диссертация (1169968), страница 6
Текст из файла (страница 6)
Главным образом благодаря участию в СЭВ экономикаЧехословакии обрела солидную промышленную базу, которая вдальнейшем позволила стране успешно пройти трансформационныйпериод и интегрироваться в западноевропейский рынок.Место и роль стран ЦВЕ в интеграционных процессах вЕвропеПосле распада Советского Союза выбор стратегического вектораразвития стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) был сделан впользу западноевропейской интеграционной модели. Европейскоесообщество,обладаяпреимуществомобщегоинтеграционногопространства и эффективными методами рыночного регулирования, всочетании с согласованной экономической политикой стало мощнымцентром притяжения для бывших восточноевропейских соцстран.Этатенденцияподкрепляласьисторическиустоявшимисяторговыми связями. Так сложилось, что, несмотря на культурногуманитарную близость с народами СССР, большинство стран31Логинова Л.Ю. Страны-члены СЭВ: Краткий статистический сборник.
Москва, Букинист. 1989.37Центральной и Восточной Европы экономически тяготело к западнымстранам, имевшим выгодное географическое положение и болеевысокий уровень развития.Несмотря на идеологическое и политическое противостояниедвухмировыхсистемвосточноевропейскиеподдержаниизападнымивостранывторойСЭВбылиторгово-экономическихстранами,входящимвполовиневека,заинтересованыконтактовЕЭС.XXсвсоседнимиИнтенсивностьэтогосотрудничества во многом определялась политической конъюнктурой,из-закоторой напротяжении всего периодапроисходили тоактивизация, то, наоборот, замораживание взаимодействия.
Однаконикогда полностью оно не сворачивалось.Еще в конце 1974 г. ЕЭС предложило восточноевропейскимстранам провести консультации по вопросам торговой политики.Однако из-за принятого в рамках СЭВ принципа действия единымблоком государства ЦВЕ не могли в полной мере воспользоваться этойвозможностью и вынуждены были ограничиться переговорами с ЕЭСпо отдельным областям сотрудничества, в частности по сельскомухозяйству, сталелитейной и текстильной промышленности.Первые изменения произошли в 1988 г., когда после трехлетнихпереговоров между ЕЭС и СЭВ была подписана Совместнаядекларация, которая дала возможность в течение следующих двух летподписатьдвусторонниеторговыесоглашения.Этидоговорыспособствовали развитию связей между ЕЭС и государствами ЦВЕ, чтов результате привело в дальнейшем к подписанию соглашений об38ассоциации, которые стали прологом для подготовки этих стран квступлению в Евросоюз32.Припартнерамиэтом,наисключительнопроводяпереговорыдвустороннейизсвоихоснове,свосточноевропейскимистраныпрагматичныхЕЭСисходилиинтересов,обсуждаяуглубление сотрудничества только по интересующим отраслям икатегориям товаров.
Попытки СССР, как лидера СЭВ, вестикомплексные переговоры на уровне интеграционных объединений иобсуждать общие условия взаимодействия между двумя блокамизакончились безрезультатно, в том числе по причине отсутствияподдержки со стороны восточноевропейских стран.Ключевымсобытиемввыстраиванииновоймодальностивзаимоотношений между ЕЭС и странами ЦВЕ стал прошедший в1989 г. Парижский саммит.
Его результатом стала специальнаяпрограмма PHARE (Poland and Hungary aid for economic restruction), врамках которой была выделена финансовая помощь на поддержкуструктурных экономических реформ Польши и Венгрии. В сентябре1990 г. программа была распространена на Болгарию, Чехословакию,Югославию и Румынию, а позже и на ряд других стран ЦВЕ.Еще одной важной инициативой, направленной на поддержкутрансформационных процессов в Центральной и Восточной Европе,стало учреждение в 1989 г.
Европейского банка реконструкции иразвития (ЕБРР)33, основной задачей которого стало оказание помощигосударствам ЦВЕ в становлении демократических институтов иГлинкина С.П. Центрально-Восточная Европа на пути в Евросоюз. Новая и новейшая история.Москва, РАН. 2007. – С. 44-6533Уставной капитал банка составил 10 млрд ЭКЮ, из которых 51% был внесен государствамичленами ЕЭС, Еврокомиссией и Европейским инвестиционным банком, а 13,45% –восточноевропейскими странами-получателями займов.3239проведении экономической реформы за счет средств промышленноразвитых стран Запада.Стоит отдельно отметить, что все предпринимаемые в конце1980-х – начале 1990-х гг. меры по развитию отношений со странамиЦВЕ имели четкое политическое обоснование. Оказание финансовойпомощи в рамках таких программ, как PHARE, и по линии ЕБРР, атакжеустановлениельготноготорговогорежиманапрямуюувязывалось с темпами экономических и политических преобразованийв русле заданного интеграционного курса.Кроме этого, в 1992 г.
со странами ЦВЕ также было подписаноЦентральноевропейское соглашение о свободной торговле - ЦЕФТА(CEFTA - Central European Free Trade Agreement). Как отмечается встатье А.М.Либмана и Б.А.Хейфеца, «основной целью сглашенияявлялось развитие внутрирегиональных торговых связей и объединенияусилия восточноевропейских стран по подготовке к интеграции вЕвросоюз… Страны, подписавшие соглашение, с самого началарассматривали его не как создание самостоятельного интеграционногоблока, а как своеобразный подготовительный этап вступления в ЕС» 34.Дальнейшая формализация отношений со странами ЦВЕ, напрактикедоказавшимисвоюприверженностьдемократическимреформам, привела к заключению соглашений об ассоциации сЕвросоюзом. Документы стали составной частью общего процессаевропейской интеграции и органично сочетались с принятым 7 февраля1992 г.
Договором о Европейском союзе, больше известным какМаастрихтский договор. Первые соглашения об ассоциации былиподписаны 16 декабря 1991 г. с Польшей, Венгрией и Чехословакией,Либман А.М., Хейфец Б.А. Модели экономической интеграции. Интеграция и дезинтеграция /А.М.Либман и Б.А.Хейфец // Евразийская экономическая интеграция. 2011. №2 (11). - С.
93440после чего началась процедура их ратификации. В случае сЧехословакией из-за «бархатного развода» Чехии и Словакии иобразования с 1 января 1993 г. двух независимых государств процессратификации несколько застопорился. В результате соглашение обассоциации с Чешской и Словацкой Республиками вступили в силутолько 1 февраля 1994 г.Формальным подтверждение вступления отношений междуЕвросоюзом и странами ЦВЕ в качественно новую фазу стала подачазаявок на вступление в ЕС: Венгрия и Польша – в 1994 г., Болгария,Латвия, Литва, Румыния, Словакия и Эстония – в 1995 г., а Словения иЧехия – в 1996 г.
Это ознаменовало начало активной подготовки странк членству в Евросоюзе 35.Наосновединамики продвиженияпо пути европейскойинтеграции на заседании Совета ЕС в Люксембурге в декабре 1997 г.было принято решение разделить страны-претенденты на две группы.В «передовую» вошли Венгрия, Польша, Словения, Чехия и Эстония.Как отмечает в своей работе Н.Е.Злоказова, «перспективы вступления вЕС остальных стран должны были зависеть от конкретных успехов впроведении реформ и от того, насколько успешным окажется процессинтеграции в ЕС первой группы государств. При этом при принятиирешений преобладали политические мотивы», и это было очевидно какдля «избранных», так и для «отвергнутых».
В действительности же поцелому ряду макроэкономических показателей «оставшиеся за бортом»страны выглядели во многом не хуже, а в ряде случаев даже лучшеприглашенных к переговорам государств»36.35EU Commission. White paper: preparation of the associated countries of the Central and Eastern Europefor integration into the internal market of the Union. 1995. URL: http://aei.pitt.edu/1120/36Злоказова Н.Е. Расширение Европейского союза и экономические интересы России.
Дис. канд.экон. наук: 08.00.14; науч. рук. Зуев В.Н.; ИМЭМО РАН, Москва, 2004.41Показателен пример Словакии, которой было отказано вовключении в «первую волну» присоединения в связи с недостаточнойлиберализацией политической системы и ущемлением интересовоппозиционных сил, в то время как темпы её экономического развитиябыли одними из самых высоких в Европе. При этом к переговорамбыла приглашена Эстония, в которой отмечались случаи серьезногонарушения прав русскоязычного населения, а скромные экономическиерезультаты не слишком отличались от успехов её прибалтийскихсоседей.В итоге, как позже было отмечено в научных исследованиях,экономический эффект от формального присоединения к ЕС для странЦВЕ был ограниченным, так как уже на этапе ассоциированногочленства они провели масштабную реструктуризацию своей внешнейторговли, получив возможность до 65% своего товарооборота сЕвросоюзом осуществлять на беспошлинной основе.
Вместе с темчленство в ЕС подразумевало проведение широкой программы другихреформ, в том числе приведение регулирующих норм производства итехнических стандартов в соответствие с жесткими европейскимитребованиями. В результате сложилась ситуация, когда страны ЦВЕмоглипоставлятьтолькотетовары,которыесоответствовалиевропейским нормам, а сами были вынуждены полностью открыть свойвнутренний рынок для продукции из ЕС. В связи с этим выгоды для ЕСот либерализации торговли со странами ЦВЕ в 1990-е гг.
былисущественнобольшими,чемдлясамихвосточноевропейскихгосударств37.Достанко Е.А. Расширение Европейского союза на Восток в 1990-е гг. Белорусский журналмеждународногоправаимеждународныхотношений,2002,№2.–С. 39-43.URL: http://elib.bsu.by/handle/123456789/291663742Более того, как показал дальнейший ход истории, большиенадежды стран ЦВЕ на вступление в ЕС в качестве полноправныхчленов и увязываемый с этим быстрый скачок в уровне развития неоправдались. Темпы прироста ВВП этих государств в 1990-е годыоказались достаточными только для того, чтобы несколько сократитьразрыв между ними и ЕС-15 по показателю среднедушевого ВВП, ноникак не компенсировать его или хотя бы значительно приблизиться.Одна из причин этого кроется в том, что опережающие средниепоказатели по ЕС темпы экономического роста стран ЦВЕ достигалосьв основном за счет ревальвации национальных валют и в меньшейстепени за счет ускоренных темпов экономического роста.1.3.