диссертация (1169545), страница 27
Текст из файла (страница 27)
Институционализированная в соответствии с интересами КНР периферияявляется промежуточным этапом дальнейшей экспансии китайской региональной модели черезсоздание инфраструктуры и внедрение новых правил торговли и экономического партнерства,сопровождающих использование построенных объектов.Важная особенность региональных отношений в АТР — сосуществование четырехправовых систем: англосаксонской, континентальной, исламской и социалистической. Этопрепятствует имплементации институтов на национальном уровне. Фокус интеграции в АТР —наэкономике,аследовательно,тойилииноймерелиберализациимеханизмов,сопровождающих международную торговлю. Соответственно, в первую очередь особенностинациональных правовых систем определяют функционирование торговых барьеров, тарифныхи нетарифных.
Использование электронной коммерции (включая электронные деньги икриптовалюту),офшоров,торговляпроизводнымифинансовымиинструментамиихеджирование значительно усложняет оценку и расчет облагаемой налогами материальнойбазы, объем находящегося в движении капитала и измерение других параметров, от которыхзависит устойчивость региональных финансовых систем. Важным условием стабильностиинституционализированного экономического сорудничества является возможность делать210Китай реагирует на это требованием самостоятельно разрабатывать все технологии, используемые припроизводстве товаров и услуг, продаваемых китайскому правительству.
Это заставило ТНК стремитьсяпроизводить НИОКР на территории Китая, привлекая к ним китайских ученых.104точные оценки ожидаемых преимуществ, выгод партнеров и объективных параметров развитияэкономики.211Для Азиатско-Тихоокеанского регионализма наслоение и пересечение компетенцийинститутов, созданных государствами, является особенно заметной исследовательскойпроблемой.Разграничениеисистематизацияинститутовсредствамисамогоинституционального измерения, ограниченного набором связанных с ним определений иустановленных отношений между его элементами, будут давать разные исследовательскиерезультаты в зависимости от сделанного выбора.
Путь к разрешению данного противоречиялежит через использование объяснительной системы еще более обобщенной и абстрактной, чемоснованной на институтах, но эта задача выходит за рамки настоящего исследования.2.2.1 Сущность и характеристика Азиатско-Тихоокеанского институциональногорегионализма.Институциональное оформление регионального порядка сопровождается многимифакторами и процессами, следующими логике социально-экономических условий государствАТР, их политических режимов, особенностей региональной специализации и системыразделения труда.
К примеру, Япония и США переносят грязные и трудоемкие производства вЮго-ВосточнуюАзию,посколькустраныэтогосубрегионаожидаютполучениеотносительного преимущества в объеме, превосходящем издержки от ущерба окружающейсреде. Произведенное в этих странах сырье импортируют ведущие экономические державы,чтобы использовать его для производства более наукоемких товаров.212 Это один из наиболееактуальных сегодняшнему дню механизмов формирования экономической взаимозависимостив АТР. По ходу ее развития возникают условия, делающие необходимыми разработку ивнедрение механизмов валютно-финансовой координации. Однако ни одно из государств,способных создавать централизованный институт, контролирующий финансовую интеграцию,не может убедить конкурентов в том, что не станет злоупотреблять своим влиянием на него дляприобретения дополнительного относительного преимущества.
Исключение составляет РК,которая ввиду особенностей своей модели поведения избегает выступать с подобнымиинициативами. Решением стало использование и развитие институтов, созданных на основеАСЕАН.Этому выбору послужило несколько причин. Во-первых, в Ассоциацию входят страныпоставщики сырья. Во-вторых, на основе АСЕАН+3 еще в 2000 году была созданаЧиангмайская инициатива, система своп-соглашений по взаимной поддержке национальных211212Журавлева О.О. Указ. соч., с.
132Байков А.А. Op cit. — C. 98105валют, которая подходит для решения этой задачи. В-третьих, АСЕАН пользуется доверием состороны участников регионального пространства как субъект, равноудаленный от претендентовна региональное лидерство. В 2003 году была открыта инициатива по созданию и развитиюазиатского рынка облигаций, годом позже возник форум по развитию азиатского рынкакапитала,а в 2010 году было принято Соглашение о самоуправляемом резервном пуле,интегрировавшее все соглашения инициативы Чианг Май. Новое качество региональныхпроцессов, возникшее следом за ростом взаимозависимости ввиду изменений в региональномраскладе конкурентоспособности трудовых ресурсов, вынуждает исследовать вопрос онеобходимости и возможности дальнейшего развития института.
Интенсивность и скоростьпротекания процессов структурирования регионального пространства заставляет регулярновозвращаться к уже изученным проблемам. Если в начале 2015 года группа экономистов даланизкую оценку необходимости АСЕАН разработать новое соглашение о региональноймонетарной политике,213 то уже спустя два года экономист из другого учреждения даетрекомендацию развить институциональные практики Соглашения о самоуправляемомрезервном пуле, создав на их основе Региональный резервный фонд с помощьюнаднационального резервного актива.214 При этом финансовые институты, созданные в рамкахАСЕАН как компромиссной площадки, несут в себе отпечаток противостояния междупретендентами на региональное лидерство.
Так, Я. Лексютина показывает, что созданные подэгидой Ассоциации Чиангмайская многосторонняя инициатива и Институт кредитных гарантийи инвестиций (часть Инициативы азиатского рынка облигаций) были организованы такимобразом, чтобы вклады Китая и Японии в них были соразмерны; не в силах укрепить своеположение на региональном финансовом рынке средствамиэтихинститутов,КНРпоспособствовал созданию новых, ориентированных на китаецентричную модель — Пулвалютных резервов БРИКС и Новый банк развития.215Этот кейс показывает, что региональные акторы обращаются к компромиссам, еслирешение поставленной перед институциональным строительством задачи собственными силамиоказывается невозможным из-за патовой ситуации.
В данном случае ее смысл заключается втом, что каждый претендент на региональное лидерство знает о бесперспективности созданиясобственного валютно-финансового института, открытого для участия других региональныхсубъектов, из-за неопределенности относительно стоящих за этим предложением истинных213Gharleghi, B., Shafighi, N., Chan Yin Fah, B.
Financial Integration and Common Currency Area in ASEAN[Электронный ресурс]. / B. Gharleghi, N. Shafighi, B. Chan Yin Fah // Journal of Economics, Business and Management.— 2015. — Vol. 3, No. 1. — Режим доступа: http://www.joebm.com/papers/164-W10056.pdf (дата обращения:31.04.2019)214Park, Y.-J.
Strengthening ASEAN+3 Regional Financial Arrangements: A New Framework Beyond CMIM / Y.J. Park // East Asian Economic Review. — 2017. — Vol. 21, no. 1. — P.p. 59-80215Лексютина Я.В. Китай и реформирование международной экономической системы. — Сравнительнаяполитика.
— 2018. Т. 9, № 3. С. 26–41106намерений. Руководствуясь логикой публичного выбора, для решения проблемы акторы втечение 2000-х гг. обращались к наиболее нейтральному варианту, АСЕАН, и создавалиправила поведения с настолько ограниченной юрисдикцией, насколько это возможно с точкизрения решаемой проблемы. Примерами аналогичных институтов являются появившиеся в2010 г.Форумразвития рынка облигацийИРАРО,Восточноазиатское финансовоесотрудничество, Экономический обзор и политический диалог стран АСЕАН+3, Институткредитных гарантий и инвестиций, открытый в 2011 г.
Центр макроэкономическихисследований стран АСЕАН. Последними стали Рамки многовалютного выпуска облигаций(2015 г.) и Отдел макроэкономического анализа (2016 г.). Узкая специализация этих институтовпродиктована неготовностью конкурентов за региональное доминирование обсуждатьинституты, обладающие широкой юрисдикцией, даже на «нейтральной территории», так какподобный институт повысит количественные показатели экономической интеграции, а значит,соперники приобретут сравнительное преимущество.Фокус региональной интеграции лежит в торговле товарами и услугами, создании общихинвестиционных режимов, развитии валютных и финансовых рынков, строительствеинфраструктуры.
Такие формы сотрудничества, как таможенные союзы, единая валюта иобщий рынок вызывают мало заинтересованности у региональных игроков. Следует, однако,добавить, что предпосылки к возникновению условий, допускающих эволюцию экономическихотношений в сторону общего рынка, содержались в Соглашении о ТТП и предполагаютсялюбой формой расширенного экономического партнерства, включая ВРЭП. Историческиепротиворечия, в первую очередь связанные с наследием Второй мировой войны итерриториальными спорами, нередко используются для того, чтобы затормозить процессрегионализации и регионализма по одному или нескольким из направлений в случае, если одиниз его участников теряет позиции в переговорном процессе или как-либо иначе испытываетущерб от влияния региональной подсистемы.Структурирование экономического пространства в АТР построено на интеграции дефакто, поэтому ее участники не чувствуютсебяскованными относительно своейгеографической базы, хотя и заинтересованы в ограничении влияния внерегиональных держав.В любой момент времени ей характерна однозначная направленность на достижениепрактических результатов.
В то время как двухсторонние и многосторонние соглашенияфиксируютпромежуточныеитогидостигнутыхуспеховврегионализме,основныминструментом движения институционального развития от одного состояния к другомуявляются саммиты и встречи на уровне профильных министров, а в отдельных случаях — иглав государств. Непрерывно действующие рабочие группы, агентства, исследовательскиеинституты и другие организации занимаются изучением, проработкой, координацией и107содействием реализации политического курса. На подобных регулярных встречах принимаютсярешения, формулируются новые и корректируются имеющиеся направления сотрудничества,что впоследствии становится предметом формальной институционализации.Под эгидой только лишь АТЭС и АСЕАН запланировано провести в 2017 году почти 300встреч, брифингов, диалогов, семинаров и других мероприятий.
Если добавить раундыпереговоров по двусторонним и многосторонним ЗСТ, мероприятия в рамках другихдискуссионных площадок, получившееся значение окажется намного выше. Большинство изэтих встреч носят консультационный характер и предназначены не для немедленного введенияновых институтов, а для уточнения и согласования позиций участников.