диссертация (1169760), страница 24
Текст из файла (страница 24)
Его использование было оправданно несколько десятков летназад, когда государства не располагали достаточными ресурсами, чтобыотследить доходы резидентов от деятельности за рубежом. Сейчас, в эпоху высоких303Ibid., section 13 (7A).IRAS e-Tax Guide 1995/IT/5: Section 10 (19) of the ITA – Interpretation and practice, published on 28December 1995.305Рыночная / балансовая стоимость актива для данных целей не учитывается.304108технологий, подобных трудностей нет, поэтому предпочтение отдается принципурезидентства.Хотя в зарубежной доктрине репатриация дохода выделяется в качествесамостоятельного принципа налогообложения306, его можно также рассматриватькак проявление резидентного принципа, возможность применения которогоограничена (например, условием о необходимости репатриации дохода вгосударство резидентства, как в случае с Сингапуром).С 2003 г.
в Сингапуре при соблюдении определенных условий действуетосвобождение от налогообложения для ряда доходов, переводимых в этогосударство компаниями – налоговыми резидентами: для дивидендов отиностранных компаний, доходов от оказания услуг за рубежом, прибылииностранных филиалов сингапурских компаний от иностранных источников 307.
Сучетом этого логично предположить, что законодательное закрепление принципарепатриации дохода в Сингапуре – это не проявление исключительно фискальнойфункции налогов.Так, базовая ставка налога на прибыль в Сингапуре относительно невысока –17%, и при переходе к резидентной системе налогообложения государство несможет рассчитывать на значительные налоговые поступления в бюджет послеиспользования механизма зачета и применения законодательно предусмотренныхосвобождений от налогообложения в отношении доходов.
Таким образом, затратыгосударства на то, чтобы установить факт получения сингапурскими компаниямидоходов за рубежом, и на взыскание налогов с этой части доходов могут бытьсопоставимы с доходами в бюджет от их налогообложения. В свою очередь,налогообложение на основании принципа репатриации не сопряжено сдополнительными затратами на мониторинг доходов компаний-резидентов зарубежом, т.е. государству не нужно контролировать, где и какие доходы за егопределами получил его налоговый резидент.306307См.: Singh V. Op. cit. P.
6.Section 13 (9) of the ITA.109Таким образом, использование резидентного принципа налогообложениядохода в случае с Сингапуром фактически лишено экономического смысла. Но ипереход к территориальному режиму в чистом виде также не обоснован последующим причинам.Помимоминимальныхрасходовнаадминистрированиепринципрепатриации помогает Сингапуру бороться с утечкой капиталов в низконалоговые(со ставкой ниже 17%) и безналоговые юрисдикции. Из-за относительно невысокойставки налога на прибыль и широкого перечня действующих налоговых льготпоследствия такой утечки не должны быть материальными для государства, но влюбом случае некий сдерживающий механизм системе налогообложениянеобходим308.Еще одним аргументом в пользу сохранения принципа репатриации можетбыть использование его Сингапуром для поддержания и расширения сетисоглашений об избежании двойного налогообложения. С учетом того, что основнаяцель заключения таких соглашений – избежание двойного налогообложениядоходов, заключение такого соглашения с государством, полностью отказавшимсяот обложения налогом доходов своих резидентов от источников за рубежом, можетпоказаться потенциальным «контрагентам» лишенным смысла.Однако, если принимать во внимание успешное расширение Гонконгом –государством с исключительно территориальным режимом налогообложения – егосети налоговых соглашений, опасения Сингапура в контексте сети соглашений,связанные с отказом от принципа репатриации дохода, кажутся уже не стольобоснованными.Плательщиками подоходного налога в Сингапуре признаются следующиелица, получающие доход, подлежащий налогообложению в Сингапуре: физические лица; компании, зарегистрированные в Сингапуре или за его пределами;Кроме того, представляется, что существующий в Сингапуре особый режим налогообложения доходаисключает необходимость введения и законодательного закрепления некоторых правил, направленных науклонение от уплаты налогов, включая, в том числе, действующие во многих государствах правиланалогообложения контролируемых иностранных компаний (КИК).308110 попечители / доверительные управляющие; душеприказчики; клубы; ассоциации; зарегистрированный бизнес-траст.Товариществаспециальнымобразомисключеныизперечняналогоплательщиков, приведенного в ст.
2 (1) Закона «О подоходном налоге».Таким образом, товарищества признаются «прозрачными» образованиями (англ. –transparent entity) для целей налогообложений, и полученный ими доход подлежитналогообложению на уровне каждого члена товарища пропорционально его долеучастия в товариществе.Закон «О подоходном налоге» разграничивает всех налогоплательщиков нарезидентов и нерезидентов. Налоговым резидентом признается «физическое лицо,проживающее в Сингапуре в течение года, предшествующего налоговому году, ивыезжающее за пределы Сингапура на срок, не препятствующий признанию этоголица налоговым резидентом, включая лицо, фактически находящееся илиработающее по трудовому договору (найму) (за исключением директоровкомпаний) на территории Сингапура в течение 183 календарных дней и более втечение года, предшествующего налоговому году»309.Напрактикесуществуетнесколькоисключенийизприведенногоопределения.
Так, лицо, проживающее и/или работающее по трудовому договору вСингапуре на протяжении трех следующих подряд лет, признается налоговымрезидентом Сингапура в течение каждого из трех лет даже при условии, что онофактически проживало на территории Сингапура менее 183 в течение первогои/или третьего года. Такие послабления направлены на снижение налоговогобремени физических лиц в случае их признания одновременно налоговымирезидентами нескольких государств (например, в связи с их нахождением на309Section 2 of the ITA.111территории другого государства в период отсутствия в Сингапуре), однако, они нераспространяются на директоров компаний и работников индустрии развлечений.ДляопределенияналоговогорезидентствакомпанийвСингапуреиспользуется критерий места эффективного управления.
Так, компания признаетсяналоговым резидентом Сингапура, если управление иконтроль за еедеятельностью осуществляется на территории Сингапура. Таким образом, месторегистрации компании не влияет на приобретение ею статуса резидента. Указаннаяпрактика определения налогового резидентства по месту «эффективногоуправления» компании широко распространена во всем мире, она позволяетоблагать налогом доход компаний, формально зарегистрированных на территориииностранного государства, но фактически управляемых с территории другогогосударства.Подлежащий налогообложению доход (налоговая база по подоходномуналогу,англ.–chargeableincome)налогоплательщиков-физическихлицрассчитывается в несколько этапов.
На первом этапе совокупный доход лица,полученный за предшествующий год из всех источников, уменьшается на суммупонесенных расходов (для обозначения получившейся суммы используется англ.термин «statutory income»). Далее из полученной суммы вычитаются убытки,понесенные в связи с осуществлением деятельности, в результате которой былполучен доход, а также суммы законодательно предусмотренных пожертвований(для обозначения получившейся суммы используется англ. термин «assessableincome»)310. На заключительном этапе оставшаяся сумма уменьшается на суммувычетов, предусмотренных частью 10 Закона «О подоходном налоге»311.
Дляналогоплательщиков-юридических лиц порядок определения налоговой базыявляется аналогичным за исключением лишь того, что налоговые льготы,предусмотренные частью 10 Закона «О подоходном налоге», к юридическим лицамне применяются.В Сингапуре можно выделить следующие виды ставок подоходного налога:310311Ibid, section 37 (1).Ibid, section 38.1121. Базовые: плоские и прогрессивные.2.
Специальные или льготные: предусмотрены для определенных видовдоходов, а также для доходов от торговой или предпринимательской деятельности,полученныхврамкахпримененияспециальногольготногорежиманалогообложения.3. Налоговые ставки для нерезидентов.Для физических лиц – резидентов предусмотрена прогрессивная ставкаНДФЛ от 0% до 22% (до 2016 года максимальная ставка составляла 20%).
Всоответствии с позицией законодателя такое повышение ставки было необходимодля обеспечения паритета между налоговыми ставками для нерезидентов имаксимальной маржинальной ставкой для резидентов Сингапура, поскольку втечение нескольких предшествующих лет в отношении физических лицнерезидентов применялась ставка 22%, а в отношении резидентов – 20%312.Первые 20 000 сингапурских долл. дохода физического лица не облагаютсяналогом. Данная сумма составляет необлагаемый налогом минимум, который вРоссии отсутствует313. Существенная (особенно в пересчете на российские рубли)сумма необлагаемого налогом минимума свидетельствует о высоком уровне жизнинаселения Сингапура, равно как и о социальной направленности правовогорегулирования подоходного налогообложения. Доходы свыше необлагаемогоналогом минимума делятся на разряды314, к каждому из которых применяетсясоответствующая ставка налога.Доходы физических лиц – нерезидентов от работы по найму облагаютсяподоходным налогом в Сингапуре по ставке 15% и по прогрессивной ставке налога,действующей для резидентов (применяется большая из ставок).
К остальнымОфициальныйсайтСлужбы[Электронныйресурс].Режимдоступа:https://www.iras.gov.sg/irashome/Individuals/Locals/Working-Out-Your-Taxes/Income-Tax-Rates/(датаобращения: 21 мая 2017 г.).313Ранее действовавший в России необлагаемый налогом минимум являлся лишь условным и составлял400 рублей, что не сопоставимо с установленным в настоящее время в Сингапуре.314Максимальная ставка 22% применяется в отношении дохода, превышающего 320 тыс. сингапурскихдолл.312113доходам нерезидентов-физических лиц применяется ставка 22%.