Диссертация (1173615), страница 16
Текст из файла (страница 16)
Реализация осмысленной государственнойполитики в сфере лицензирования фармацевтической деятельности должнаобеспечить не только должный контроль за соблюдением правил лицензированияфармацевтической деятельности, но и эффективное развитие фармацевтическогорынка России.Особо отметим, что разработанные в последние годы организационнофункциональные модели системы менеджмента качества аптечных организаций,основанные на теоретических положениях и методологии концепций Всеобщегоуправления качеством (TQM) и ISO 9000, а также на методических основахстандартизации продукции127, не могут заменить лицензирования, а в состояниилишь оптимально подготовить фармацевтические организации к его прохождению.Анализ особенностей и тенденций регулирования фармацевтическойфармацевтической отрасли // Экономическая политика.
2011. № 6. С. 169.127Пархоменко Д. В. Теоретические основы и организационно-методические подходы кобеспечению национальной безопасности России в сфере обращения лекарственных средств :дис. … д-ра фарм. наук : 15.00.01. М., 2005. Гл. 7.80деятельности в зарубежных странах позволил сделать вывод о том, чтолицензирование фармацевтической деятельности в большинстве стран мира,включая Россию, имеет разрешительный характер.Рассмотренные в параграфе модели и составляющие их административныеметоды и инструменты в основном эффективны, но для их реализации необходимоналичие множества институтов (в том числе и институт СРО).
Заимствованиемоделей целиком, без учета детерминант регулирования фармацевтическойдеятельности в России, неоправданно.Здесь мы придерживаемся критической оценки, данной В. Г. Вишняковымконцептуальной разработке концепции административной реформы либераламиэкономистами, «занимающими ключевые позиции в разного рода комиссиях,центрах, институтах и школах» и ориентирующимися в основном на западныйопыт, пропагандирующими его и стремящимися внедрить его в отечественныхусловиях как методом шоковой терапии, так и методом прямого заимствования,критикуя все положительное, что есть в российской теории и практикереформирования систем управления экономикой128.Обобщив мировой опыт организации лицензирования фармацевтическойдеятельности, выделим характерные черты и особенности зарубежных моделейлицензирования на предмет возможности их реализации в российской практике.Прежде всего обратим внимание на концептуальные моменты, так как частностипринципиального значения здесь не имеют129.В концептуальном плане в зарубежном опыте присутствуют полезные дляроссийской практики подходы:1)наличие научно обоснованной и концептуально закрепленной стратегииорганизациисистемылицензированияфармацевтическойдеятельности,учитывающей баланс публичных и частных интересов, что предполагаетВишняков В.
Г. Административная реформа: 15 лет поисков концепции //Законодательство и экономика. 2011. № 7. С. 17.129Показательны в этом плане разночтения в регулировании размеров аптек в разныхстранах — от детальной регламентации до полного отсутствия таковой, что никак не мешаетэффективному регулированию и успешной коммерческой деятельности.12881использование лицензирования прежде всего для целей социально-экономическогоразвитиятерритории, повышениялицензионные(разрешительные)качества жизнитребованиянаселения, приразрабатываютсясэтомучетомсоциального эффекта фармацевтической деятельности;2)обеспечение единого подхода к вопросам лицензирования на всехуровнях управления (федеральный, уровень субъекта, местного самоуправления),устранение ведомственности;3)учет,административныхобобщение,практикизучениеиметодикираспространениедляцелейлучшихсовершенствованиялицензирования.В практическом плане целесообразна адаптация такого зарубежного опыта,как расширение предмета регулирования (рационального построения аптечнойсети с учетом расстояния между аптеками, размеров площадей, складскихпомещений и т.д.).В России в настоящее время сложилась ситуация, с одной стороны,ограниченного, с другой — чрезмерного доступа населения к аптечныморганизациям.По данным реестра лицензий Росздравнадзора, в России насчитывается более78 тыс.
аптечных организаций с учетом фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП),имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (табл. 2).82Таблица 2Распределения аптечных организаций по видам собственности130Вид собственностиФорма аптечнойорганизацииФедеральная,государственная,муниципальнаясобственностьЧастнаясобственность(ЗАО, ОАО,ООО)ИндивидуальныйпредпринимательГородГородСелоГородСелоИтогоСелоАптеки4 3271 80313 2952 6212 28066824 994Аптечные пункты2 1521 57012 8954 1532 8551 53225 157Аптечные киоски572910047157133523ФАП, амбулатории, офисы врачей общей практикиОрганизации, осуществляющие оптовую реализацию лекарственных средств26 540962Казалось бы, большое количество аптек должно привести к здоровойконкуренции, улучшению обслуживания, снижению цен на лекарства.
Напротив,наблюдается недобросовестная конкуренция, сокращение социальных функций содновременным увеличением торговой направленности. При этом одна аптечнаяорганизация обслуживает в среднем около 2 000 тыс. человек. В 1990-х гг. понормативу на аптеку приходилось 9 тыс. человек, а расстояние между аптекамидолжно было составлять не менее 500 м. Сегодня таких нормативов нет. Изтаблицы следует, что большая часть аптек сосредоточена в городе, а сельскиежители испытывают ограниченный доступ к лекарствам.
Несмотря на разрешениеотпуска лекарственных средств, фельдшерско-акушерские пункты проблемудоступности лекарств для сельского населения не решили.Исходя из вышеизложенного, к числу основных критериев, способствующихсовершенствованию отечественного административно-правового регулирования130Вестник Росздравнадзора. 2014. № 6. С. 61.83лицензирования фармацевтической деятельности в целях оптимального решенияпоставленных социальных целей, считаем возможным отнести:наличие широкого перечня лицензионных требований и условий,выполнение которых лицензиатом обязательно, в т.ч. установление показателейрациональностиобразованиясетиаптечных(ветеринарныхаптечных)организаций, учет расстояния между фармацевтическими организациями, размерплощадей и складских помещений (установление требований к помещениямразличных аптечных (ветеринарных аптечных) организаций (аптека, аптечныйпункт и т.д.);высокий уровень квалификационных требований к соискателюлицензии (высшее или среднее фармацевтическое образование и определенныйстаж – не менее 5 лет);запрет на долевую собственность и ограничение количества аптек(ветеринарных аптек) на одного управляющего или собственника;наличие кодексов морально-профессиональной этики и правилповедения работников фармацевтической отрасли.Адаптивный учет зарубежного опыта в том числе позволит создатьпредпосылкидляоптимизацииадминистративно-правовогомеханизмалицензирования фармацевтической деятельности в Российской Федерации.84ГЛАВА 2.
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ2.1. Содержание и сущность лицензионного производствафармацевтической деятельностиСовременная административная литература не содержит монографическихили диссертационных исследований, обобщающих вопросы лицензионногопроизводства. Развитие представлений об административных производствахсвязано с исследованиями в области административного процесса. В специальнойлитературе существует две наиболее распространенные концепции понятияадминистративного процесса — в узком (юрисдикционном)131 и широком(управленческом)132 смысле.Представители узкого подхода к административному процессу сводят его кюрисдикции — деятельности уполномоченных государственных органов порассмотрению и разрешению административно-правовых споров133. Указанныйподход основывается на традиционном представлении о юридическом процессекак присущем исключительно юрисдикционной деятельности государства.А процессуальное право рассматривается как совокупность правовых норм,регулирующих направленную на разрешение споров о праве и осуществлениеправового принуждения деятельность.Представители широкого подхода к пониманию административногопроцессаопределяютегокакурегулированнуюадминистративно-процессуальными нормами деятельность исполнительных органов (должностныхН.
Г. Салищева, М. Я. Масленников, А. А. Демин и др.В. Д. Сорокин, А. П. Коренев, Ю. М. Козлов, Д. Н. Бахрах и др.133См.: Масленников М. Я. Российский административный процесс: триединствопроцессуальной нормы, содержания и формы // Административное право и процесс. 2008. № 2.С.
2—9 ; Женетль С. З. Административный процесс и административные процедуры в условияхадминистративной реформы : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009. 37 c.13113285лиц) по рассмотрению и разрешению различного рода индивидуальныхадминистративных дел, возникающих в сфере государственного управления, впорядке реализации задач и функций исполнительной власти 134. То есть кадминистративномупроцессуотноситсяадминистративно-юрисдикционнаядеятельность, соответствующая классическим представлениям о процессе в узкомсмысле, и административно-процедурная деятельность, направленная на решениезадач позитивного характера.А.
П. Алехин и А. А. Кармолицкий под административным процессомпонимают и административное судопроизводство по делам, вытекающим изпубличных, в частности административных, правоотношений135. Другие ученыевыделяют в административном процессе административную юстицию136.По нашему мнению, административный процесс можно определить, какурегулированную правовыми нормами деятельность обладающих соответствующейкомпетенцией органов (должностных лиц) по рассмотрению и разрешениюиндивидуальных административных дел. Под индивидуальным административнымделом следует понимать возникающий в сфере государственно-управленческойдеятельности вопрос, связанный с применением административно-правовых нормитребующийвцеляхегоразрешенияраспорядительных(оперативно-исполнительных) действий полномочных исполнительных органов (должностныхлиц)137.Как нет однозначного подхода ученых к формированию категорииСм., например : Сорокин В.
















