Диссертация (1173227), страница 6
Текст из файла (страница 6)
по А.Ю. Егорову, 2007).В отечественной и зарубежной наркологии существуют зачастую полярныемнения в отношении психопатологических и патопсихологических проявленийфеномена аддиктивного влечения. В современной отечественной наркологиифеномен «патологического влечения к ПАВ», однозначно причисляется кпсихопатологическому регистру и диктует необходимость применения арсеналапсихофармакологии, взгляды ученых разнятся лишь в отношении клиническойквалификации влечения [107].
В вопросе о психопатологической природе влеченияк ПАВ и других аддиктивных мотиваций преобладают две точки зрения (цит. поСиволап Ю.П., 2007): первая концепция патологического влечения каксверхценного расстройства предложена В.Б. Альтшуллером (1994) и получиладальнейшую разработку в исследованиях В.В. Чирко и М.В. Деминой (2002, 2006).По Л.Н. Благову (2008) процессуальный характер аддиктивных расстройствотражается в их дебюте, внутренней логике развития и финале с выходом в«регресс» или «дефект».В соответствии со второй точкой зрения, распространенной в США и другихзападных странах (цит.
по Сиволап Ю.П., 2007), болезненные влечения28представляют собой обсессивно-компульсивный феномен, и сущность аддикциизаключается в компульсивном поиске и приеме вещества [181; 205; 227]. Изотечественных авторов такая точка зрения на аддикцию как на обсессивнокомпульсивный феномен разделяется А.А. Портновым (2004) и И.Н. Пятницкой(2002, 2008).Ряд отечественных ученых феномены «патологического» влечения к ПАВрассматривают как особую разновидность психопатологии, составляющуюотдельный – аддиктивный – психопатологический регистр и принадлежащую ксфере мотивационных расстройств особой нозологической группы, включающейзависимость от различных ПАВ и нехимические виды зависимостей [107; 131; 132].Нейрохимические основы данного феномена приводит А.Ю.
Егоров (2006),анализируя данные Х. Милкман и С. Сандервирт (Milkman, Sunderwirth, 1987),предложивших теоретическую модель для понимания того, как ПАВ и разные видыповеденческой активности могут вызывать сходный аддиктивный эффект. По ихмнению, люди, пытающиеся найти удовлетворение какого-либо своего желания,могут давать три основных типа реакции: возбуждение, пресыщение либо усилениепристрастияилипоглощенностиобъектом.Возбуждениесопровождаетсяувеличением выброса в медиаторах допамина и норадреналина, пресыщение —гаммааминомасляной кислоты (ГАМК), а усиление пристрастия — серотонина.Типы поведения, связанные с частой сменой настроения, могут вызыватьподобные реакции ЦНС, как и ПАВ, вызывающие изменение настроения, при этомзачастую типы поведения и ПАВ находятся во взаимодействии.
Например,возбуждения можно достигнуть при помощи стимуляторов (таких как кокаин,амфетамин), гемблинга или рискованного поведения. Все это приводит кувеличению выброса норадреналина и/или допамина в мозге. Алкоголь илибензодиазепины, чрезмерное потребление пищи или просмотр телевизионныхпередач помогает снять напряжение, успокоиться. Другими словами, если человекявляется аддиктом, то фактически аддикция представляет собой набор поступков,типов поведения, которые включают потребление химических веществ илисовершение действий, и сами поступки могут вызывать нейрохимические29изменения, подобные тем, которые возникают в результате потребленияэкзогенных веществ.В современных исследованиях предикторов зависимости и механизмов ееформированияпроверенапредрасположенностикиподтвержденаформированиюгипотезааддиктивногосенсорнойповеденияулицподросткового и юношеского возраста, выявлена предиспонирующая рольпикацизма (нарушение пищевого поведения, проявляющееся в беспорядочномупотреблении в пищу несъедобных или вредных веществ) и сенсорных нарушенийв формировании первичного патологического влечения к ПАВ [8].Психическую зависимость А.Ю.
Егоров (2002) рассматривает как наиболеесложный для лечения и являющийся причиной рецидивов компонент аддиктивныхзаболеваний, состоящий, по мнению ряда зарубежных авторов, из такихкогнитивно-поведенческих факторов как неспособность переключать внимание отраздражителей, ассоциирующихся с аддиктивным агентом [184; 226], нарушениеспособностирегулироватьнегативныеэмоциональныесостояния[232],неспособность сознательно подавлять доминирующие реакции на провоцирующиестимулы [188] и сниженный уровень способности к произвольной регуляцииповеденческих реакций [196].Физиолог Э. Джеллинек (Jellinek E., 1942) развивал идею о том, чтопатологическое влечение имеет 2 основные разновидности: если влечение как«аппетит» существует на фоне соматопсихического благополучия и не создаеттрудностей в терапии средствами детоксикации, то «первичное влечение»относится к «проклятым» (цит.
по Альтшуллер В.Б., 2010) вопросам наркологии иявляется предметом все новых лечебных поисков.Б.Д. Карвасарский (2010) описал психический и физический типызависимости от ПАВ следующим образом. Психической зависимостью авторназывает состояние, при котором вещество вызывает чувство удовлетворения ипсихического подъема, патологическая потребность в приеме вещества для того,чтобы избежать нарушений психики или дискомфорта, возникающих припрекращении его приема, но без явлений абстиненции.
При физической30зависимости появляются интенсивные физические расстройства, синдромабстиненции (F1x.3), представляющие собой комплекс специфических симптомови признаков психического и физического свойства, которые характерны длядействия каждого вида ПАВ.Переходя к описанию патопсихологических предпосылок аддиктивноговлечения, следует отметить, что на роль личностных предикторов формированиязависимости исследователи указывали еще десятилетиями ранее (Крафт-Эбинг Р.,1897; Корсаков С.С., 1901; цит.
по Шайдуковой Л.К., 2009; Sinunel, 1927), но и всовременнойнаркологииэтотвопросостаетсяврядудискуссионных.Ц.П. Короленко и Т.А. Шпикс (2005) описывают черты аддиктивной личности,входящей в определение «пограничной» личности с присущей ей диффузнойидентичностью, неустойчивой оценкой окружающего, частыми изменениямиэмоционального состояния, тенденцией к максималистским противоречивымсуждениям, импульсивностью, хроническим чувством внутреннего хаоса, пустоты.Более поздние публикации этих авторов [77] раскрывают психопатологическиехарактеристики аддиктивного поведения: его развитие начинается с «аттачмента»(эмоциональной фиксации), возникающего при встрече с аддиктивным агентам ввиде вещества, активности или ситуации и сопровождаются эйфорией,релаксацией, чувством беззаботности).Индивидуально-психологическимфактором,предрасполагающимкзлоупотреблению ПАВ, Кэннот и Дж.
Шер (Kannot & J. Sher) считаютимпульсивность, способствующую потере контроля над поведением (цит. по КурекН.С., 2000). С.А. Ross (2007) отмечает, что тенденция к употреблению наркотиковнаблюдается преимущественно в периодах импульсивности, отрицательныхколебаний настроения и в ситуациях разрыва интимных отношени. А.Ш. Тхостови К.Г. Сурнов (2005) представляют зависимость как побочный эффектсоциализации,чтоособенноактуальноприрассмотренииаддикцийвподростковом возрасте, ведь усвоение социальных и культурных нормпринципиально мало чем отличается от усвоения через практику падений законавсемирного тяготения, а через болезненный ожог – умения правильно обращаться31со спичками.М.Л.
Рохлина и А.А. Козлов (2000) исследовали общие для страдающихболезнями зависимости психопатологические черты в виде аструктурности,импульсивности, потворства своим желаниям, снижения контроля своих действий,а ряд авторов считает выявленным феномен «психологической готовности» каддиктивномуповедению.Кхарактеристикамзависимойличностивнеличностного расстройства В.Д. Менделевич и О.П. Макушина (2003) относят такиеиндивидуально-психологические параметры как инфантильность, внушаемость иподражательность, прогностическая некомпетентность, ригидность и упрямство,наивность, простодушие и чувственная непосредственность, любопытство ивысокая поисковая активность, максимализм, эгоцентризм, яркость воображения,впечатлений и фантазий, нетерпеливость, склонность к риску и «вкус опасности»,страх быть покинутым.С.Н.Зайцев(2004)указывает,что«наркогеннаяготовность»-психологическая готовность к приему алкоголя и наркотиков, формируется впроцессе воспитания в семье, и если у человека нет «наркогенной готовности», тодаже при самой отягощенной наследственности он не станет зависимым от ПАВ.Л.М.
Зорина (2008) также описывает использование потенциальными аддиктамимоделей поведения, почерпнутых в неблагополучной (дисфункциональной,созависимой) семье. А.Ю. Егоров (2002) указывает на то, что у потенциальногоаддикта существует предрасположенность к аддиктивному поведению – этоличностное образование, детерминирующее готовность к употреблению ПАВ.Личностные предпосылки к злоупотреблению выделены Э.Е. Бехтелем(1986) среди больных алкоголизмом:1)аструктурная личность – лица без определенных жизненных интересови ценностных ориентаций, без увлечений, не проявляющие интереса к учебе иработе, подчиняемые, не имеющие своего мнения;2) экстернализованная личность – лица, поведение которых строится толькона учете возможных общественных санкций, с ослабленными внутреннимимеханизмами сдерживания и контроля; склонностью реализовывать любые свои32желания, если это позволяет ситуация (характеризующуюся неспособностьюпрогнозировать результаты собственных действий, и считающую, что всепроисходящее с ней от нее не зависит и является следствием внешних событий;3) социально негативно ориентированная личность – лица, имеющиеустановки и ценностные ориентации, отвергаемые и осуждаемые обществом; этолица с нарушенным процессом социализации в результате неправильноговоспитания или усвоения негативных групповых норм поведения.Ориентированность личности на злоупотребление ПАВ, связанная сактивностью эмоциогенной системы мозга, доказана и в более позднихэкспериментальных исследованиях.
Н.А. Бородина (2006) указывает на то, чтопространственно-временная организация психической деятельности аддиктасоответствует правополушарному типу, при заивисимости регистрируютсянарушения межполушарного переноса эмоциогенной информации (то естьвызывающей физиологические изменения, соответствующие эмоциональномупереживанию).Нейропсихологическиенейровизуализациипоказалиисследованиявовлеченностьвсмеханизмыиспользованиемвозникновениякрэйвинга хвостатого ядра, таламуса, амигдалы, передней поясной извилины,орбитального и дорсолатерального фронтального кортекса (Hommer, 1999),каудальное ядро, таламус и фронтоорбитальный кортекс были в свое времявыдвинуты (Modell et al., 1990) в качестве анатомической основы аддиктивноговлечения (цит. по Зобину М.Л., 2011). Среди психологических факторовотклоняющегося поведения, к которому, как уже указывалось, относят иаддиктивное поведение, важную роль играет мотивация, выполняющая четыреосновные функции: отражательную (системы побуждений личности и ихактуализация в корректной жизненной ситуации), побудительную (возникновениемотива и формирование цели поведения), регулятивную (выбор путей достиженияцели, прогноз возможных последствий и принятие решения), контролирующую(контроль и коррекция действий, анализ наступивших последствий, раскаяние иливыработка защитного мотива) [82].Е.П.
Ильин (2000), определяя девиантные формы поведения у подростков,33относит к отклоняющемуся поведению агрессивные действия по отношению кдругим,преступность,употреблениеалкоголя,наркотиков,курение,бродяжничество и самоубийство. П.Б. Ганнушкин (1964), Пивоварова Л.Ф. (1996),Ф.