Диссертация (1173615), страница 20
Текст из файла (страница 20)
22 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»153 в случае принятия судом решенияоб исключении сведений о некоммерческой организации из государственногореестра саморегулируемых организаций на основании несоответствия этойорганизации или ее деятельности требованиям названного Закона, другихфедеральных законов соответствующая некоммерческая организация, имевшаястатус саморегулируемой организации, не вправе повторно обращаться сзаявлениемовнесениисведенийонейвгосударственныйреестрСм.: решение АС Смоленской области от 06.11.2013 по делу № А62-4054/2013 // URL:http://sudact.ru/arbitral/doc/oC693CbRpqV8/ ; решение АС Тульской области от 09.11.2012№ 09АП-8015/2011 // URL: https://rospravosudie.com/court-as-tulskoj-oblasti-s/judge-kosouxova-s-vs/act-304571406/ (дата обращения: 11.11.2014) ; постановление Девятого арбитражногоапелляционного суда от 16.06.2011 по делу № А40-144764/10-120-718.
URL:http://apteka33.su/?p=3101 (дата обращения: 11.11.2014).153СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6067.152102саморегулируемых организаций в течение 1 года со дня вступления в законнуюсилу решения об исключении сведений о ней из реестра.Предлагаем внести следующие изменения в Закон № 99-ФЗ: дополнить ст.
20 частью 12.1 следующего содержания:«12.1. В течение одного года после аннулирования лицензии юридическоелицо или индивидуальный предприниматель не имеют права повторнопредставлять в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии наосуществление деятельности, которая была прекращена в связи с решением судаоб аннулировании лицензии.»; дополнить ч. 7 ст. 14 пунктом 4 следующего содержания:«4) представление соискателем лицензии заявления о предоставлениилицензии на иные виды деятельности, указанные в части 1 статьи 12 настоящегоФедерального закона, и прилагаемых к этому заявлению документов, если вотношении соискателя лицензии имеется решение об аннулировании ранеевыданной лицензии на такой вид деятельности и не истек один год с моментапринятия указанного решения.».В связи с введением предлагаемого запрета осуществления лицензионнойдеятельности в течение года решение вопроса об аннулировании лицензиипредполагает учет требований справедливости, адекватности, пропорциональностии соразмерности.
Приоритетной целью применения данной меры является защитаэкономическихинтересов,правизаконныхинтересовпотребителейфармацевтической продукции и третьих лиц. При решении вопроса обаннулировании лицензии должна также учитываться тяжесть допущенныхлицензиатом нарушений лицензионных требований и условий. Формальныепризнаки нарушения не являются достаточным основанием для вынесениясудебного решения об аннулировании лицензии. Данный вывод содержится и вправовой позиции Президиума ВАС РФ, отраженной в постановлении от 12 мая2009 г.
№ 15211/08.Анализируя названные ранее административные регламенты органовисполнительной власти субъектов РФ по предоставлению государственной услуги103лицензирования фармацевтической деятельности (за исключением деятельности,осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами длямедицинского применения и аптечными организациями, подведомственнымифедеральным органам исполнительной власти и государственным академиямнаук),можнозаметитьотсутствиеединообразияреализацииуказаннойгосударственной услуги в различных субъектах РФ.
В связи с чем Министерствомздравоохранения РФ издан приказ «Об утверждении Административногорегламента по предоставлению органами исполнительной власти субъектовРоссийскойФедерациигосударственнойуслугиполицензированиюфармацевтической деятельности (за исключением деятельности, осуществляемойорганизациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечнымиорганизациями, подведомственными федеральным органам исполнительнойвласти, государственным академиям наук)»154.Административныйрегламент,определяетпорядокистандартпредоставления государственной услуги по лицензированию фармацевтическойдеятельности органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющихпереданные полномочия по лицензированию фармацевтической деятельности.Регламентом устанавливаются: стандарт предоставления государственной услуги; состав, последовательность и сроки выполнения административныхпроцедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенностивыполнения административных процедур в электронной форме; формы контроля за предоставлением государственной услуги; досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий(бездействия) лицензирующего органа, а также должностных лиц лицензирующегооргана.Таким образом, производство по лицензированию фармацевтическойдеятельности154представляетсобойустановленныйадминистративно-http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=184569.104процессуальными нормами порядок осуществления лицензирующими органамиопределенной деятельности, направленной на принятие управленческого решенияпо возбуждению лицензионного дела, сбору и анализу информации олицензируемом объекте, принятию решения по лицензионному делу, исполнениюрешения,обжалованиюпринятогорешения,контролюзасоблюдениемлицензиатами установленных требований, а также по применению мерпринуждения за нарушения установленных требований.Конкретное содержание и набор таких процедур в исследуемой сфереопределяется административными регламентами органов, осуществляющихлицензирование фармацевтической деятельности.Анализ Административного регламента Россельхознадзора, раскрывающегопорядок реализации процедур лицензирования фармацевтической деятельности,связанной с оборотом лекарственных средств для ветеринарного применения,позволил утверждать, что данный регламент не соответствует Закону № 99-ФЗ,содержит неоднозначные формулировки, наблюдается неконкретность стадий,действий, выделяемых в отдельных процедурах, что порождает сложности вправоприменительной практике.Законодателем не зафиксирован срок, в течение которого нарушитель послеаннулирования лицензии не вправе осуществлять лицензируемую деятельность.Последствием этого пробела является парадоксальная ситуация, когда нарушительможет обратиться с заявлением о выдаче новой лицензии сразу же послеаннулирования предыдущей (исключение — п.
3 ч. 7 ст. 14 Закона № 99-ФЗ).Считаем необходимым дополнить нормы Закона № 99-ФЗ положением о том, чтов течение одного года после аннулирования лицензии юридическое лицо илииндивидуальныйпредпринимательнеимеютправапредставлятьвлицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии на осуществлениедеятельности, которая была прекращена в связи с решением суда об аннулированиилицензии.Вопрос об аннулировании лицензии должен решаться с учетом требованийсправедливости,адекватности,пропорциональностиисоразмерности.105Приоритетной целью применения данной меры является не санкция как таковая, азащита экономических интересов, прав и законных интересов потребителейфармацевтической продукции, равно как и третьих лиц.2.2.
Организация контроля за соблюдением правиллицензирования фармацевтической деятельностиОднойформированиеизосновныхсистемызадачадминистративнойгосударственногоконтроля,реформыявляетсяотвечающейцелямпостроения правового социального государства, способной поддерживать режимзаконности155.Для эффективного использования возможностей контроля в решениистоящих перед ним задач большое значение имеет правильное понимание егосущности.В федеральном законодательстве отсутствует единообразное пониманиесоотношения понятий «контроль» и «надзор».Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите правюридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлениигосударственногоконтроля(надзора)имуниципальногоконтроля»подгосударственным контролем (надзором) понимает «государственный контроль(надзор) — как деятельность уполномоченных органов государственнойвласти…», то есть отождествляет их.В Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г.
№ 314 «О системе и структурефедеральных органов исполнительной власти»156 под функциями по контролю инадзору понимаются: осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органамиСм.: Бурмистров А. С. Виды государственного контроля в современной России // Юриствуза. 2012. № 12. С. 49—52.156СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945.155106государственной власти, органами местного самоуправления, их должностнымилицами, юридическими лицами и гражданами установленных КонституциейРоссийскойФедерации,федеральнымизаконамифедеральнымиидругимиконституционныминормативнымизаконами,правовымиактамиобщеобязательных правил поведения; выдачасамоуправления,органамиихгосударственнойдолжностнымилицамивласти,органамиразрешенийместного(лицензий)наосуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действийюридическим лицам и гражданам; регистрация актов, документов, прав, объектов, а также изданиеиндивидуальных правовых актов.Одной из функций федеральной службы Указ № 314 называет контроль инадзор в установленной сфере деятельности.
За федеральными министерствамизакреплены координация и контроль деятельности федеральных служб ифедеральных агентств, а также утверждение ежегодных правил и показателей ихдеятельности, отчет об их исполнении, кадровая политика и прочее, что указываетна осуществление контрольной функции. Заметим, что установленная Указом №314 специализация федеральных министерств, федеральных служб и федеральныхагентств соблюдается не всегда. Предпосылки этого заложены в самом Указе,предусматривающем, что в отдельных случаях решением Президента РФ илиПравительства РФ функции по осуществлению государственного контроля(надзора) могут быть возложены на другие федеральные органы исполнительнойвласти.Среди ученых также нет единства мнений. Некоторые считают, что«контроль»и«надзор»являютсятождественнымипонятиями,таккак«расхождение в их сущностных качествах едва заметно, если не сказать, дажеусловно»157.
Другие с этим не согласны, считая необходимым четко разграничиватьназаконодательномуровнеконтрольнуюинадзорнуюдеятельностиКонтрольные органы и организации России : учебник / под ред. А. П. Гуляева. М. :МАЭП, 2000. С.8.157107государственных органов исполнительной власти158. Высказываются такжепредложения выделить три вида правоохранительной деятельности: контроль,надзор и контрольно-надзорную деятельность, каждый из которых имеетсобственное содержание и четко очерченные правовые грани159.Нам близка точка зрения С. М. Зырянова, который пишет, что«административный надзор как специальный вид государственного контроляпредстает самостоятельной функцией органов исполнительной власти, одной изправоохранительных функций»160.Несмотряназаконодательноезакреплениепонятия«лицензионныйконтроль»161, мы исходим из того, что лицензирование фармацевтическойдеятельности без административного надзора за соблюдением лицензиатомтребований к осуществлению фармацевтической деятельности теряет всякийсмысл.
















