Диссертация (1173227), страница 5
Текст из файла (страница 5)
В психопатологии аддикций можно выделить пятьнарастающих по глубине (от функциональных к грубо органическим) основныхтипов аффективного реагирования: кататимный, голотимный, паратимный,эксплозивный и дементный.Кататимный тип аффективного реагирования и поведения можетобнаруживаться в некоторых ситуациях и у здоровых людей из-за алкогольногоили иного одурманивания человек может говорить и делать то, что не позволил бысебе, будучи трезвым и спокойным. Кататимные реакции непродолжительны илабильны.Голотимный тип аффективного реагирования определяют уже более стойкиеи продолжительные, полярные по направленности, эмоциональные состояния –чаще депрессивные, а реже маниакальные или смешанные.
Здесь уже преобладаетподкорковая, протопатическая активность и можно говорить о бредоподобныхфантазиях с отсутствием убежденности. Галлюцинаторно-бредовая продукция22становитсясовершеннонеадекватнойдоминирующемунастроениюприпаратимном типе аффективного реагирования.Эксплозивныйтипхарактеризуетсясочетаниеминертностиитугоподвижности аффекта со взрывчатостью и импульсивностью, содержаниеаффективной сферы: мрачная тоскливость, злобный страх, взрывы агрессии,состояние экстаза.
Дементный тип характеризуется еще более глубокимоскудением и неизбежным распадом психической организации. Возникновениебредовых состояний при аддикциях происходит на фоне астении, заметнойистощаемости, тревоги и депрессии. У больных возникают идеи отношения,осуждения, материального ущерба, порчи, отравления.Сторонником подхода В.В. Чирко и М.В.
Деминой являются М.А. Михайлов(2010) и Е.А. Брюн (2011), указывающие на то, что аддиктивное влечениевписывается в общий стереотип развития психопатологической симптоматикиаффективно-бредовых психозов и по мере нарастания симптоматики происходитотчетливоеизменениеинформационногофункциисмысласознания,восприятия,чточтосвязаноаналогичносизменениемнарушениямприэндогенных психозах.
В.Д. Менделевич (2010, 2012) и М.Л. Зобин (2012)указывают на умозрительность такого подхода, отрицая не только бредовыйкомпонент аддиктивного влечения, но и ставят под сомнение вообще отношениеданного клинического феномена к психопатологическим симптомам/синдромам.Л.Н. Благов (2008) и И.Д. Даренский (2005) рассматривают аддиктивное влечениеи другие наркологические феномены с позиций процессуального характерапсихического расстройства, присутствующего в категории заболевания, тем самымпризнавая «бредовый» (со всеми присущими ему характеристиками расстройствсознания и мышления) характер патологического влечения к интоксикациям иактивностям.А.Г. Гофман (2011) указывает на неправомочность употребления термина«бред» в характеристиках психопатологических феноменов аддикций, однакоотмечает сходство экзогенно вызванных психических нарушений с эндогеннойпсихопродукцией.Н.Н.Иванец(2001)настаиваетнарассмотрении23патологическоговлечениякаксамостоятельногопсихопатологическогообразования, которое может проявляться различными нарушениями: идеаторными,аффективными, вегетативными, поведенческими и сенсорными.Следующимпозитивнымпсихопатологическимсиндромомприаддиктивных заболеваниях, по В.В.
Чирко и М.В. Деминой (2009), являетсяэнцефалопатия, или психоорганический синдром, развивающийся при алкогольнойили наркотической интоксикации и включающий в себя три основные компонента:недержание эмоций (от слабодушия, слезливости до угрюмости и дисфории);расстройства понимания (когнитивные расстройства) от легких до абсолютнойбестолковости; снижение запоминания и памяти до полной фиксационной амнезии.Синдромы помрачения сознания также характерны для интоксикацийразного вида и протекают с транзиторными помрачениями сознания различнойпродолжительности,психопатологическиеглубиныиструктуры.синдромывключаютНегативныевсебя(дефицитарные)психопатические(психопатоподобные) расстройства, выражающиеся в нарастании эгоизма,эгоцентризма, подозрительности, неприязненном, настороженном, а иногда ивраждебном отношении к окружающим, истероформных реакциях.
Сюда же можноотнести явления «стигматизации» и «самостигматизации».Неотъемлемым результатом токсического поражения ЦНС при алкогольныхи наркотических аддикциях является снижение уровня и регресс личности, а приглубоких негативных расстройствах – деменция [160, 161]. Отдельное место всемиотике нарушений сознания авторы отводят нарушениям нозогнозии(«отчуждения» болезни) у зависимых больных, выражающимся в отсутствиипонимания больным самого факта его болезни, трансформированным содержаниемболезненного процесса, а также вреда, который несет для больного его болезнь, и«оппозиционностью» в отношении лечения [38]. В литературе также указываетсяна существование феномена алекситимии, который рассматривается как факторформирования и поддержания аддикций в структуре синдромальной палитрыболезней зависимости [14; 182; 223].Э.
А. Бабаян и М. Х. Гонопольский (1981) указывают на существование24зависимости врожденной и зависимости приобретенной. Картина синдромаврожденной зависимости включает в себя как физическую, так и психическуюзависимость, где человек со дня рождения зависит от воздуха, воды, от молокаматери и т. п. Например, при лишении воды возникают симптомы психическоговозбуждения и галлюцинации (например, начинают видеться водные источники,родники, слышаться шум воды) и, наконец, может наступить смерть.Проведя клинико-социальный анализ формирования и профилактикизависимостей, А.В. Худяков (2003) сформировал 4 критерия аддиктивногоповедения: 1) социальный (групповое употребление ПАВ становится ведущимспособомрешенияпроблем);2)психологический(ослаблениемотивов,препятствующих приему ПАВ с формированием группового потребления изакрепление вариантов психологической защиты в виде отрицания, проекции,генерализации и рационализации); 3) физиологический (рост толерантности неменее чем в 2-3 раза и закрепление группового способа потребления); 4)клинический (амнестические расстройства при употреблении ПАВ, усилениеакцентуации характера с возникновением патохарактерологических реакций,эмоционально-поведенческие и аффективные расстройства).П.И.
Сидоров (2006) описывает аддиктивное поведение как отличающеесяполиэтиологичностьюимеждисциплинарностью,динамичностьюиизменчивостью, неустойчивостью и обратимостью. Механизмы формированияаддиктивного образа жизни выявлены автором на модели ранней алкоголизации инаркотизации подростков и молодежи, но в равной мере применимы к любымформам аддиктивного поведения и к любой половозрелой категории населения.Как отмечает ряд авторов [88; 113], этот механизм реализуется за счет известныхподростковых реакций группирования и имитации.Э.Е. Бехтель (1986) указывает на формирование изначально аструктурнойличности, имеющей равно высокий риск самореализации в любой формеаддиктивного поведения.
Расстройства личности в подростковом возрасте А.Е.ЛичкоиЮ.В.Попов(1991)считаютведущимусловиемразвитиясаморазрушающих (как в биологическом, так и в психологическом отношении)25типов поведения (делинквентность, от лат. delinquens, – противоправные иаутоагрессвныепоступки,ранняяалкоголизация,токсикоманическоеисуицидальное поведение), а за основу саморазрушающего поведения эти авторыберут стремление к уходу от жизненных проблем (цит. по Макшанцевой Н.В.,1991).Этиологическимфакторомпредрасположенностикаддиктивномуповедению служит также семейный фактор, еще М.Я.
Серейским (1925) былоустановлено, что в семьях больных наркоманиями часто встречаются лица,страдающие хроническим алкоголизмом (цит. по Клименко Т.Б., 1999). Он писал,что наследственность больных наркоманией «до такой степени пропитанаалкоголем», что можно говорить: «без алкоголизма в наследственности нетгенуинной наркомании, как без сифилиса нет прогрессивного паралича».
Этотпостулат находит широкое отражение в зарубежной литературе: B. Gorney (1989),B. Miller (1990), J. Kennedy (2002) отмечают, что риск развития привыкания к ПАВвыше среди тех детей, родители которых злоупотребляют ПАВ, по сравнению сдетьми родителей, не злоупотребляющих таковыми. Причины этого могутвключать генетические факторы, влияния окружающей среды или их комбинацию.Среди приемных близнецов от злоупотреблявших родителей, выросших раздельноотмечалась сходная высокая распространенность алкоголизма, вне зависимости оттого, воспитывались ли они в пьющих или непьющих семьях.
Однако, Клонингер(Cloninger C. et al., 1981) отмечал, что вследствие того, что конкордантность средиблизнецов не составляет 100%, факторы окружающей среды могут играть важнуюрольвразвитиизависимости,являющейсяпоследствиемдействиякакнаследственного, так и средового факторов, т.е. их совместного влияния.Современные исследования подтверждают значимость средовых влияний,например, С. Томас (Thomas et al., 2011) описывает триггерное влияние ипотенцирующий эффект психосоциального стресса на употребление приалкогольной аддикции. Сазерленд высказал предположение, что нарушения вповедении и последующее формирование зависимости возможно под влияниемдругих людей, и зависит от частоты контактов с ними (цит.
по Клейберг Ю.А.,262001). Однако в некоторых исследованиях данные результаты не подтвердились:существуют подростки, которые живут в неблагоприятных материальных,семейных условиях, у них есть постоянный контакт с наркоманами, а они, тем неменее, остаются стойкими к наркотической контаминации и не становятсянаркозависимыми [15; 172].
По степени выраженности болезненных признаков,находящихотражениевпсихопатологическихпроявленияхаддиктивныхзаболеваний, Л.Н. Благов (2008) выделяет клинические формы с высокой,умереннойималойпрогредиентностью,отмечая,чтоактивность(прогредиентность) психопатологического процесса тем ниже, чем меньшекомплексное влияние средового фактора на этот процесс.R. Brown (1993), M. Griffiths (1996) сформулировали шесть компонентов,универсальныхдлявсехвариантоваддикции:salience(особенность,«сверхценность»), модификация настроения (mood changes), tolerance (росттолерантности), withdrawal symptoms (симптомы отмены), conflict (конфликт сокружающими и самим собой), relapse (рецидив) (цит.
по Егорову А.Ю. narcom.ru;Малыгину В.Л., 2011).Факторы риска, выделяемые в зарубежных исследованиях, способствующиевозникновению аддиктивного поведения (данные Drug Abuse Prevention At Riskgroups, 1997):1)демографическиефакторы:возраст,пол,национальность,раса,образование, занятость, доход семьи;2) психосоциальные факторы: семейные нарушения и дисфункции; семейноезлоупотребление психоактивными веществами и нарушения эмоциональныхвзаимоотношений родителей; уровень поддержки положительных школьныхустановок; дисфункции школьной среды; низкая мораль и нравственностьучителей;3) макросоциальные факторы: терпимость общества к психоактивнымвеществам; общественные дисфункции (например, преступность, связанная снаркотиками, высокийуровень их потребления);уровень общественнойподдержки борьбы со злоупотреблением психоактивными веществами;274) биологические и генетические факторы: соматические заболевания,задержка психического развития, гиперактивность и дефицит внимания, поискновых ощущений, чувствительность к боли, алкоголизм у родителей иродственников [DAPAR, 1997].Отечественными исследователями (Пелипас и соавт., 1999; Пятницкая, 1999;Скворцова и соавт., 2000) принято выделять пять наиболее значимых вариантовпервичных мотивов обращения к ПАВ:1) гедонистический (включающий в себя любопытство);2)субмиссивный(заключающийсявконформномследованиимикросоциальному окружению);3) коммуникативный (для облегчения общения);4) детензивный (устранений неприятных эмоций);5) протестно-демонстративный (сопротивление требованиям окружающих,например, назло родителям) (цит.