диссертация (1169968), страница 10
Текст из файла (страница 10)
в 2006 г. стала итальянская Enel. Подписанныйпакет документов помимо разграничения управления энергетическимхолдингом охватывал также ряд других вопросов, в том числеобязательства компании достроить 3 и 4 блоки АЭС «Моховце» привозможности не платить дивиденды вплоть до 2012 г.Достройка новых ядерных мощностей на площадке АЭС«Моховце» была связана с необходимостью вывода из эксплуатациидвух блоков первой очереди АЭС «Ясловске Богунице» – одного изсамых спорных и болезненных для Словакии условий Евросоюза,навязанного в рамках подготовки вступления Словакии в ЕС.
Врезультате остановки 1 и 2 блоков АЭС «Ясловске Богунице»,признанныхЕСнебезопасными,вусловияхотсутствияиныхвнутренних источников электроэнергии Словакии перестало хвататьсобственных электромощностей, и она была вынуждена начатьимпортировать электроэнергию из западных стран.61Какпоказалодальнейшееразвитиесобытий,сучетомблагоприятного налогового режима итальянская компания вполне былаудовлетворена теми доходами, которые ей приносило Slovenskéelektrárne a.s. Однако строительство 3 и 4 блоков АЭС «Моховце» врамках взятых на себя обязательств обернулось и для нее, и длясловацкого правительства большой проблемой, так как у итальянцев неоказалосьнифинансовойзаинтересованностивпроекте(неурегулированным остался вопрос возвратности инвестиций), нидостаточногоопытадлясооружениястольсложногоинфраструктурного объекта как атомная электростанций.
В результатеэто вылилось в постоянные задержки временных сроков и бесконечноеудорожание стоимости проекта.Рассмотреть также стоит приватизацию 49% акций Transpetrol a.s.– основного оператора словацких участков нефтепроводов «Дружба» и«Адрия».Предварительныйинтереспроявилишестькрупныхмеждународных компаний, однако окончательные предложения опокупке были получены только от словацкого Slovnaft и российскогоОАО «НК «ЮКОС». Победителем была выбрана в 2002 г.
российскаякомпания, заплатившая за 49% акций 74 млн долларов США. 51%акций остался в государственной собственности на балансе Фонданациональной собственности СР, а «ЮКОС» получил контроль надоперативным управлением Transpetrol a.s.В 2003 г. Минэкономики СР подписало с «ЮКОС» договор оприоритетном праве выкупа дополнительных 2% акций предприятия, атакже обязало компанию увеличить загрузку нефтепровода «Дружба» ипровести модернизацию словацкой нефтепроводной сети.
Тогда же«ЮКОС», австрийская нефтяная компания OMV и Transpetrol a.s.заключили соглашение о строительстве нефтепроводной перемычки от62НПЗ Slovnaft в пригороде Братиславы до НПЗ OMV в г. Швехатнедалеко от Вены (протяженностью около 60 км, мощностью 3,5 млнтонн нефти в год, общей стоимостью порядка 28 млн евро).Однако в связи с началом судебного разбирательства по делуи«ЮКОСа»последующегобанкротствароссийскойнефтянойкомпании словацкое правительство вынуждено было взять курс нанационализацию Transpetrol a.s. Введение в марте 2006 г. внешнегоуправления в «ЮКОСе» сильно осложнило переговоры о дальнейшейсудьбе пакета акций сильно застопорились.
Разрешить их удалосьтолько в марте 2009 г., когда в Лондоне был подписан договор обобратномвыкупесловацкимгосударством49%пакетаакцийпредприятия уже за 240 млн долларов США. В настоящее времяединственнымвладельцемTranspetrol a.s.являетсяСловацкаяРеспублика.В телекоммуникационной сфере основной приватизационнойсделкой стала продажа в 2000 г.
компании Slovenské telekomunikácie.Тендера выиграла немецкая фирма Deutsche Telekom, заплатив за 51%акций 1 млрд евро, из которых 600 млн евро было переведено в Фонднациональной собственности СР, а 400 млн евро пошло на увеличениеуставного капитала предприятия.54Достаточнонепростоскладываласьсудьбапредприятийтранспортной сферы. В силу хронических проблем с рентабельностью,социальной значимостью и стратегического характера компаний ихприватизация,какправило,сопровождаласьдлительнымипереговорами с инвесторами и многочисленными пересмотрами54Cigáňová V.
Analýza privatizácie na Slovensku po roku 1993. Masarykova univerzita, 2007. – P. 59.63решений, что в конечном счете абсолютно не гарантировалоположительный итог приватизационного процесса.В качестве примера можно привести продажу крупнейшегоаэропорта страны в Братиславе. Интерес к его приватизации проявили49 потенциальных инвесторов, из которых наиболее предпочтительныепредложения были у консорциума австрийской Flughafen Wien AG(владелец венского аэропорта) вместе со словацкой компанией TwoOneинвестиционногохолдингаPenta.Однакопротивэтойсделкивыступило Антимонопольное управление СР, указавшее в видеоснования угрозу неоправданного повышения цен, исчезновенияконкуренции (между аэропортами Вены и Братиславы всего около 60км) и, как следствие, последующее закрытие аэропорта, чего никак немогли допустить словацкие власти.
Выходом могло бы стать егоперепрофилирование на обслуживание бюджетных авиалиний либогрузовых компаний. Однако это решение имело большое количествонеизвестных и плохо прогнозируемых рисков и, кроме этого, негарантировало выход аэропорта на самоокупаемость. В результатепринципиальное решение о приватизации аэропорта Братиславы так ине было принято. В настоящий момент воздушная гавань по-прежнемунаходитсявпериодическисобственностисловацкогопредпринимаетпопыткигосударства,вестикотороепереговорыспотенциальными инвесторами, но без видимого успеха.Другим ярким примером неудавшейся приватизации можносчитатьпопыткупродажигрузоперевозочнойжелезнодорожнойкомпании Cargo. Изначально компания была частью государственногохолдинга Železnice SR, из которого в 2002 и 2005 гг. в целяхприватизации были выделены несколько независимых компаний,ответственныхзагрузо-,пассажироперевозкииобслуживание64железнодорожной инфраструктуры.
По итогам рассмотрения тендернаякомиссияизвсех представленных предложений рекомендовалаконсорциум австрийских железных дорог ÖBB и J&T Finance Group. Вмае 2005 г. Национальный совет СР одобрил сделку, а кабинетминистров Словакии объявило о ее скором завершении, однакоразразившейсявфеврале2006 г.правительственныйкризисперечеркнул все планы. В результате начатый приватизационныйпроцесс так и не был доведен до конца.Cargo до сих пор остается в государственной собственности.Перспективы его приватизации достаточно туманны с учетом того,железнодорожная отрасль Словакии в целом находится в непростомположении,большинствопредприятийубыточные,требующиерегулярных дотаций.
Отдельные фирмы выживают за счет кооперации(поставки комплектующих, отдельных узлов и агрегатов) с крупнымизарубежными компаниями, в том числе российской ОАО «РЖД».Подводя итоги словацкой приватизации, стоит отметить, что еёрезультаты до сих пор являются поводом для резкой критикисловацким экономическим сообществом. На бытовом уровне вСловакииукоренилосьмнениео том,чтоновыеобладателигоссобственности получили её «не по заслугам, а за счёт личных связейи неформальных отношений с первыми лицами государства и ихродственниками». Обогащение узкой группы лиц, приближенных квласти, и продажа стратегических активов на Запад напрямуюсвязываются с появлением в стране первых олигархов и крупныхинвестиционных компаний.651.4.
Привлечение иностранных инвестиций и механизмыгосударственной поддержки словацкой внешней торговлиПривлечение иностранных инвестиций в начале 2000-х годахПривлечение прямых иностранных инвестиций во все времена ипри всех правительствах являлось одним из главных экономическихприоритетов Словакии. Благодаря открытию страны для зарубежныхинвесторов и широкой программе приватизации в начале 2000-х годовпо этому показателю она вышла в лидеры среди стран Вышеградскойгруппы.При этом стоит отметить неравномерность их поступления вразные годы, обусловленную в основном политической составляющейприватизационного процесса. По данным исследования Economicintelligence unit, за период 1990-1999 гг.
удалось привлечь всовокупности около 2,1 млрд долларов США, тогда как за один только2000 г. в страну поступило 1,5 млрд долларов США, причём большаячасть из них пошла на приватизацию Slovenské telekomunikácie a.s.,НПЗ Slovnaft и Východoslovenské železiarne. Динамику привлеченияпрямых иностранных инвестиций за период 1993-1999 гг. можнопроследить в таблице 4.Таблица 4Приток прямых иностранных инвестиций в экономику СловакииПоказатель1993 г. 1994 г. 1995 г.1996 г. 1997 г. 1998 г.
1999 г.Прямые иностранныеинвестиции (без учетаинвестиций в банковский сектор)млрд словацких крон 13,521,728,736,741,264,473,4% к предыдущему году 168,8 160,7 132,3127,9 112,3 156,3114,0Источник: рассчитано и составлено автором на основе данных Национальногобанка Словакии. URL: https://www.nbs.sk/_img/Documents/BIATEC/BIA09_02/13_15.pdf66Кначалу2000-хгодовотноситсяпоявлениепервыхгосударственных программ налоговых субсидий и льгот, нацеленныхнапривлечениесовокупностисиудержаниеположительнойиностранныхинвесторов 55.Вдинамикойполитическихиэкономических преобразований они достаточно быстро получилиположительную оценку на Западе.
В том числе благодаря этомуоткладывавшийся в течение нескольких лет вопрос вступленияСловакии в ОЭСР был положительно решён и страна в 2000 г. сталаполноправным членом этой международной организации. Обретениеэтогостатусазначительноукрепилопозициистранынавнешнеполитической и экономической арене, приблизив ее главнуювнешнеполитическую цель того периода – вступление в ЕС и НАТО, атакже дало дополнительный стимул для притока иностранныхинвестицийипривлеченияэкономическойпомощиполиниимеждународных финансовых организаций.В результате к 2004 г. Словакия совершила инвестиционныйпрорыв, увеличив за 5 лет объем накопленных капитальных вложений с2 до 9,4 млрд долларов США, что вывело страну в лидерыВышеградскойгруппыпосреднегодовымпоказателямпритокаинвестиций (свыше 6% ВВП; тогда как в Чехии – 5,5%, Венгрии – 5%,Польше – 4%). Объектом инвестирования стали отрасли, продукциякоторыхбылаконкурентоспособнаназападныхрынках:машиностроение, металлургия, автомобильная, химическая, мебельнаяи текстильная промышленности, производство электротехники и рядВ частности, при инвестировании от 5 млн евро и более нерезиденты могли претендовать наполучение пятилетних налоговых каникул и дотаций на создание новых рабочих мест.
Для отдельныхрегионов страны с хронически высокой безработицей этот порог был снижен почти вдвое. Помимоэтого, внесены были изменения в законодательстве о банкротстве, дававшие возможность кредиторамболее эффективно добиваться возвращения долгов, а также улучшившие положение некрупныхакционеров.5567других. На тот момент на долю промышленной сферы приходилось38,5% привлеченных иностранных инвестиций, энергетической –10,6%, финансовой – 22,3%, сельского и лесного хозяйства – 0,4%.