Диссертация (1173644), страница 11
Текст из файла (страница 11)
И. Указ. cоч. С. 7.Нерсесянц В. С. История правовых и политических учений. М., 2004. С. 65.58В таких условиях возникла потребность в формировании такогомеханизма, который смог бы выступить контрсилой в противовес указаннойвыше особенности человеческого сознания.Представляется, что таким механизмом и стала сакрализация системыраспределения и перераспределения.Так, человеку по своей природе свойственно стремление к познаниюокружающей его действительности, пониманию тех закономерностей ипроцессов, которые происходят вокруг него.
Однако человеческое мышлениене обладало и, думается, еще долгое время не будет обладать всемнеобходимым инструментарием для познания всего того, что оно познатьхочет, а соответственно, возникает проблема явной несоразмерности тогознания, которым обладает субъект познания, с тем знанием, которого былобы достаточно для адекватного понимания интересующих его событий ифактов. Тем самым возникает некая область, объективно лежащая за граньюрационального понимания человека об окружающей действительности,однако стремление к такому пониманию все равно остается, вызывая темсамым тенденции, описанные Л.И. Петражицким и «заключающиесявсвойствах человеческой психики приписывать разным предметам и явлениямприроды, в т.
ч. неодушевленным, разные духовные силы и свойства,известные и привычные индивиду в его духовной жизни, поскольку для этогоимеются поводы в виде каких-либо сходств подлежащих явлений природы,их характера, последствий и т. д. с одной стороны, человеческий действийили иных проявлений духовной жизни с другой»1.Подобное наделение мистическим смыслом явлений природы порождаетвозникновение сакрального представления о тех вещах и процессах, которыерациональным и доступным способом не могут быть познаны, асоответственно, порождает определенные явления в сознании человека.1Петражицкий Л. И.
Очерки философии права: основы психологической теории права.Обзор и критика современных воззрений на существо права. Вып. 1. Санкт-Петербург,1900. С. 54.59К такого рода психическим явлениям Л.И. Петражицкий, в частности,относит «представления о наложении обязанностей или наделении правамиразличных божественных или духовных существ.
В число таких прав боговпо отношению к людям он включает, особенно на низших ступенях развитиярелигиозного права, правопритязяния на доставление пиши и напитков»1.По мере укрепления их в сознании человека в результате многократногоповторения из поколения в поколения они стали приобретать формуархетипов, тем самым привнося свой вклад в процесс становления новойвертикально итерированной системы перераспределения, т. к. подобногорода архетипы, и как следствие – их объективированное выражение в видеконкретного отправления того или иного культа в форме материальногоподношения, и стали на первом этапе тем первичным противовесомнежелания производить безвозмездное отчуждение конкретного членасоциума.Вместе с тем говорить об исключительно добровольном характеретакого рода системы распределения и перераспределения представлялось быне точным.«Теоретически, - полагают М. Сальников и С.C.
Щепкин, - принесениежертвы базируется на доброй воле, но всем известно, как быстрозаканчивается добровольное начало, становясь принуждением, неписанымзаконом, когда жертва ожидается, т. е. если отказ от нее будет кем-то плоховоспринят или даже вызовет гнев богов»2.Естественно, подобного рода принуждение существенно отличалось отпривычного нам принуждения, обеспечивающего исполнение налоговыхобязанностей в современном мире. Имея в большей степени символическоезначение, выражавшееся в разного рода процессах отправления религиозногокульта, оно в тоже время достаточно эффективно, до определенного момента,1Петражицкий Л. И. Очерки философии права: Основы психологической теории права.Обзор и критика современных воззрений на существо права.
Вып. 1. Санкт-Петербург,1900. С. 56.2Сальников М., Щепкин С. Указ. cоч. С. 78.60игралорольприводногоперераспределения.механизмавертикальнойсистемыИными словами, именно на данном этапе развитияинститута перераспределения можно сказать, что происходит трансформацияусловнодобровольногомеханизмавусловнонедобровольный,обеспечивающейся внешней силой принуждения.В этой связи уместно вспомнить слова П. Бурдье о том, что «еслигосударство в состоянии осуществлять символическое насилие, то оновоплощается одновременно объективно в виде специфических структур имеханизмов и «субъективно» или, если хотите, в головах людей, в видемыслительных структур, категорий восприятия и мышления»1.В данном случаи необходимо отметить, что, цитируя вышеуказанногоавтора, мы не хотим сказать о том, чтопроцесс вертикальнойинституализации распределения и перераспределения материальных благпозволяет говорить о наличности «государства» в рассматриваемый период.Так, если государство по П.
Бурдье – «этозавершение процессаконцентрации различных видов капитала: физического принуждения илисредств насилия (армия, полиция), экономического, культурного или, точнее,информационного, символического – концентрации, которая сама по себеделает из государства владельца определенного рода метакапитала, дающеговласть над другими видами капитала и над их владельцами»,2 тотрансформация под воздействием процесса сакрализации, социальногоинститута перераспределения из горизонтального в вертикальный -естьнекий этап, составная часть подобного рода концентрации, важность изначимость которого проявляется в том, что он затрагивает все слагаемыеметакапиталагосударства:насилие,экономический,культурныйисимволический капитал.Архетипы, возникшие в сознании людей в связи с сакрализациейинститута распределения и перераспределения, обуславливающие переход12Бурдье П.
Указ. cоч. С. 127.Там же. С. 128.61от первоначального механизма циркулирования материальных благ внутрисоциальнойсистемы,основаннойнагоризонтальныхсвязяхмеждуэлементами социума и носящей двухчленный характер, к вертикальному,сводящемуся в конечном счете к выделению третей инстанции в цепочкеперераспределения, осуществляющей управлениесамимпроцессомраспределения, является, с одной стороны, отправной точкой становленияналоговой системы, а с другой, важным событием в формировании новоготипа организации общества – государства.Следуеттакжеотметить,чтосакрализациямеханизмаперераспределения, помимо того, что она впервые породила феноменпринудительного распределения, имела и еще одно чрезвычайно важнозначение.Представляется, что служители храма, задействованные восуществлении религиозных обрядов и, соответственно, выступающие вкачестве некоего аппарата обслуживающего фонда материальных активов,полученных в результате аккумулирования подношений, выделившись изобщества, образовали социальную страту, начавшую функционировать каксамостоятельная социальная система.Функционированиетакогородасистемы,сопровождающеесянакоплением материального и символического капитала, привело в конечномсчете к выделению из общества самостоятельной и чрезвычайно закрытойсоциальной группе – духовенства.Тем не менее, возвращаясь к исконной проблеме настоящего параграфа –генезису налогообложения, следует сказать, что, на наш взгляд, именно тасистемаотправлениякульта,сопровождающаясяподношениемматериальных благ в храм, конечно, с определенной долей условности,позволяет говорить о зарождении прообраза того, что впоследствииприобретет институционально выраженную форму налоговой системы.В качестве аргументов данного утверждения следует соотнестиконституирующиепризнакиналогообложениявсовременномпонимании с той системой, которая возникала в древности вокруг храма.его62Так, во-первых, подношения в храм, как и современные налоги, имелиабстрактный,индивидуальнонеопределенныйхарактер,т.е.ихпредставление не влекло получения какого-то бы то ни было встречногополезногоэффекта в виде материального или духовного блага.
Онипоступали в распоряжение служителей храма, которые самостоятельно, поаналогии с фиском, решали вопрос об их дальнейшем распределении, в томчислеиобобъемесвоегособственногопотреблениязасчетаккумулированных средств.Во-вторых,следуетиметьввидупринудительныйхарактер.Вертикальная система перераспределения материальных ресурсов как вслучае с институционально оформленной современной налоговой системой,так и в случае с системой, сложившейся в рамках отправления культа,обеспечивается силой принуждения извне. Характер такого принужденияможет быть различный – от применения современный правовых санкций, до«привлечения» мистических или божественных сил для кары нарушившегоритуал подношения члена общины.
















