Автореферат (1173341), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Кузанского и Дж. Бруно о совпадении противоположностей[Современная западная философия, 1998] до понимания того, что законединства и борьбы противоположностей представляет собой движущую силуразвития мира [Гегель, 2005] и познавательный процесс, ведущий креволюционному преобразованию действительности [Литова, 2013].Втовремякакфилософиярассматриваеттождествопротивоположностей, их единство и борьбу, переход друг в друга,объектом внимания логики становятся законы противоречия, двойногоотрицания и исключенного третьего. В диалектике, так же как и вформальной логике, противоположности соотносятся друг с другом.Невозможно постичь их смысл, не указав на способ взаимодействияпротивоположных понятий и суждений – контрадикторный или контрарный.Мы разделяем позицию Г.Д. Левина, рассматривающего понятияпротивоположности и противоречия как взаимно обусловленные [Левин, 2007,с.
31–48]. Кроме того, мы полагаем, что противоречие усиливается по меренарастания борьбы между противоположностями и разрешается в этой борьбе.Устранение противоречия, его разрешение подтверждает возможностьнейтрализации противоположностей.Рассмотрение понятий противоположности и противоречия неисчерпывается их философской и логической интерпретацией. Они не менеезначимы для эстетики и этики. Проблема сути и соотношения прекрасного ибезобразного оставалась одной из основных проблем философскоэстетической мысли Античности, Средневековья и в значительной мереНового времени [Литова, Электронный ресурс]. Безобразное как понятиеиспользовалось для обозначения явлений, табуированных культурой, егоправо быть отраженным в искусстве ставилось под сомнение вплоть до эпохиРомантизма.
Со второй половины XIX в. соотношение прекрасного ибезобразного в искусстве склоняется в пользу безобразного, переходит вновое эстетическое качество. Причины этого немецкий философ и социологТ. Адорно видит в бездумном развитии техники, основанном на насилии надприродой и человеком [Приводится по: Бычков, 2019, с. 102].Нам близко понимание эстетически противоположных явлений каквзаимодействующих: их противодействие приводит в результате ксогласованностииравновесию,гармонииединстваэстетическипротивоположных начал.Полярные этические дихотомии добро – зло, справедливость –12несправедливость регулируют моральное сознание человека, его внутренниймир.В учениях Платона и христианских мыслителей добро понималось какосновополагающая сила мироздания. В гедонистической и эвдемонистическойтеориях понятие добро выводится из понятия счастье: добро доставляетудовольствие или ведет к нему [Приводится по: Вавилова, 2008, с.
53].Зло определяется как категория этики, противоположная добру посодержанию, и как понятие морального сознания, служащее наиболееобобщенным выражением представлений о безнравственном, противоречащемтребованиям морали, заслуживающем осуждения [Кон, 1983, с. 95].Большинство философских учений признает необходимость зла как активногоначала, в некоторых случаях рассматривая его в качестве основной движущейсилы мироздания и общества.Таким образом, можно утверждать, что добро и зло как два началавзаимно обусловлены, способны перерастать друг в друга, обладаюттождественным статусом, выражающимся в противоречивых оценках, изначимостью для развития социума.Другое значимое дихотомическое противопоставление справедливости –несправедливости выявляется при помощи морально-оценочных критериев,причем на каждом этапе цивилизационного развития справедливостьприобретала собственные отличительные черты [Денисов, 2011, с.
40].Справедливо то, что укладывается в рамки признанных, узаконенных нормконкретного человеческого объединения; несправедливо то, что выходит зарамки. Вероятно, следовало бы уточнить, что оценочные нормы реализуютсяне механически и не с абсолютной точностью в каждом индивидуальномслучае, поэтому отклонение от норм неизбежно.Донастоящегомоментамырассматривалипонятия«противоположность» и «противоречие», смежные с понятием «оппозиция».Последнее входит в терминологический аппарат лингвистики и обозначаетпротивопоставление объектов и явлений, обеспечивающееся их полярнымикачествами или способами существования.
Во втором параграфе «Параметры итипологические свойства оппозитивности», включающем семь подпунктов, мырассматриваем условия и средства актуализации языковых и речевыхоппозиций.Представление о языковых противопоставлениях сформулировано визвестном тезисе Ф. де Соссюра о языке как системе, в основании которойлежит противопоставление включенных в нее конкретных единиц [Соссюр,1999, с. 120]. Согласно The Concise Oxford Dictionary of Linguistics, оппозициейсчитается любое парадигматическое отношение между языковыми единицами,обладающими дифференциальными признаками в данном языке [The ConciseOxford Dictionary of Linguistics, 1997, с.
258].На фонологическом уровне фонема рассматривается как совокупностьсмыслоразличительных признаков, реализующихся в системе оппозиций.Фонологические оппозиции классифицируются по трем аспектам: отношению13оппозиции к системе оппозиций в целом (одномерные и многомерныеоппозиции; пропорциональные и изолированные оппозиции); отношениюмежду членами оппозиции (привативные, градуальные и эквиполентныеоппозиции); степени действенности в различных позициях (постоянные инейтрализуемые оппозиции). Понятие нейтрализации вводится для обозначенияпроцесса утраты членами оппозиции специфических черт в определенныхпозициях при сохранении общих черт (основания для сравнения).В отличие от одноплановых фонологических оппозиций грамматическиеоппозиции, обладающие планом выражения и планом содержания,характеризуются более сложной структурой.
На основании отношений,связывающих противочлены, выделяются эквиполентные оппозиции двух иболее граммем; привативные оппозиции, в которых одна граммема –маркированный член и имеет вполне определённое значение, а другаяграммема – немаркированный член, так как она не всегда противопоставлена позначению сильной граммеме и в некоторых контекстах имеет то же значение;градуальные оппозиции, образованные по принципу градуального нарастания /убывания признака.
В определенных позициях грамматические оппозициимогут подвергаться нейтрализации и транспозиции. В случае нейтрализацииодин из членов грамматической оппозиции утрачивает свои функции ипринимает на себя функции своего противочлена. В случае транспозиции одиниз членов оппозиции принимает на себя функцию противочлена, сохраняя своифункции в качестве фоновых.В семантике, как и в фонологии и морфологии, оппозиции составляютминимальные пары, обладающие общим основанием для сравнения иотличающиеся одним или более признаками. Для этого языкового уровня также представляется возможным выделить привативные, градуальные иэквиполентныеоппозициив зависимости от отношений междупротивочленами. В работах ряда ученых [Никитин, 2007; Новиков, 1973; Cruse,2011; Lyons, 1995] проводится разделение лексико-семантических оппозицийна антонимы, комплементативы, конверсивы, прагматические иликонтекстуальные противопоставления.
На наш взгляд, термин «оппозитивы» внаиболее общей форме выражает отношения противоположности междуединицами лексико-семантического уровня и может быть применен ко всемперечисленнымтипамлексико-семантическихоппозиций.Лексикосемантическая оппозиция нейтрализуется, когда маркированный членоппозиции утрачивает дистинктивные семантические признаки и замещаетсянемаркированным членом оппозиции.При формировании типологии лексических оппозиций учитываются нетолько семантические, но и структурные особенности. Традиционновыделяются однокоренные и разнокоренные лексические оппозитивы: в первомслучае противопоставление передается при помощи аффиксальной морфемы всоставе одного из членов оппозиции, во втором случае противопоставлениезаключается в корневых морфемах.Отметим, что способность к противопоставлению входит в значение14лексической единицы вместе с его предметно-логическими семами ивоспроизводится при ее употреблении в определенном окружении(антонимическомконтексте).Подантонимическимконтекстомподразумевается любой вид контекста с противопоставленными языковымиединицами, при этом контактное парное использование таких единицнеобязательно.
В нашем исследовании рассматриваются контактные идистантные оппозиции языковых единиц в рамках антонимических контекстов.Синтаксические оппозиции реализуют бинарное противопоставлениесинтаксических единиц – предложений, входящих в один парадигматическийкласс. Синтаксические противопоставления обусловлены: наличием в одной изконструкций отрицательной частицы или отрицательного наречия;присутствием в конструкциях сем гипотетичности и реальности действия;смысловым противопоставлением формы повелительного наклонения и формысослагательного наклонения; характеристикой действия с позиции субъекта иобъекта; наличием указания на этапы действия (фазисностью действия);использованием антонимичных служебных слов; использованием глаголов сотрицательной семантикой в одной из противопоставленных синтаксическихконструкций. В позициях нейтрализации синтаксические оппозитивы заменяютдруг друга, смысл высказывания и грамматическая корректность в этом случаене нарушаются.В настоящем исследовании анализируется корпус оппозиций,представленных в текстах русских и британских народных сказок.
Во второйглаве «Оппозиции в структуре художественной и фольклорной картин мира»,включающейсемьпараграфов,выявляютсяисистематизируютсяконститутивные признаки сказочного дискурса, определяется cтруктура исущностные параметры сказочноготекста, анализируютсяоппозиции,формирующие сказочную картину мира.В первом параграфе «Картина мира как междисциплинарное понятие»рассматривается история появления и особенности функционирования термина«картина мира» и его синонимов в разных науках.
Впервые появившись вфизике, термин и его синонимы получили распространение в философии илогике, культурологии, психологии, филологии. Позже развивается понятиеязыковой картины мира, индивидуальной и коллективной картин мира,научной и наивной картин мира, концептуальной картины мира,художественной и фольклорной картин мира.Во втором параграфе «Основные характеристики художественнойкартины мира» в качестве параметров художественной картины мира мывыделяем: определенные формы организации пространства и времени(закрытое пространство (локус) и открытое пространство (топос) какфункциональные поля, очутившись в которых персонаж включаетсявконфликтную ситуацию, и хронотоп как условное, не тождественноереальномуотражениепространственно-временнойкартинымира,организующеекомпозициюпроизведения); предметный мир; системуперсонажей, осуществляющих художественный замысел и составляющих15ценностное ядро мира; систему инвариантных мотивов; концепцию бытияавтора.
К художественной картине мира можно отнести и фольклорнуюкартину мира, в которой мифологический материал переводится на языкпоэтической символики.В третьем параграфе «Универсальные и этноспецифические концептыфольклорной картины мира» отмечается, что фольклорная картина мира,складывавшаяся в народном сознании на протяжении тысячелетий и неутратившая актуальности в наши дни, представляет собой многокомпонентноеобразование, отражающее национальный менталитет и своеобразиенациональной культуры, и составляющее ядро современной картины миранарода. Неудивительно поэтому, что особенный интерес для исследователяпредставляют этноспецифические фольклорные концепты, позволяющиепонять условия жизни, стереотипы поведения и ценностные установкиэтнической общности.