («ни мыслити, ни думати»).При этом слово «заговор» указывает на предварительное соглашение, а «скопом» характеризуется многочисленность действующих лиц»1260.Запрет другой разновидности изменнического бунта - восстания противпредставителей государя и связанных с этим массовых беспорядков в записи1598 г. звучал так: «…на Государевых бояр и на ближних на всяких людейскопом и заговором и всяким лихим умышлением не приходите, и не умышляти, и не убивати, и убивати никакого человека до смерти не велети».Политическая опасность городских бунтов наглядно проявилась в 80-хгг.
XVI в. В мае 1586 г. произошел мятеж в Москве: «московских людей множество» во главе с купцами ворвалось в Кремль, заняли площадь перед Грановитой палатой и хотели побить камнями «без милости» Бориса Годунова, ставшего к тому времени фактическим правителем государства при царе ФедореИоанновиче, и его родных. Экономической предпосылкой1261 мятежа моглостать усиление налогового бремени купцов и посадских людей. Дж. Флетчерпо этому поводу свидетельствовал: «…Купцы и мужики (так называется простой народ) с недавнего времени обременены большими и невыносимымиТельберг Г. Г. Указ. соч.
С. 39–40.Одним из факторов, создавших благоприятные условия для мятежа, стал роспуск послесмерти Ивана Грозного «дворовой охраны» и отсутствие эффективных инструментов контроля за положением в Москве (см.: Скрынников Р. Г. Борис Годунов… С. 32).39712601261налогами»1262. В результате уговоров бояр бунтовщики покинули Кремль. После этого, в целях безопасности, московские правители длительное время «вКремли-городе, в осаде сидели». Осенью 1586 г.
в Москве происходят новыекрупные беспорядки с участием посадских людей, они безуспешно пытаютсяразгромить двор Годуновых. После подавления мятежа шестеро купцов («торговых мужиков»), признанных главными виновниками («поворовали были, нев своиское дело вступилися»), были казнены – обезглавлены у стен Кремля, амногие посадские люди были сосланы в Сибирь. Во время розыска были получены сведения о том, что к организации мятежа были причастны бояре Шуйские – политические противники Бориса Годунова.
В частности, утверждалось, что Андрей Шуйский «с братьею учали перед государем измену делатьнеправду и на всякое лихо умышлять, с торговыми мужики», а глава семьиИван Петрович Шуйский «им потакаючи, к ним же пристал и неправды многиепоказал перед государем». Говорилось и о связях Шуйских с Литвой. В результате в 1588 г., когда политическая ситуация в Москве в результате экономических проблем (голода) вновь обострилась, к семье Шуйских были примененынепубличные меры безопасности1263: И.