Диссертация (1173615), страница 8
Текст из файла (страница 8)
: Норма, Инфра-М, 2010; Тихомиров Ю. А. Курс административного права и процесса. М. : Юринформцентр, 1998. С. 78; Баранов М. Л. Государственный контроль как вид социального управления // Административноеи муниципальное право. 2011. № 7. С. 5—12.59См.: Куликова Т. В. Лицензирование как форма реализации исполнительной власти: дис.… канд.
экон. наук. Ростов н/Д, 2007. С. 14.5838управления в фармацевтической сфере;2) как реальный инструмент субъектов государственного управления,способствующий достижению управленческих целей.Как самостоятельная функция управления, то есть как особый виддеятельности,лицензионныйконтрольимеетцелевуюнаправленность,определенное содержание и механизм его осуществления. Так, в настоящее времяк полномочиям исполнительных органов в сфере лицензирования относятся в томчисле мониторинг эффективности лицензирования, подготовка и представлениедокладов о лицензировании (ст.
5, 6 Закона № 99-ФЗ).Во-вторых, контроль близок к учету. Относительно соотношения учета иконтроля как функций управления мы придерживаемся подхода, при котором этидве функции рассматриваются в органической взаимосвязи, определяющейважный участок процесса управления60. Исходя из наличия тесной связи учета иконтроля нельзя тем не менее сводить контроль к учету, так как последний являетсяполучением итоговых данных и определением отклонений от контрольныхпоказателей.Оперативное государственное управление направлено на непосредственноевоздействие на фармацевтическую деятельность посредством планируемых иконтролируемых функций организации, координации, мотивации.
Контроль такжеобеспечивает обратную связь субъекта управления с самим процессомоперативного управления.Контроль применительно к лицензированию фармацевтической сферы имеетчетко выраженный правовой характер, так как представляет собой совокупностьадминистративно-правовых средств, устанавливающих и закрепляющих назаконодательномуровнемеханизмлицензированияпредпринимательскойдеятельности.Здесь важно отметить, что достижение цели государственного управления вфармацевтической60С. 125.сфереобусловливаетиспользованиеопределенныхСм.: Афанасьев В. Г. Человек в системе управления обществом.
М. : Политиздат, 1977.39административно-правовых средств, связывающих цели правового регулированияс реальным результатом (правопорядком). Необходимо рассматривать правовыесредства в определенном ракурсе функционального предназначения — с точкизрения оптимального решения с их помощью социальных и экономических задач61.В завершение исследования, проведенного в настоящем параграфе,представляется возможным сделать следующее обобщение.Под лицензированием фармацевтической деятельности следует понимать:особыйформу административно-правового регулирования, опосредующуювидисполнительнойадминистративнойвласти,деятельностипредставляющуюуполномоченныхсобойоргановсанкционированиеигосударственное подтверждение прав юридических лиц на осуществление оптовойторговли лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничнуюторговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку,изготовление лекарственных препаратов, а также контроль и надзор данных видовдеятельности;разновидностьадминистративно-управленческогопроцессакаккомплекса взаимосвязанных административных процедур, в рамках которыхосуществляется деятельность по реализации органами исполнительной властипубличного интереса с целью защиты интересов участников фармацевтическогорынка, а также защиты жизни и здоровья граждан как конечных потребителейлекарственных препаратов.Лицензированиефармацевтическойдеятельностикакформаадминистративно-правового регулирования отношений в сфере обращениялекарственныхсредствдлямедицинскогоиветеринарногопримененияхарактеризуется следующими особенностями: объект управления — фармацевтическая деятельность (работы и услуги,перечисленные в приложении к Положению о лицензировании фармацевтическойдеятельности);61См.: Алексеев С.
С. Теория права. 2-е изд. М., 1995. С. 218, 223.40 субъект государственного управления — Федеральная служба по надзорув сфере здравоохранения — в части деятельности, осуществляемой: организациямиоптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения,аптечнымиорганизациями,подведомственнымифедеральныморганамисполнительной власти, государственным академиям наук; Федеральная служба поветеринарномуифитосанитарномунадзору—вчастидеятельности,осуществляемой в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарногоприменения; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации —в части деятельности, осуществляемой в сфере обращения лекарственных средствдлямедицинскогоприменения(заисключениемлицензированияфармацевтической деятельности в части, осуществляемой Федеральной службойпо надзору в сфере здравоохранения); управленческая цель — сочетание публичных и частных интересов; тип правового регулирования — разрешительный.Государство, обеспечивая публично-правовые интересы, берет на себяобязанность контролировать допуск к лицензируемой деятельности только лиц,способных квалифицированного осуществлять заявленную ими деятельность.Лицензирование предполагает контроль, проводимый с целью проверкивозможности реализации лицензиатом определенных правил, процедур и линийповедения в будущей деятельности и соблюдения им лицензионных требований впроцессехозяйственнойдеятельностииучеталицензируемыхобъектовпосредством вынесения лицензирующим органом административно-правовыхактов в рамках нормативно урегулированной процедуры, формирования и веденияреестра лицензий.Очевидно, что сегодня лицензирование по-прежнему остается единственнойразрешительной процедурой в сфере фармацевтической деятельности.
В периодмодернизации системы здравоохранения лицензирование фармацевтическойдеятельностипростонеобходимо,таккаконостимулируетразвитиефармацевтического рынка и не допускает к оказанию услуг населениюнеблагонадежные фирмы.411.2. Становление и развитие системы лицензированияфармацевтической деятельности в РоссииВ основе исследования, проведенного в настоящем параграфе, лежитпроблемно-хронологический подход, который дает возможность отследитьэволюцию системы лицензирования и в определенной степени выявить причинноследственные связи.Обращение лекарственных средств в России начинается с эмпирического инерегулируемогогосударствомсбора,распределенияипотреблениялекарственных растений и снадобий. Православная церковь осуждала знахарство иведовство.
Системного регулирования оборота лекарственных средств до XVI —середины XVII века Московское государство не знало.Государственное регулирование (в современном понимании) в сфере обороталекарственных средств берет начало с XVIII в.Петр I придавал большое значение организации, регулированию и развитиюаптечного дела.
В 1701 г. специальным указом был определен относительнолиберальный порядок открытия аптек, не содержавший ограничений и непредусматривавший лицензирования62. Продавать лекарства в аптеках могли «ктони пожелает», от государства получая «безденежно назначенное место ипожалованную грамоту», которая фактически заменяла лицензию. Первая казеннаяаптека была открыта в Петропавловской крепости в 1704 г. немецкимифармацевтами. В 1709 г.
она получила статус главной рецептурной аптеки и правоустановления стандартов аптечной деятельности, а также экспертные полномочия.Разрешительный порядок открытия аптек был введен в 1721 г. отдельнымуказом63 Петра I, разрешавшим учреждать частные аптеки в столицах и губернских22 ноября 1701 г. Петр I издал Указ «О заведении в Москве вновь осьми аптек с тем,чтоб в них никаких вин не было продаваемо; о введении оных Посольскому приказу и обуничтожении зелейных лавок» // Полное собрание законов Российской империи с 1649 г.(ПСЗРИ). Т IV. 1700—1712.
Ст. 1879. СПб., 1830. С. 177.63Именной указ от 14 августа 1721 г. «Об учреждении в городах аптек под смотрениемМедицинской коллегии, о вспоможении приискивающим медикаменты в губерниях и о бытиипод надзором помянутой Коллегии гошпиталям».6242городах. Указ освобождал аптекарей от аренды, налогов, сборов и иныхповинностей, что являлось исключительной для предельно фискальной политикитогопериодапреференцией. Должностные обязанностиаптекарейбылизакреплены в Аптекарской таксе и Аптекарском уставе.Разрешительный порядок открытия фармацевтических учреждений в первойтрети XVIII в. осуществляла Канцелярия главной аптеки, преобразованная изАптекарского приказа, позже ставшая Медицинской канцелярией.На сегодня в связи с пожаром в 1735 г. в деревянном здании Императорскойаптеки и гибелью всех документов историю развития разрешительного порядкареализации лекарственных средств восстановить невозможно.В XVIII в.















