Диссертация (1173697), страница 41
Текст из файла (страница 41)
Сбой на этапе выявления рисков имеет место в случае, если властныйсубъект, осуществляя установление круга связанных с публичным мероприятием угроз в условиях высокого уровня дискреционных полномочий по выявлению рисков, через призму личности и приемлемости взглядов организаторовакции либо исключительно формальных оснований, связывает с публичныммероприятием мнимые, объективно ему не присущие риски.Некорректная оценка связанных с публичным мероприятием рисков выражена в переоценке, недооценке, произвольной оценке или в неправильномопределении источника угроз, сопровождающих проведение публичного мероприятия.Сбой на этапе выбора средств минимизации рисков имеет место в случае, если среди всех способов преодоления связанной с публичным мероприятием угрозы выбирается такое средство, которое является чрезмерным, неоправданным необходимостью, снижающим уровень общегосударственных гарантий свободы собраний или устанавливающим зависимость между объемомправа и территорией осуществления данного права.В ФЗ № 54 целесообразно внести ряд изменений в целях предупреждениянеправомерных ограничений прав и законных интересов организаторов иучастников публичных мероприятий.Во-первых, следует определить, что в форме публичных мероприятий неможет осуществляться пропаганда нетрадиционных сексуальных отношенийсреди несовершеннолетних.
Подобную пропаганду целесообразно связывать ссовершаемыми в навязчиво-популяризирующей форме действиями, посредством которых осуществляется целенаправленное воздействие на несовершеннолетних в части их побуждения к вступлению в нетрадиционные сексуальныеотношения.177Во-вторых, на нормативном уровне следует закрепить ряд юридическихгарантий, определяющих пределы дискреции уполномоченного на рассмотрение уведомлений о публичных мероприятиях органа власти: гарантию недопустимости оценки властным субъектом целесообразности выражения мненияопределенного содержания, а также соответствия условий публичного мероприятия цели, для достижения которой оно проводится; гарантию недопустимости отказа в рассмотрении уведомления и его возвращения при обнаружениине влияющих на уровень общественной опасности публичного мероприятиянедостатков; гарантию направления мотивированного, подкрепленного конкретными доказательствами, отказа в проведении публичного мероприятия ввыбранных организатором месте и время.В-третьих, в законодательстве также необходимо закрепить такие общиеусловия установления ограничений прав и законных интересов организаторов иучастников публичных мероприятий, как невозможность ограничения свободысобраний по мотивам предшествующего противоправного поведения лица; недопустимость установления ограничений не в связи с уровнем общественнойопасности публичного мероприятия; адресный характер ограничений свободысобраний.В-четвертых, на нормативном уровне следует провозгласить безуведомительный порядок проведения собраний, митингов и пикетирований в специально отведенных для публичных мероприятий местах.
В законодательном закреплении нуждается также и правило о равнозначности для целей проведенияпубличных мероприятий специально отведенных мест и иных территорий.§ 3. Меры защиты прав и законных интересов организаторов и участниковпубличных мероприятийУстановление неправомерных ограничений прав и законных интересоворганизаторов и участников публичных мероприятий предопределяет необходимость обращения потерпевшей стороны к специально-юридическим гарантиям защиты. Вопрос о природе таких гарантий относится в науке конституцион178ного права к числу дискуссионных в связи с тем, что среди ученых отсутствуетоднозначное представление о соотношении понятий охраны и защиты конституционных прав, которые рассматриваются как тождественные, либо какчастично или полностью не совпадающие друг с другом370.
Как представляется,наиболее справедливой является позиция, в соответствии с которой охранительные и защитные условия и средства расцениваются в качестве самостоятельных и разграничиваются по критерию их отношения к нарушению прав изаконных интересов. Так, если гарантии охраны связаны с предупреждениемнарушения прав и законных интересов организаторов и участников публичныхмероприятий, то гарантии защиты – с устранением реальной угрозы или последствий уже состоявшегося нарушения.Исходя из указанных выше соображений, к числу условий и средств последней группы целесообразно относить гарантированную ФЗ № 54 возможность обжалования в судебном или в административном порядке решений, действий (бездействия), нарушающих права и законные интересы организаторов иучастников публичных мероприятий (ст. 19 ФЗ № 54), а также особые формы имеры такой защиты.
Среди юрисдикционных форм защиты важное значениеимеет судебная форма. Так, в верховных судах республик, областных, краевыхсудах, судах автономной области, автономных округов и городов федеральногозначения рассматриваются дела об оспаривании нарушающих права и законныеинтересы организаторов и участников публичных мероприятий нормативныхправовых актов субъектов РФ и актов представительных органов муниципальных образований371. К подсудности районных судов отнесено рассмотрение делоб оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственнойвласти, органов местного самоуправления и отдельных лиц, наделенных публичным статусом, а также актов о публичных мероприятиях местных админи-Обстоятельный анализ основных точек зрения ученых на проблему соотношения понятий«охрана прав» и «защита прав» провел В.А.
Лебедев. Более подробно см.: Лебедев В.А. Указ.соч. С. 82-85.371См.: ст. 20 Кодекса административного судопроизводства РФ от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред.от 28.05.2017) // СЗ РФ. 2015. № 10. Ст. 1391.370179страций372. Нормативные правовые акты, нарушающие конституционное правограждан собираться мирно, без оружия, признаются не соответствующимиКонституции РФ Конституционным Судом РФ373. В судебном порядке осуществляется также защита прав и законных интересов организаторов и участников публичных мероприятий, нарушенных в результате совершения преступлений и административных правонарушений374.Защита прав и законных интересов организаторов и участников публичных мероприятий производится и в рамках деятельности органов прокураторыв области надзора за исполнением законодательства, рассмотрения и проверкисообщений о нарушениях прав в сфере организации и участия в акциях, а такжепринятия соответствующих мер реагирования на факты выявленных нарушений375.
Особую роль в защите свободы собраний играют и правоохранительныеорганы, а также уполномоченные по правам человека в Российской Федерациии в субъектах РФ, наделенные компетенцией рассмотрения жалоб на фактынарушений прав и законных интересов граждан376. Так, в 2016 году в адресУполномоченного по правам человека РФ поступила 21 жалоба граждан нанарушения прав, связанных с организацией публичных мероприятий и участием в них377. О том, что вопросы соблюдения прав и законных интересов организаторов и участников публичных мероприятий находятся на особом контроледанного должностного лица, свидетельствует подготовка Уполномоченным поправам человека в 2007 году специального доклада, обобщившего практику ре-См.: ст.
19 Кодекса административного судопроизводства РФ от 08.03.2015 № 21-ФЗ.См.: ст. 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от28.12.2016) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 13.Ст. 1447.374См.: ч. 3 ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушенияхот 30.12.2001 № 195-ФЗ; ч. 2 ст. 31 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 17.04.2017) // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.375См.: ст. 21-28 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред.
от 07.03.2017) «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.376См., например: ст. 15-36.2 Федерального конституционного закона от 26.02.1997 N 1-ФКЗ(ред. от 31.01.2016) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» //СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011.377См.: Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год // Российская газета. 2017.
17 мая.372373180ализации законодательства РФ о публичных мероприятиях и содержащего рядрекомендаций по ее совершенствованию378.Посредством проанализированных выше форм осуществляется применение отдельных мер защиты прав и законных интересов организаторов и участников публичных мероприятий. Природу данных мер справедливо определять сучетом следующих ключевых посылок.Прежде всего, необходимо различать меры юридической защиты прав изаконных интересов организаторов и участников публичных мероприятий имеры юридической ответственности за нарушение данных прав и интересов.Действительно, меры защиты, в отличие от мер ответственности, не выполняюткарательную функцию и могут применяться в условиях отсутствия факта правонарушения379. Данные меры отличны друг от друга и по критерию своейнаправленности: меры ответственности адресуются правонарушителю и связаны с установлением для него неблагоприятных последствий в виде дополнительных обременений или взысканий; меры же защиты адресуются управомоченному субъекту и связаны с удовлетворением его интересов как правообладателя380.В целом справедливо утверждать, что меры ответственности выступают вкачестве особой гарантии охраны прав и законных интересов организаторов иучастников публичных мероприятий в связи с тем, что законодательное установление данных мер обеспечивает предупреждение неправомерного вмешательства в организацию и проведение акций.














