Диссертация (1173695), страница 26
Текст из файла (страница 26)
Социальное государство; белые одеясды голого короля или платье для Золушки' ? Л Конституционное и муниципальное право, — 2003, - 1я 20. — СПС КонсультантПлюс 1по состоянию на 25.01.201б г.). "' Бетеля т. Указ. Соч. - С. 412. 115 земельным участком и возделывала его, раз в четыре года оставляя землю под паром. Но однажды на поле появилась кенгуровая крыса, занесенная в Красную книгу, семья потеряла право вспахивать землю, поскольку «причинение вреда» каралось штрафом 53 000 долларов или тюремным сроком на один год. Кроме того, было отказано разрешить вспашку противопожарных полос, в результате чего в 1993 г.
пожар уничтожил 29 домов и 25 000 акров посевов, причем выгорел весь ореол обитания кенгуровой крысы. При этом стоимость земель, где обитает какой-нибудь редкий вид животных, обесценивается. Землевладельцы не могут ни продать, ни возделывать свои участки, ни получить какую-либо компенсацию, поскольку Верховный суд установил, что им не полагаются компенсации, если за ними остаются некоторые экономически значимые права собственности. В результате этого многие землевладельцы стали руководствоваться правилом: «Застрели, закопай и помалкивай» Описанные выше ситуации выглядят абсурдными. Том Бетелл называет их «политической войной с собственностью» и «феодализацией собственности» .
Он пишет: «Предполагается, что частные собственники ало продолжат производство благ, даже несмотря на то, что их права превращены в юридические обязательства. Их повелители, принадлежащие к перераспределяющим классам и к госаппарату, отказавшись от всякой ответственности за производство, изымают в виде налога все, что удается; часть они оставляют себе, а остальное переправляют привилегированным получателям пособий, чьи голоса помогают им удерживаться на своих га1 постах» Действительно, возникают вопросы: не много ли обязанностей возложено на частных собственников? Достигаются ли социально значимые цели, ради которых терпят ущемления собственники? Возможно ли достижение разумного баланса между правами собственника и интересами '" Бетелл т.
Указ. Соч. — С. 413, 41б. "" Бетелл т. Указ. Соч. - С. 418-419. "'Бетелл т. Указ. Соч. - С. 418-419. 116 общества? Поставленные проблемы требуют осмысления и разрешения. Представляется, что такое решение возможно на основе тщательного взвешивания права частной собственности и иных конституционных ценностей и нахождения пропорции меры защиты и ограничений каждой ценности в их взаимосвязи.
Второй отрицательный аспект, который влечет за собой социализация— это взращивание иждивенческого поведения у одной части общества и нарастание недовольства политикой позитивной дискриминации у другой. В литературе существует достаточно большое количество высказываний по этой проблеме ~ . Так, философ А.А. Зиновьев пишет: «характерным для западного общества является также высокая степень паразитарности. Я имею в виду большое число людей, ничего не дающих от себя обществу, живущих паразитами за его счет...
Большое число людей занято производством ценностей для этих паразитов и обслуживанием их, тем самым включаясь в сферу паразитарности. К этим явлениям относятся также паразитарные аспекты деятельности в целом непаразитарных слоев, учреждений и организаций. Это, например, возникновение должностей и функций, без которых в принципе можно было бы обойтись... Превращение западного общества в постиндустриальное означает фактически превращение его в ожиревший социальный организм с высочайшей степенью паразитарности.
Со временем это неизбежно скажется на его способности самосохранения самым негативным образом» 283 С. Тамм полагает, что «перераспределение собственности позволяет достигать лишь краткосрочных целей. Люди с низкими доходами или вообще не имеющие дохода получают трансфертные выплаты от государства. Даже " См., например, Алебастрова И.А. Социальное государство: белые одежды голого короля или платье для Золушки' ? // Конституционное и муниципальное право, — 2008„- М 20. СПС Консультантплюс 1по состоянию на 25.01.2016 г.); Хайек Ф. фон. Право, законодательство и свобода. - Мл ИРИСЭН, - 2006.
- С. 16.; Хайек Ф. фон. Дорога к рабству // Правовая мысль. Антология / Составитель В.П. Малахов. Мл Академический проект, — 2003. - С. 916. "' Зиновьев А.А. Запад: избранные сочинения. — Мл Астель, - 2008. — С. 158. 117 если не говорить о сомнительности всей ситуации с точки зрения справедливости, налицо долгосрочные последствия особо опасной политики. Все больше людей надолго попадают в зависимость от государственных трансфертных платежей. У них отсутствуют стимулы заботиться о зарабатывании средств к существованию и созданию своей собственности» "84 Несмотря на это, повторимся, что отказ от социальной функции собственности невозможен в силу ее общественной значимости и необходимости. На сегодняшний день существуют следующие способы уменьшения негативных факторов, вызванных процессами социализации государства, права, частной собственности: адресное и дифференцированное социальное обеспечение; частичное переложение бремени социальных мероприятий на работодателей и иных частных лиц, а также поощрение такой деятельности; увеличение расходов на образование и науку; стимулирование трудоспособных граждан к труду, предпринимательству и повышению квалификации; многообразие социальных программ 285 Представляется, что также одним из основных механизмов уменьшения негативных факторов социализации государства, права, частной собственности должно стать стимулирование государством создания и развития частной собственности.
ч 2. Иные тенденции и перспективы развития права частной собственности в современном конституционном праве В последние десятилетия происходит изменение толкования классических норм права собственности на судебном и теоретическом уровнях. Прежде всего, это связано со сближением правовых систем права, интеграционными процессами, происходящими в мире, а также с '" Тамм С. Указ. Сои. - С. 45, "" Алебастрова И.А. Социальное государство; белые одеасды голого короля или платье для Золушки? // Конституционное и муниципальное право, — 2008, — Х 20.
СПС КонсультантПлюс 1по состоянию на 25.01.2016 г.). 118 неблагоприятными социально-экономическими факторами в государствах, поскольку право частной собственности в определенной мере является отражением социально-экономического состояния общества. В связи с этим, представляется, что можно выделить следующие тенденции и перспективы развития права частной собственности: расширение круга объектов конституционного права частной собственности; - сочетание интеграции и дифференциации конституционно-правового регулирования частной собственности; ослабление конституционно-правовых гарантий частной собственности (ослабление индивидуальной частной собственности); — рост корпоративной частной собственности, оказывающей огромное влияние на общество и государственную власть. На сегодняшний день объектом конституционного права частной собственности могут быть как «телесные», так и «бестелесные» вещи, что является традиционным для англо-саксонского права и все чаще становится универсальной моделью регулирования права собственности в других правовых семьях.
При этом интересным представляется тот факт, что в гражданском праве страны могут признаваться в качестве объектов только «телесные» вещи, а в конституционном праве той же страны — и «бестелесные». Такая ситуация сложилась в Германии. А. Румянцев об этом пишет: «Объект права собственности в немецком гражданском праве носит формализованный характер: таковым могут быть лишь так называемые «телесные предметы» 5 90, 903 Гражданского кодекса (далее — ГК) Германии), включая недвижимость, «Нетелесные» предметы не могут быть объектами права собственности.
Это касается, например, безналичных денежных средств, результатов интеллектуальной деятельности, прав (требования и т.д.). В отличие от гражданского права статья 14 Основного закона Германии использует расширенное понятие права собственности, 119 которое, в принципе, может быть распространено на любые объекты, в том числе на такие, которые не являются «телесными» предметами, например на 286 безналичные денежные средства» 8'. Г.
Мостерт по этому поводу также пишет, что термин «собственность» в конституционном смысле шире, чем в гражданско-правовом, и включает в себя «бестелесные» права. Различное понимание собственности в конституционном и частном праве отражает дихотомию общественных интересов и индивидуальных свобод 287 Широкое понимание права собственности закреплено и в Конституции Туркменистана 1992 г., в ст.
9 которой указывается, что государство утверждает право частной собственности на средства производства, землю, "88 иные материальные и интеллектуальные ценности Схожая ситуация сложилась в австрийском и российском праве. На основании этого, А. Румянцев делает вывод о том, что конституционно— правовой перечень объектов собственности шире, чем гражданско-правовой, поскольку первый охватывает помимо вещных прав также имущественные обязательства, публично — правовые требования граждан (различные социальные выплаты) Эта позиция подтверждается также постановлениями конституционных судов некоторых зарубежных стран и практикой Европейского суда по правам человека.