Диссертация (1173765), страница 91
Текст из файла (страница 91)
она стала называться «верховной изменой».Тельберг Г. Г. Указ. соч. С. 44.1274См.: Тельберг Г. Г. Указ. соч. С. 89–90.40212721273иному ни к которому Государю... ни в иные ни в которые государьства не отъехати и лиха мне и измены ни которыя не учинити». При этом казуистичная посвоей форме запись 1598 г. включала детальное перечисление тех основныхгосударей и государств, куда запрещался отъезд1275. В нем на первом местестояли Турция и Речь Посполитая.Отъезд на службу в иное государство считался нарушением обязанности«служити и прямити» своему государю.
При этом и оставление отечества, несвязанное с непосредственным поступлением на военную или иную специальную службу в узком смысле слова по-видимому также рассматривалось в московском праве как измена, ведь «переменивший подданство... давал на себя…верноподданническую присягу своему новому государю»1276 и принималобязательство теперь служить ему.Наряду с общим отъездом подкрестные записи упоминают и отъезд специальный, то есть отъезд лица, находящегося на военной или иной государственной службе. Так, во всеобщей записи 1598 г. говорилось: «…а где мнеГосударь… велят быти на своей государеве службе, в котором городе нибуди,или в походе быти, и мне от Государя своего… ни в которые государьства неотъехати, ни города никакого ни сдати и измены никаковы не учинити; ни изполков, ни из походу, по тому ж ни в которые государьства не отъехати».
Каквидим, сдача города здесь характеризуется как измена и приравнивается к отъезду со службы.Таким образом, крестоцеловальные (подкрестные) записи, с одной стороны, содержали детализированный перечень запретов и обязательств передцарем и членами его семьи, а с другой, адекватно отражали составы «крестныхпреступлений», а также меры наказания за их совершение.
В силу этого кре-«…ни к турскому, ни к Цысорю, ни к литовскому к Жигиманту королю, ни к инымкоролем, ни к ишпанскому, ни ко францовскому, ни к сешскому, ни к дацкому, ни к угорскому, ни к свескому королю, ни в Ангилею, ни в иные ни в которые немцы, ни в Крым, нив Нагаи, ни в иные ни в которые государьства не отъехати…»1276Тельберг Г. Г. Указ. соч. С. 89–91.4031275стоцеловальные записи получили в механизме правовой охраны политического строя российского царства ключевое формально-юридическое значение.3.2. Защита основ политического строя и безопасности Россиив Смутное время1. Дальнейшая эволюция правовых средств защиты политического строяи безопасности Российского царства в первые десятилетия XVII в.
происходила под влиянием кризисных социально-экономических и политических событий периода Смуты1277. Внешняя военная экспансия на фоне ослаблениявнутреннего единства вновь, как и в XIII в., поставила под угрозу политическую самостоятельность Русских земель. Она дала толчок новому циклу ихполитико-правового развития.Смутное время характеризовалось появлением новых угроз самим основам политического строя и безопасности русского централизованного государства. Наиболее опасными среди них были: заявление прав на Московскоегосударство со стороны «самозванцев»1278 (прежде всего, Лжедмитрия первого, а затем Лжедмитриев второго и третьего) и иностранных правителей(прежде всего, Речи Посполитой), военная оккупация территории страны иностранными (польско-литовские и шведские) войсками, внутренние восстанияи сепаратизм отдельных территорий (Астраханское царство, Новгородскоегосударство).
События Смутного времени заставили по-новому взглянуть навопросы внутренней и внешней безопасности государства и совершенствоватьимеющиеся в арсенале политической власти меры правового реагирования.Назаров В. Д. СМУТНОЕ ВРЕМЯ // Большая российская энциклопедия. Электроннаяверсия (2017). URL: https://bigenc.ru/domestic_history/text/3840490 (Дата обращения:30.03.2018).1278«Самозванцы» - лица, заявляющие требование о признании за ним статуса царя на основе ложной информации о своем происхождении.
Породили относительно массовое политическое и криминологическое явление («самозванство»), которое зародилось в России вначале XVII в. и на протяжении двух веков оставалось одним из ключевых факторов политической преступности (см.: Тельберг Г.Г. Указ. соч. С. 78). Ранее в XIV в. схожее явлениеимело место в период «Великой замятни» в Золотой Орде.4041277Источники свидетельствуют о том, что в период Смуты противоборствующими политическими субъектами активно использовались все элементысложившегося к началу XVII века механизма правовой защиты политическогостроя Российского царства, включавшего военное принуждение и наказание, атакже основания (материальные и процессуальные) и предпосылки (договор,правовой статус, правовой режим) их применения.
Военное принуждение, каки ранее, применялось для защиты от внешних угроз (Речь Посполитая, Швеция, Ногайская орда). В то же время, в первую очередь, военное принуждениеприменялось к внутренним политическим конкурентам, в силу чего войнаимела характер внутренней (гражданской). Действия противоборствующихсторон взаимно квалифицировались как воровство и измена. Военное принуждение дополнялось наказаниями (смертная казнь, лишение свободы, телесныенаказания), а также мерами безопасности (ссылка, пострижение в монахи).Определенную стабилизирующую роль, особенно в начальный периодСмуты, сыграли прежние правовые обычаи. Стремление следовать им проявилось, в частности, в положениях Сводного Судебника 1606-1607 гг. 1279 о наказании господарского убойцы, коромольника, градского здавца.
Здесь были дословно воспроизведены положения Судебников 1550 и 1584 гг. При этом защита православия, как и ранее, считалась ведущим условием сохранения безопасности Московского государства.В соответствии со сложившейся традицией одной из незыблемых основполитического строя России всеми противоборствующими силами признавалась верховная власть православного царя. Поэтому главным юридическимэлементом политической борьбы периода Смуты стало присвоение конкретному лицу статуса царя и требование о его признании другими политическими субъектами с опорой на родовые (династические), религиозные, а в последующем и договорные основания. А взаимные обвинения политическихконкурентов и их сторонников в измене выступают в качестве обоснования1279См.: Памятники русского права.
Вып. 4. С. 479–540.405применения к ним принуждения и причинения им вреда. В этой связи сохраняют и укрепляют свое юридическое значение крестоцеловальные записи наверность новым царям, в которых и фиксировались признаки деяний, признаваемых изменой.Вместе с тем, в годы «междуцарствия» (1610-1613 гг.) и последовавшийза ними период постепенно приходят правила, формировавшиеся под воздействием новых исторических условий и политических потребностей. Этонаглядно проявилось в документах, связанных с подготовкой договоров обусловиях выбора русским царем представителей королевских родов иностранных государств (Польши, Швеции), а также в документах органов власти Земских ополчений по поводу изгнания интервентов и организации выборов царя.На завершающем этапе Смуты эволюция правоохранительных средств проявилась в документах правительства царя Михаила Романова, связанных с егодеятельностью по восстановлению и защите государственного порядка.
Важными факторами при этом были, с одной стороны, сохраняющееся влияниеправославной церкви и канонических правил, а с другой стороны, воздействиеправовых образцов Речи Посполитой вообще и Литвы в частности, с которойу России существовали тесные экономические, политические и культурныесвязи1280 (правовая диффузия). Относительно более высокий уровень развитияРечи Посполитой, ее более результативная система безопасности не могли непорождать желание перенять лучшее от соседей.2. Наиболее значимым политическим и юридическим фактором, определившим эволюцию правоохранительных средств в Смутное время, стал успех«самозванцев» (прежде всего, Лжедмитрия 1).
Требования о признании заВ состав великого княжества Литовского еще с XIV в. входили территории западныхрусских княжений: Киевского, Полоцкого и других. Они были включены в литовскую политическую систему путем договоров (в том числе брачных) на основе добровольного подчинения или военного принуждения. В конце XIV в. это состояние было признано ханомТохтамышем - под условием сохранения регулярных выплат в Орду с соответствующихземель.4061280ними статуса царя первоначально были удовлетворены другими политическими субъектами (бояре, иерархи церкви, население1281), а затем объявленыложными – основанными на обмане, насилии и колдовстве1282.