Диссертация (1173510), страница 57
Текст из файла (страница 57)
«Кресты такиеставятся здесь для обращения внимания неба к полевому урожаю. Так этообъясняют мужики, так объяснял и Сырокомля: не помогает ничто на голоднойлитовской почве <…>»852, – пишет автор. Показывая суеверные чаяния местныхкрестьян, мечтающих о хорошем урожае, Лесков в очередной раз напоминает отом, как можно улучшить их жизнь.850Там же.
№ 346.Там же. № 338.852Там же.851262Факты трудовой жизни населения этих краёв, включённые в повествование,придают ему научность и документальную убедительность. Обращая внимание наэкономическое состояние местностей, находящихся вдоль предполагавшейсятрассы Литовской железной дороги, автор особенно подробно рассказывает опромышленности Белостока, который сами жители называют литовскимМанчестером, промыслах Пинского уезда: «Здесь целое м. Пагост занимаетсяисключительноизготовлениемпаркетов;м.Городно–горшечнымпроизводством; в д. Достоеве фабрика земледельческих орудий самоучкиЯнушко; в Плотнице – стеклянный завод; в Столине <…> и в Речице развитакожевенная фабрикация; по всей реке Горыни, как в Пинском, так и вМозыревском уездах, держат огромные стада рогатого скота и из молочныхскопов делают сыры, так называемые “голандерские” и “швейцарские”»853.Лесков с не меньшим интересом, чем памятники истории, осматриваетпромышленные достопримечательности городов, в которых бывает.
Например, вПинске «паровую мельницу гг. Коржениовского и Родзевича»854; свечной заводваршавского купца Роберта Ботте, фортепианную фабрику г. Ошмянца и т.д.Поэтика этих частей очерка отлична от традиционного путевого очерка, таккак здесь публицистическая мысль автора раскрывается не как авторское чувство,отношение к описываемому, а в виде комментария с использованием различныхпублицистическихприёмов:документальныхописанийсприведениемстатистических данных, документов, экономических выкладок и т.д., поэтомуавторское повествование переходит в экономическое и социологическоеисследование.Таким образом, поставив задачу убедить читателя в необходимостиосуществления проектов Литовской и Белостокско-Пинской железных дорог,автор с ней полностью справился – все приёмы и средства воссозданиядействительности – детали портрета и окружающей обстановки, приводимыедиалоги и авторские рассуждения, пейзажные штрихи, экономическая статистика853854Там же.
№ 349. С. 1400.Там же. № 348. С. 1396.263показывают читателю, что жизнь северо-западной России в различных еёаспектах зависит от хорошего торгового сообщения и этому краю необходимажелезная дорога.Лесков выехал из Петербурга по «Петербургско-Варшавской железнойдороге», строительство которой близилось к завершению855, поэтому в текстевстречается множество бытовых подробностей устройства железнодорожногодела, интересных читателям того времени: стоимость купе, удобство устройствавагонов и вокзалов, цены и качество обслуживания в буфетах, условия провозабагажаит.д.:«НаконецЛандварово.Господи!отпустифранцузскоежестокосердие, устроившее эту станцию. Ни угла тёплого, ни мебели, ни местаприсесть, словом, ничего. Двери с разбитыми стёклами или вовсе ещё без стёкол;пронзительный холодный ветер свищет по зале, мужчины кричат, женщинысуетятся, ищут оттёртых толпою детей, дети плачут, не находя матерей»; «Вагоныпрелестные, я спал мягко и растянувшись во весь свой рост.
Буфеты опрятные,цены дешевле, чем на Московской дороге. За папиросу здесь берут две копейки, атам пять; за бутылку пива двадцать копеек, а там даниельсоновское пиво продаютпо 30 коп.»; «За две станции до Гродны поднимается шум, все бегут пить чай, нодо чая дотолпиться нельзя, и половина пассажиров, несолоно хлебавши,возвращается в свои вагоны»856 и т.п.3.2.2. Межнациональная проблематика в очерках «Из одного дорожногодневника»Содержание очерков «Из одного дорожного дневника» в целом охватываеткруг серьёзных и злободневных вопросов, волновавших в то время общество,одним из которыхявлялся «польскийвопрос», возникшийв 1815 сприсоединением к Российской империи Царства Польского.
После восстания1830-1831 гг. проблемы русско-польских отношений постоянно обсуждалисьпредставителямиобщественно-политическоймысли.В1861-1862гг.наотошедших к России территориях прежней Речи Посполитой возникли855Дорога вводилась в эксплуатацию участками; 15 марта 1862 г.
для движения был открыт участок Динабург –Ландварово, 10 мая – Ландварово – Ковно.856Лесков Н.С. Из одного дорожного дневника // Северная пчела. 1862. № 335. С. 1344.264антироссийские волнения «с требованиями аграрных реформ, демократизации инезависимости от России, восстановления Польши в границах 1722 года.Радикальные демократические и патриотические группировки выступали заоткрытую вооружённую борьбу и готовили восстание»857. Накануне восстания1863 г.
«польский вопрос» приобрёл особенную остроту, полемика по немуактивно велась на страницах газет и журналов. Особое внимание уделялосьположению западных губерний России, в которых основное население составлялиправославные украинцы и белорусы (литвины), а дворянство – поляки-католики;именно на эти земли активно претендовала Польша. Многие публицисты тоговременивыступализанезависимостьзападныхгубернийотПольши,подчёркивая, что это земли совершенно русские.
А.И. Герцен и Н.П. Огарёв настраницах«Колокола»говорилионеобходимостипредоставленияимнезависимости как от России, так и от Польши; поддерживая возможное польскоевосстание, призывали и русских, и поляков объединённо выступить противправительства самодержавия. Некоторые общественные деятели выражалимнение, что всех славян, в том числе и поляков, можно объединить в один союз.Мысли о славянском союзе ещё в 50-х гг. высказывались историком М.П.Погодиным, поддерживались общественным окружением. В целом можноотметить, что до конца 1862 года большинство общества видело возможностьудовлетворительного соседства с поляками в рамках единой империи, и толькопольское восстание 1863 года заставило многих общественных деятелей изменитьсвою точку зрения на «польский вопрос» и вызвало в России волну антипольскихнастроений среди широких общественных кругов, в том числе и либеральнооппозиционных.Проблему русско-польских отношений ранее Лесков в своей публицистикене затрагивал.
Отправляясь осенью 1862 года в поездку, Лесков, по замечанию егосына, одной из целей своей поездки видел сообщение читателям «о возможности857Словари и энциклопедии. Польское восстание 1863–1864 годов // [Электронный ресурс] // Режим доступа:http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1101062, свободный. (Дата обращения: 17.09.2016).265достиженияslawjanskoiużajemnosći»858,которой,помнениюмногихисследователей, писатель в начале 1860-х гг. горячо сочувствовал. Во многом этообъясняется киевским периодом жизни Лескова, его увлечением украинскойкультурой, которой «польский элемент был органичен <…> и постольку входил всферу универсальных интересов молодого Лескова»859, а также этой поездкой,когда круг его личных знакомств и дружеских контактов со славянскимидеятелями, в т.ч.
с польскими, стал ещё шире. Как пишет П.М. Лавринец, «Лесковпознакомился в Вильно с несколькими учёными и литераторами, такими, какА. Бондзкевич, А.Г. Киркор, В. Коротыньский, М. Крупович, Е. Тышкевич. Сдостопримечательностями Пинска его знакомил А. Мошиньский, автор очерковпо истории ордена пиаров, статей в журналах Крашевского, сочинений для детей.От Пинска до Львова Лескова сопровождает Коротыньский. Из Львова вобществе Б.
Залеского Лесков едет в Краков, а оттуда – в Прагу, где Залескийвводит его в круги активных участников чешско-польских литературных иполитических контактов <…>»860. Настроения, охватившие русское обществопосле польского восстания 1863-го года, Лесков отразит в очерках «Русскоеобщество в Париже».Местности,покоторымпроходилмаршрутЛескова,отличалисьмногонациональным населением. В Северо-Западном крае Российской империи –в городах Вильно, Гродно, Антополь, Пинск проживали евреи, литвины,белорусы861, поляки, русские. Во Львове население составляли поляки, евреи,немцы, венгры, и так как эта территория принадлежала и Восточной Галиции, торусины; в Кракове – поляки, немцы и евреи. Наряду с многообразиемнародностей – разнообразные религиозные верования: православие, католичество,иудаизм, сектантские учения.Поэтому в очерках Лесков особое внимание уделяет взаимоотношениямнародностей между собой, рисуя образы их представителей и утверждая мысль о858Лесков А.Н.
Жизнь Николая Лескова по его личным, семейным и несемейным записям и памятям: В 2 т. Т. 1.С. 218859Горелов А.А. Н.С. Лесков и народная культура. С. 33.860Лавринец П.М. Н.С. Лесков и польская литература: автореф. дис…. канд. филолог. наук. М., 1992. С. 6.861В тексте очерков «литвины» – и этнические литовцы, и белорусы.266том, что необходимо всегда видеть перед собой прежде всего человека, а не егонациональность или социальный статус. Поэтому глубоко символичнымиявляютсямаленькиезарисовки,встречающиесянапротяжениивсегоповествования, в которых автор показывает, что его очень часто принимают зачеловека или другой национальности862, или другого сословия. Сперва генерал вДинабурге принимает автора за француза: «“А ваше превосходительство, отчегодумали, что я француз? – решил я побеспокоить генерала.
“Как-с?” – спросил онменя, обратясь как бы с испугом. Я повторил вопрос. Генерал потянул верхнеюгубою, обтёр ус и сказал: “Так, право, и сам не знаю, показалось что-то”»863.Лескову также вспоминается, что не так давно в Петербурге один дворник долгоевремя считал его французом, несколько лет назад бабы в Орловской губернииприняли его за «жида», «што пьявок покупает»864. Из повествования читательвидит, что солдат в поезде назвал автора купцом, русинские крестьянки воЛьвове, услышав украинскую речь (Лесков пишет, что он читал стихи Шевченко),приняли его за русина.
Во Львове Лесков сменил петербургскую шляпу на«гарибальдийскую» и «пошёл за итальянца»865, новые краковские знакомыеувидели в авторе «поляка с Волыни»866.Как и любой путешественник за границей, Лесков вспоминает о родине,подчёркивает себя русским, вспоминая ту или иную местность России, еёжителей, упоминает о том, что в разговоре с краковскими поляками, принявшимиего за волынского поляка, «сам не хотел скрывать»867 свою национальность.В результате четырёх разделов Польши под властью Российской империиоказалась и большая еврейская община. Местности, по которым проходилмаршрут путешествия Лескова, уже с начала XIX века являлись чертой осёдлостиевреев, и автор в своём повествовании затрагивает проблемы взаимоотношенийевреев как с друг другом, так и с другими национальностями, проблему862См.