Диссертация (1171223), страница 13
Текст из файла (страница 13)
XIX –нач. XX веков). – М.: Академия МВДРоссии, 1995. С.4-30.- 53 -Несомненно было бы уместным отметить и тот факт в законотворческой деятельности Екатерины Великой, что Указ, принятый в 1742 году, впервые в законодательной системе Императорской России определял возраст малолетства до достижения семнадцати лет. Лица, не достигшие этого возраста, не могли быть подвергнуты ни пыткам, ни сечению кнутом, ни тем более смертной казни. 26 июля1765 года был принят Указ Правительствующего Сената по докладу, утв. Императрицей, «О производстве дел уголовных, учинённых несовершеннолетними, и о различии наказания по степени возраста правонарушителей», устанавливающий 17-тилетний возраст, не достижение которого смягчает или устраняет уголовное наказание в отношение его.Анализируя Императивную базу, принятую Екатериной II либо при её участии,мы приходим к выводу, что появилось понятие совокупности преступлений, прикоторых наказание устанавливалось не за каждое из совершённых действий, а за всёвместе.
Т.о., законодательство второй половины XVIII века содержит довольномного постановлений, направленных против распространения «прилипчивых и повальных болезней»68.***При Павле I (1796–1800) вся сложная судебная система была несколько упрощена путём упразднения Дворянского верховного земского суда, купеческого, губернаторского магистрата и крестьянской верховной расправы. Т.о., губернские палаты уголовного и гражданского суда сделались судом второй инстанции для оставшихся сословных судов69.Весь отечественный опыт формирования УИС как института исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних преступников, отбывающих наказаниях взакрытых учреждениях дореволюционной России в середине XIX века, определилзарубежный опыт формирования исправительных учреждений для малолетних правонарушителей.Становление воспитательной работы с несовершеннолетними правонарушителями в середине XIXначале XX веков начинает закладывать прогрессивные тенденции развития системы уголовного наказания.
Впервые предпринимаются по68См.: Васильев, А.В. Законодательство и правовая система дореволюционной России : учебное пособие для вузов/ под ред. – С. А. Комарова. – Спб. : Питер, 2004. С.119–123.- 54 -пытки классифицировать малолетних преступников, дифференцировать и индивидуализировать исполнение уголовного наказания в отношении несовершеннолетнихосуждённых. В ряде научно-исследовательских работ обосновывается целесообразность в качестве средств исправительного воздействия на «арестантов». Впервыепредлагается использовать тюремную работу - «арестантский труд», постепенновводится «пенитенциарное образование» для несовершеннолетних, формируется«пенитенциарная дисциплина» и тюремное воспитание малолетних заключённых70.Однако практическая реализации научных разработок не нашла значимой поддержки ни на одном из уровней высших управленческих сфер; не нашла она поддержкии в низовых звеньях вновь образующей в России пенитенциарной системы71.В этой связи, профессор С.В.
Познышев, писал, –«…в России в недалёком прошлом не было спроса на пенитенциарные знания, поэтому что вся сложность, психологическая трудность в громадное социальное значение пенитенциарного вопроса не сознавалось. Лишь несколько изменяя свою наружность, отечественнатюрьма, по существу, всё время продолжала оставаться «мёртвым домом», и взначительной мере остаётся им и теперь, как это и ни было печальным фактом,но это реальная действительность. Для не сложных целей и примитивной грубости этого «мёртвого дома», особых пенитенциарных знаний не нужно. Строгий ираспорядительный начальник, крепкие замки и решётки, наружная дисциплина итотальное отсутствие побегов из учреждения – вот всё, что казалось, нужно унас для хорошей постановки пенитенциарного дела»72.До октябрьской революции 1917 года несовершеннолетние осуждённые в большинстве своём отбывали наказание в тюрьмах, «арестных домах», колониях и приютах, часто совместно с взрослыми и «закоренелыми» преступниками.Например, для «арестных домов» это было общим правилом, а в тюрьмах около43% – 45% несовершеннолетних осуждённых содержалось вместе с взрослыми преступниками.
Обучались в «арестных домах» менее 2% – 3% несовершеннолетних69См.: Там же. С.123–124.См.: Познышев, С.В. Очерки тюрьмоведения. – М., 1915. С.157–158.71См.: Детков, М.Г. Исторические аспекты исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних преступников.
/ Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношениинесовершеннолетних – М.: «Права человека», 2000. С.6–19.72См.: ЦГАОР, Ф. 122. – Оп. 1. – Ч. 1. – Делопроизводство 1. – Д. 2148. – Л.б.70- 55 -осуждённых. Одной из главных причин этого была безграмотность всего населения- и, естественно, не стоял вопрос обучения грамоте малолетних преступников73.Также рост преступности в Царской России при отсутствии единой педагогической системы воспитания и исправления несовершеннолетних преступников порождал неуверенность в целесообразности существования детских исправительныхучреждений. Есть и ещё одно мнение, что в данных учреждениях (при тотальномотсутствии единой системы воспитания несовершеннолетних правонарушителей)малолетние преступники ещё больше становились нравственно испорченными, чемдо осуждения.В России первыми воспитательно-исправительные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей возникли в начале XIX века, т.е., значительнопозже, чем в Западной и тем боле Северной Европе.
Поэтому вполне естественно(на тот период), что при их создании в основу педагогической деятельности был заложен опыт Европейских государств.Первые попытки организации воспитательных учреждений принадлежали прибалтийским губерниям, где сильнее обнаруживалось влияние Германии и Пруссии.Так в 1828 году граф Ф.Ф. Скарбек74 основал близ Варшавы приют для брошенныхродителями детей-сирот. Позднее на его основе и была основана первая исправительная колония для несовершеннолетних преступников.
В 1939 году недалеко отРиги было открыто заведение для нравственно-запущенных (испорченных) подростков и нищенствующих (занимающихся попрошайничеством) [сегодня таких детейопределяют как «беспризорников»] детей, но пока не совершивших преступлений[закладывается идея, по предупреждению малолетней преступности 1839 – 1841]. Вего устройстве принимал участие директор И.Х. Вихерн75, основатель одного из известных уже на данный момент вида исправительных учреждений для малолетних,как – «Суровый дом». По его образу и подобию было создано и Рижское исправи73См.: Познышев, С.В. Очерки тюрьмоведения.
– М., 1915. С.23–25; Познышев, С.В. Основы пенитенциарнойнауки. – М.,1924. С.30–46.74Фредерик Флориан Скарбек (1792–1866) – граф, польский писатель и общественный деятель.[Frederic FlorianScarbec (1792-1866) - hrabia, polski pisarz i postać publiczna].75Иоганн Хинрих Вихерн (нем.Johann Hinrich Wichern (21.04.1808 г. – 7.04.1881 г., Гамбург) – немецкий богослов, лютеранский пастор, общественный деятель, деятель социальной сферы, реформатор пенитенциарной(уголовно-исполнительной) системы Германии.
Также он, известен своими трудами по делам внутренней миссии(деятельности, направленной на утверждение и укрепление веры и нравственности между христианами), важнейшим выразителем и распространителем которой, соединяемой с благотворением, он был.- 56 -тельное учреждения для малолетних преступников и детей, занимающихся бродяжничеством.
Также можно отметить и то, что первыми воспитанниками и воспитатели Рижского исправительного учреждения были «выходцы» из «Сурового дома»,именно они заложили основную систему воспитательно-педагогической деятельности вновь образованного учреждения.Опираясь на зарубежный опыт социально-педагогической деятельности с малолетними правонарушителями, в России открыли два исправительных учреждения,т.к., Московский Рукавишниковский приют (дата открытия приюта 21.05.1864 г.)и Санкт-Петербургская земледельческая колония (дата открытия колонии октябрь 1871 г., и была рассчитана на 200 воспитанников), ориентированные на ресоциализацию трудных подростков.Данные исправительные учреждения были ориентированы по двум направлениям: 1) ремесленное дело (РП г. Москва), 2) Земледельческий промысел (станцияРжевка).Нередкоэтидвесистемысмешивались,образуяремесленно-земледельческие колонии или ремесленные приюты со школами садоводства, огородничества, пчеловодства.
[Напр., Петербургская земледельческая колония былаземледельческой колонией. Воспитанники колонии были разделены на семьи, каждая семья со своим воспитателем жили в отдельном отведённом жилом помещении,и занимались земледельческо-хозяйственными угодьями. Режим данного учреждения предполагал, во-первых, обучение грамоте в школе, работу в столярных, слесарной, тележной, сапожной и портняжной мастерской, во-вторых, работу в садовых угодьях колонии].
Интересным и очень уместным, на наш взгляд, был девизПетербургской колонии: «Кто открывает школу, тот закрывает тюрьму» - слова,принадлежащие известному французскому писателю и драматургу Виктору Гюго.Также ремесленными учреждениями были Руковишниковский приют, Киевская колония для подростков - правонарушителей. К земледельческим системам относились ранее упомянутая нами Санкт-Петербургская колония, Фидлеровская колония.В числе смешанных исправительных учреждений были Владимирская, Нижегородская, Роденпойская, и Черниговская колонии, а также и Саратовский приют, рассчитанный на 80 – 90 подростков76.
(В одном из материалов журнала «Нива» крат76См.: Там же. – С.2.- 57 -ко освещалась жизнь колонистов в земледельческой колонии. Утренний подъём вколонии был в 6 утра, дети, самостоятельно заправляли свои постели и шли умываться, в 6-30 подростки собирались в общем холе на утреннею молитву, после молитвы шли в столовую на завтрак. В 8 утра начинался первый урок, на которомдолжны присутствовать все колонисты - исключений не было. С 9 ½ часа до 12-тичасов дня – общие работы в мастерских. С 12 -00 до 13-00 дня обед, а после обедадва часа свободного времени.