Диссертация (1173695), страница 27
Текст из файла (страница 27)
В частности, Европейский Суд по правам человека неоднократно устанавливал, что "требование" — даже о конкретном социальном преимуществе — может пониматься как "собственность" по смыслу Статьи 1 Протокола Х 1 к Конвенции в случае, если в достаточной ьь Румянцев А. Авторское право на современном этапе и конституционная гарантия права собственности. Функционально — эмпирический анализ с особым учетом практики Федерального конституционного суда Германии Л Конституционно-правовые основы собственности и предпринимательства: проблемы реализации: Сборник докладов. — Мл Институт права и публичной политики, - 2010.
- С. 236. гм Моягегг Навп'. 'тйе йе1етакксе оГ Соаабкцбопа1 Ргокесбоп аад Кейн!а!!оп оГ Ркорекгу Гок Гйе Рг!нике 1.аькь о1' Окепегаыр !и Хоцгй А1йса аккд Оепиапу. А Соцкрага6ге Ава!умя изгь Ярес!Гкс йеуегеасе ко 1.акну 1лккг КеГопп. В!кяеггабов ргевепкей Гог Гйе Верее оГ Воегог оГ Гакга ак кйе 1/Ычегяцу о1' Яке11еаЬоас!к, Хокецзьек 2000// уйе11ек1Ьоье!1 11кбяекв!ьу.
Р. 385.! электронный ресурс1 ОК1.: Ьк1о://ясЬо1кклнм1с,а, (лага обрагцсвая 0".Ш.2016 ""Конституция туркменистана от 18.05.1992 г. Л П 1С ГАРАНТ ! ао состояагао нз 03.01 20! б г.). " Румянцев А. Указ. Соч. - С. 238. 290 мере установлено, что оно может быть юридически реализовано . В постановлениях Конституционного Суда РФ также указывается, что термин «имущество» в конституционном смысле включает в себя права требования, 291 которые «телесными» вещами не являются Следует согласиться с Г.А. Гаджиевым в том, что «не только в Европейском суде по правам человека, но и во многих конституционных судах Западной Европы конституционно-правовое понятие права частной собственности трактуется шире, чем гражданско-правовое, включая в себя широкий спектр имущественных прав, например, права на накопление в пенсионных фондах, и требования об уплате доходов, утраченных в связи с посягательством на доброе имя.
Как указал в деле 1а(пйз Европейский суд по правам человека: "концепция "собственности" в статье 1 Протокола Х 1 к Конвенции имеет автономное содержание, которое определенно не ограничивается правом собственности на физические вещи: некоторые другие права и выгоды, образующие имущество, могут быть также рассмотрены как "права собственности" и, таким образом, как "собственность" для целей указанного положения". А в деле Веуе1ег Суд повторил, что понятие "собственность", предусмотренное в первой части статьи 1, имеет автономное значение, которое не сводится к праву собственности на физические вещи и которое не зависит от формальных квалификаций по внутреннему праву: некоторые другие права и выгоды, образующие имущество, могут быть также рассмотрены как "права " Постановление ЕСПЧ от 07.07.2005 "Дело "Малиновский (Ма1)почяиу) против Российской Федерации" (жалоба Х 41302/02) // Бюллетень Европейского Суда по правам человека, - 2(Ю5, - Х 11; Постановление Европейского Суда по делу "Греческие нефтеперегонные заводы "Стран" и Стратис Андриатис против Греции" (51гап Огее)г Иейпег1еа апб Бпаба Апбгеад(я ч.
6геесе) от 9 декабря 1994 г., Бейся А, 1) 301-В, р. 84, 4 59). "' Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. Х 20-П по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции" // Собрание законодательства РФ. 1997. Х !. Ст. 197; Постановление Конституционного Суда РФ от 6 июня 2000 г. )х) 9-П по делу о проверке конституционности положения абзаца третьего пункта 2 статьи 77 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в свази с жалобой открытого акционерного обглсства "Тверская прядильная фабрика" // Собрание законодательства РФ.
2000. (ч 24. Ст. 2658. 121 собственности" и, таким образом, как "собственность" для целей указанного 292 положения» На основании изложенного, очевиден вывод, что «бестелесные» вещи все чаще становятся объектом конституционного права собственности, в частности права требования по различным социальным выплатам. Предполагаем, что одной из тенденций развития права частной собственности является и то, что информация станет одним из основных таких объектов. В связи с этим, экономисты отмечают, что происходит трансформация отношений собственности под влиянием развития техники, глобализации, институциональных изменений.
Складывается виртуальное экономическое пространство: совокупность экономических отношений с использованием глобальной сети интернет и иных информационно- 29З коммуникационных технологий '. Формируется информационно-сетевая экономика. Появилась новая форма капитала — информационнотехнологическая, научно-техническая, социально-экономическая, духовная и другие виды информации, используемые в зкономическом обороте для 294 получения дохода . Особенностью данных процессов является то, что объекты права собственности перераспределяются; передача прав на них осуществляется на «мегауровне»; происходит «размывание» прав собственности 9 .
295 Тенденция признания информации как объекта права собственности отмечается и юристами. Например, возникает сложность с идентификацией и защитой отношений, возникающих «внутри» компьютерных ролевых игр. Суть проблемы состоит в том, что игроки используют в виртуальном мире игры виртуальные предметы (монеты, артефакты), имеющие реальную цену, " Гаджиев Г.А. Конституционные основы современного права собственности Л Журнал российского права, - 2006, - М 12, — СПС Консультантпдюс (по состоянию на 03.02.2016 г.); Миксдс де Сальвиа.
Прецеденты Европейского суда по правам человека. - М., - 2004. — С. 967. "зЦоргаева, М.Б. трансформация отношений собственности в информационной экономике: дис. кандидата экономических наук: 08.00.01 / Цоргаева Мира Батаевна; !Место защиты: С.-Петерб. гос. экон. ун-т], Санкт-Петербург, — 2015. - С. 11-12. еч Цоргаева, М.Б.
Указ.соч. — С. 9. "" Цоргаева, М.Б. Указ.соч.— С. ! О, 14. продающиеся игроками друг другу. Приводятся данные, согласно которым с учетом объема виртуальной собственности, участвующей в обороте за реальные деньги, виртуальный ВВП многопользовательской ролевой онлайнигры Е9егцпез1 примерно равен реальному ВВП Болгарии, а курс игровой валюты к курсу доллара США составляет 0,0107, т.е. больше, чем у многих реальных валют ".
Следует согласиться с А.И. Савельевым, который пишет, что "правовой режим такого рода объектов в России и ряде других стран является весьма неопределенным". А.И. Савельев предлагает четыре подхода к правовому регулированию виртуальной собственности: 1) право не должно регулировать данные отношения; 2) распространения на виртуальную собственность норм вещного права в целом и права собственности в частности; 3) применение существующих норм о результатах интеллектуальной деятельности; 4) квалификация объектов виртуальной собственности в качестве "иного имущества" и применение норм о соответствующих видах договоров, деликтах и неосновательном з97 обогащении . При этом А.И.
Савельев склоняется к последнему предложенному варианту. А вот А.В. Лисаченко полагает, что к подобным объектам возможно применение отдельных элементов правового режима вещей, как в отношении бездокументарных ценных бумаг. Он полагает, что неправильно относить данные правоотношения к обязательственным, поскольку они являются относительными и связывают только его участников. Автор поясняет: «Особенности существования виртуальных вещей в искусственных мирах коренным образом отличаются от свойств безналичных денег и бездокументарных ценных бумаг: в двух последних случаях в з96 Архипов В.В. Виртуальная собственность: систсмныс правовые проблемы в контексте развития индустрии компьютерных игр Д Закон.
— 2014. - М 9. - С. 69 - 90. - СПС Консультант плюс 1по состоянию на 05.03.2015 г.). "'Савслъев А.И. Правовая природа виртуальных объектов, приобретаемых за рсалъные деньги в многопользовательских играх Л Вестник гражданского права. — 2014. — Х 1. — С. !27 - 150. СПС КонсультантПлюс 1по состоянию на 05.03.2015 г.). функциональности, имеющие потенциал для последующей а98 Лисаченко А.В.