Диссертация (1173702), страница 16
Текст из файла (страница 16)
Права человека. М.: Новое знание, 1995. С. 32; Шайо А. Как верховенствоправа погубило реформу социальной защиты в Венгрии // Конституционное право:восточноевропейское обозрение. 1998. № 2. С. 54.12876вспомоществование всем тем, кто по объективным причинам не можетсамостоятельно удовлетворять свои потребности материального характера. Нанаш взгляд, это предмет регулирования сугубо отраслевых норм (трудовое право,право социального обеспечения и т.д.). К тому же экономическая составляющая вжизнедеятельности человека не так сильно отличается от социальной, как этоможет на первый взгляд показаться.
Такие права как право на труд в безопасныхусловиях и его справедливое вознаграждение, право на отдых, право насоциальное обеспечение по возрасту и некоторые другие имеют не толькосоциальную, но и экономическую природу. Например, право на социальноеобеспечение по возрасту вытекает из факта экономической(трудовой)деятельности последнего в период своей активной жизни, а право на труд вбезопасных условиях также имеет цель и экономическую, и социальную. В этойсвязи мы исходим из того, что целью этой группы прав является не толькопассивное получение материальных благ со стороны государства, но и активнаядеятельность по социализации человека.
Кроме того, применение собирательногопонятия «социально-экономические» права обоснованно выдвигаемым намитезисом, что с точки зрения механизма (средств, способов и т.д.) судебнойзащиты существенной разницы между экономическими и социальными правамине имеется.Названныйподходотличаетсядостаточнойраспространенностьювюридической литературе132. Социально-экономическим правам коррелируетсоциально-экономическая сфера жизнедеятельности и вытекающие из этогопотребности. Имеется в виду естественная потребность обладать частнойсобственностью, заниматься экономической и иной трудовой деятельностью;См.: Теория государства и права / Под ред.
В.К. Бабаевой. М.: Юристъ, 2003;Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Проспект, 2014; Чиркин В.Е.Конституционные социально-экономические права человека и гражданина: Россия изарубежные страны // Гражданин и право. 2010. № 10. С. 3-18; Колотова Н.В. Социальноэкономические права: особенности конституционного регулирования и защиты //Общественные науки и современность. 2013. № 4. С. 67-77; Гвоздева О.М.
Конституционныеосновы обеспечения реализации социально-экономических прав граждан на уровне субъектаРоссийской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. Омск, 2008. С. 18; Миронова Т.К.Право и социальная защита. М.: Права человека, 2006. С. 73-106; и др.13277физиологические потребности как биологического существа (пища, одежда,жилье и т.п.); социальные нужды, обусловленные социальной природой человека(общение, общественное признание, самореализация и т.п.); духовные нужды,обусловленныеразвитиемчеловекакакличности(творчество,самосовершенствование, самовыражение и т.п.).
Выразителем классическихвзглядов этой точки зрения можно признать известного ученого Н.С. Бондаря,внесшего большой вклад в развитие теории и практики социально-экономическихправ человека. Интересно заметить, что им выявлены следующие общие черты,присущие всем социально-экономическим правам человека133. Во-первых, ихобъединяет единство материального (экономического и социально-культурного)содержания.
Автор имеет в виду непосредственную связь с отношениямисобственности. С этим вполне можно согласиться, поскольку в действительностиэти права требуют значительных финансовых затрат, этому свидетельствует и ч. 1ст. 2 международного пакта, где говорится, что каждая страна – участник пакта,обязуется «принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому,чтобы обеспечить постепенно полное осуществление»134 данных прав человека. Вто же время в пакте посвященном гражданским и политическим правам человека,подобных формулировок не содержится. Второй особенностью является то, чтоони«нередковыступаюткакправа-гарантии,тоестьвыполняютгарантирующие функции по отношению к другим правам и свободам». Этовесьма распространенная точка зрения, но, на наш взгляд, не совсем адекватнаядля целей выявления каких-либо отличий социально-экономических прав отдругих.
Правами-гарантиями в такой же мере могут выступать по отношению ксоциально-экономическим правам гражданские и политические права человека.Так, к примеру, гражданское право свободно передвигаться, выбирать местопребывания и жительства, в некотором смысле гарантирует социально-См.: Бондарь Н.С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе. Ростовн/Д: Изд-во Рост-го ун-та, 1996. С. 176-188.134Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // ОрганизацияОбъединенных Наций URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml(дата обращения: 15.11.2016).13378экономическое право на свободный выбор рода деятельности и профессию.
Илиполитическое право избирать и быть избранным, направленное на прямое иликосвенное участие в управлении делами государства, может выполнять рольгарантиипрактическичеловека.Третьимнаправленность–всейобщимсовокупностисвойствоминструментсоциально-экономическихвыступаетутвержденияихгуманизмаправобщесоциальнаяисоциальнойсправедливости. Пожалуй, принцип социальной справедливости особенноприменителен к социально-экономическим правам, является системообразующимэлементомэтойгруппыправчеловека,иэтопозволяетпризнатьцелесообразность этого общего свойства. И последнее общее свойствопроявляетсявнеобходимостидетальнойконкретизациисоциально-экономических конституционных прав в текущем законодательстве.
Данноесвойство не столь однозначно, ведь в известной мере практически любоеконституционноеправодолжнобытьдетализировановтекущемзаконодательстве. Но справедливости ради стоит признать, что социальноэкономические права чрезвычайно трудно поддаются формализации и даже втекущем законодательстве юридическая техника не всегда может справитьсяперед поставленными задачами. В целом данный подход имеет неоспоримыепреимущества в теоретических исследованиях.Второй подход, в соответствии с которым социально-экономические праваделятся, в свою очередь, на более мелкие группы прав, также нашел свое широкоепризнание135. Однако, как отмечал еще А.Е. Козлов, более 20 лет назад, критерииразделения на подвиды прав человека, входящих в общую социальноэкономическую группу прав, зачастую не столь однозначны и очевидны136.К примеру, выделяют экономические, социальные и культурные права.
См.: Лебедев В.А.Конституционные права и свободы человека и гражданина в современной России. Концепция,ограничения, механизм охраны и защиты. М.: Проспект, 2016. С. 49-57; Киричёк Е.В.Конституционные права и свободы человека и гражданина в России: теория и практика,история и современность, проблемы и перспективы.
2-е изд. Тюмень: филиал Московскогоинститута гос-го управления и права в Тюменской области, 2014. С. 115-116; и др.136См.: Козлов А.Е. Социальная политика: конституционно-правовые проблемы. М.: Наука,1990. С. 86.13579Рассмотрим представленную в науке классификацию, которая призванаобособить из числа социально-экономических прав самостоятельную группу правсоциальных–отличающихсяотэкономическихикультурных.Так,Н.В. Путило и Е.В.
Аристов анализируя отличия социальных прав отэкономических, вслед за Г.А. Гаджиевым137 указывают, что, в частности, втрудовых отношениях социальные права вытекают из факта правомерноговмешательствагосударствавсвободныерыночныеотношениямеждуработодателем и работником138. Иными словами то, в чем ограничиваетгосударство работодателей в интересах работников и является социальнымиправами в трудовых отношениях. Можно согласиться с тем, что еслиработодателю будет дозволено платить работникам меньше минимальногоразмера оплаты труда, увеличивать рабочее время, не следить за санитарными ииными нормами, то он не откажется от подобной возможности.
Рыночныеотношения в «чистом» виде по сути дела и допускают подобное. С этой точкизрения такая позиция вполне логична и убедительна, однако социальные праваэто не только права в сфере труда. Вместе с тем в работах указанных ученых нераскрыты критерии разграничения иных видов социальных прав (на социальноеобеспечение по возрасту, на социальное страхование и т.п.) от экономических,хоть авторы и включили их в группу социальных прав.В качестве основания разграничения социальных прав от культурныхпредлагается применять такой признак, как «принцип свободного развитияличности»139.
Утверждается, что социальные права в сфере культуры естьгарантированная государством возможность доступа к различным учреждениямкультуры для полноценной реализации права на развитие (право на образование ит.д.). Во-первых, представляется нелогичным пытаться разграничить социальныеСм. об этом подр.: Гаджиев Г.А. Основные экономические права (сравнительноеисследование конституционно-правовых институтов России и зарубежных государств): дис. …д-р юрид.
наук: 12.00.02. М., 1996.138См.: Путило Н.В. Основы правового регулирования социальных прав: дис. ... канд. юрид.наук: 12.00.02. М., 1999. С. 95; Аристов Е.В. Социальные права человека и гражданина вРоссийской Федерации: конституционное исследование: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. М.,2005. С. 19.139См.: Путило Н.В. Там же. С. 97; Аристов Е.В.
Там же. С. 19.13780права от культурных и при этом давать определение культурным правам черезсоциальные права – «социальные права в сфере культуры». В контексте попыткиобособить социальную группу прав представляется неуместным аргумент, чтосоциальные права должны рассматриваться в качестве гарантий культурныхправ140. Во-вторых, не совсем понятно, что имеется в виду под термином«свободное развитие личности» – понятие чрезвычайно широкое, к тому жесвободное развитие личности отнюдь не ограничивается доступом к учреждениямкультуры;свободноеразвитиедостигаетсявравноймереизасчетэкономических, и социальных прав.Другой ученый Н.Д. Терещенко придерживается аналогичной точки зрения,выделяет социальные права в отдельную группу. По ее мнению, это совокупностьзакрепленных в Конституции РФ основных прав, целью которых являетсяпредоставление каждому человеку возможности претендовать на получение отгосударства«определенныхматериальныхблагиобеспечивающиеемудостойный уровень жизни и социальную защищенность»141.