Диссертация (1173695), страница 28
Текст из файла (страница 28)
Право виртуальных миров: новые объекты грюкданских прав // Российский юридический журнал. - 2014. - Х 2. - С. 104 - 110. СПС Консультантплюс (по состоянию на 05.03.2015 г.). Проничева Е.Ю., Азизова Е.А. Виртуальный мир: вызов современному налогообложению // Закон.- 2014. — Х 9. - С. 96 - ! 01. СПС Консультант плюс (по состоянию на 05.03.2015 г.). правоотношении четко определено обязанное лицо (банк, реестродержатель, депозитарий и т.п.), что и позволило в конце концов исключить безналичные деньги и бездокументарные ценные бумаги из числа объектов вещных прав.
Ситуация с виртуальным мечом или танком обратная: ни интернет- провайдер, ни администратор игры не стоят между обладателем виртуального объекта и неопределенным кругом прочих лиц, Даже создатель искусственной среды — виртуального мира — не имеет для этого достаточного контроля: он не может уследить за всем происходящим в своем "мире", да и не стремится к этому. Соответственно, предъявлять к нему требования, например, в связи с пропажей виртуального предмета не более рационально, чем к создателю мира реального. Как результат, для оформления прав на виртуальные объекты неосознанно (и совершенно естественно) используется вещно-правовая модель: копируются и переносятся "по ту сторону дисплея" 29Я отношения собственности» Решение поставленных проблем имеет практическое значение: они предполагают, во-первых, защиту имущественных прав игроков и их «виртуальной собственности», во-вторых, необходимость установления 299 должного налогообложения участников данных отношений 9, Представляют интерес и прогнозы появления новых объектов интеллектуальной собственности, которая признается и защищается во многих станах как конституционная частная собственность.
В частности, И.В. Невзоров полагает, что возможно появление таких объектов как дженерики ранее существовавших лекарственных средств; оригинальные изменения, вносимые в геном человека, животного, растения, а равно те или иные полезные, коммерчески применимые последствия в природе индивида, вызванные такими изменениями; технологические дополнения человеческой коммерциализации; исключительное право разработчика в отношении клонированных вымерших животных либо растенийзоо. В заключение следует согласиться с А.В.
Лисаченко, что новые объекты гражданских прав появляются и функционируют вне зависимости от их правовой природы и признания доктриной ~~. Включение в конституции государств в качестве объектов права собственности «бестелесных» вещей, информации приводит к необходимости выявления их сущности, природы, определению порядка их конституционно — правового регулирования, гармонизации норм международного права и национального. При этом требуется осмысленное приведение в соответствие норм конституционного и отраслевого законодательства, изменение доктринальных толкований и судебной практики, Провозглашение права частной собственности одним из фундаментальных прав человека является общей чертой содержания большинства конституционных документов.
В его регулировании имеется немало черт сходства между самыми разнообразными конституциями различных стран и поколений. Однако имеются и различия, обусловленные множеством факторов, среди которых немаловажное значение имеют различия правовых систем, уровень и особенности экономического развития страны, степень социализации государства, его экономические задачи, религиозные и иные культурные традиции населения. Данное многообразие правового регулирования частной собственности пытался учесть и использовать его позитивные проявления российский законодатель, когда в 90-х годах прошлого века в России фактически произошло возрождение права частной собственности.
В 1994 г. принята первая часть Гражданского Кодекса РФ, включающая в себя важнейшие нормы, регулирующие право собственности. Законодатель, стремясь ускорить переход от социалистического типа хозяйствования к рыночной зоо Невзоров И.В. Интеллектуальная собственность в 2114 году. Стремясь угадать будущее // Закон.
- 2014.- Х 5. - С. 51 - 5б. СПС КонсультантПлюс (но состоянию на 05.03.2015 г.). зо1 Лнсаченко А.В. Указ. Соч. СПС КонсультантПлзос (ио состоянию на 05.03.2015 г.1.. экономике, широко заимствовал успешные институты зарубежного законодательства, причем не только из традиционно родственного российскому праву германского и французского гражданского права, но и из англо — саксонской правовой системы. В результате, в гражданском обороте появились «безналичные денежные средства», «бездокументарные ценные бумаги», ипотечные сертификаты участия, доверительное управление имуществом, лизинг.
Приведем еще пример, в 2003 г. в гражданский оборот введены ипотечные ценные бумаги, одним из видов которых являются зо ипотечные сертификаты участия, которые построены на принципах англо- американского права. Такой подход в условиях континентальных правовых традиций приводит к множеству противоречий, главным образом в отношении права собственности: ипотечное покрытие сертификатов участия не может быть объектом права собственности в соответствии с гражданско- правовой трактовкой права собственности; закрепленная Законом об ИЦБ общая долевая собственность владельцев сертификатов противоречит принципам, установленным гл.
16 ГК РФ и традиционно поддерживаемых теорией гражданского права. В целом, следует согласиться с Г.Г. Матюхиным, что институт ипотечного сертификата формально переписан с западных законов и в России для него пока что нет никаких условий и никто не знает, как он может выглядеть на практике. Скорее всего, это будет зол мертворожденный институт '. В 2010 г. принят Федеральный закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" в целях создания правовых условий для применения в России альтернативной " Федеральный закон от 11.11.2003 )х) 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах"//Собрание законодательства РФ, 17.11.2003, М 46 1ч.
2); 06.07.2015, Х 27, ст. 4001. " Матюхин Г. Г. Ипотека: теория и практика //Банковское дело. - 2003. - № 4. - С. 18. '"Данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений. Федеральный закон РФ от 27.07.2010 1ч 193-ФЗ (род.
от 23.07.20!3) "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" Л Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. )х) 3!. Ст. 4162: 08.07.2013, )х) 27, ст. 3477. 126 процедуры урегулирования споров, в том числе касающихся права частной собственности.
Однако уже в 2011 г. Президент России Д.А. Медведев в ежегодном послании к Федеральному Собранию признал, что "законы о медиации, которые приняты, почти не работают, случаи заключения и 305 соглашении единичны ' Бесспорно, заимствованные институты важны, На сегодняшний день отказ от них невозможен. Однако невозможно также и их полное копирование из англо-американского права и перенос в условия континентального права. Заимствованный институт не способен функционировать обособленно от других элементов правовой системы. Следовательно, неизбежны столкновения англо-американских и континентальных принципов права (наиболее острыми являются противоречия в отношении права собственности и других вещных прав).
Иными словами, заимствование чуждых правовых институтов без инкорпорации к существующей правовой системе носит отрицательный характер. Следует согласиться с К.И. Скловским, что такой подход вызывает множество новых трудностей, которые всегда порождаются ломкой системы и которые сначала трудно даже предвидеть"". С.А. Синицин также указывает, что «оценка целесообразности и эффективности использования зарубежного опыта при реформировании российского гражданского законодательства требует как чуткого обращения исследователя к проблемам исторического развития учения о вещном праве с учетом особенностей, присущих отдельно взятым правопорядкам романо- германской правовой семьи, образующим специфику их национального развития в системе частного права государств континентальной Европы, так и учета особенностей развития законодательной практики и доктрины, сложившихся в России.