диссертация (1169545), страница 22
Текст из файла (страница 22)
Количество подобных пересечений, помимопрочей информации, помогают оценить «закрытость» тех или иных инициатив.С востребованностью АТР и входящих в него субрегионов в академическихисследованиях может конкурировать только Европа, и с каждым годом внимание к АзиатскоТихоокеанскому регионализму увеличивается по мере роста параметров, определяющих егоэкономическое, политическое, социальное значение в глобальной перспективе. Множествопротиворечий, существующих в регионе, создают богатую базу для инициатив, формируемыхкак правительствами, так и гражданскими обществами и представителями бизнеса. Из-за этого84в регионе наблюдается наиболее интенсивное институциональное строительство по сравнениюс остальным миром.Марк Бисон из Университета Бирмингхэма при изучении факторов, присущих АТР вусловиях гегемонии США в глобальной политике, выделяет несколько явлений, позволяющихсудить о наличии регионализма АТР как такового и об отличительных его свойствах.
Онзамечает, что политическое руководство стран Восточной и Юго-Восточной Азии схоже всвоем мнении с позицией центральноазиатских стран в том, чтобы не допустить утратысуверенитета из-за участия в региональных институтах.176 Однако из-за того, что обретение иминезависимости и начало процесса национального строительства состоялись гораздо раньше, импроще сформировать атмосферу доверия. В свою очередь, к ценностям, которые делают этодоверие возможным, относятся консенсус, добровольный характер участия и невмешательствово внутренние дела. Более того, страны Юго-Восточной Азии изначально организовались длятого, чтобы препятствовать доминированию более крупных держав во время холодной войны,поэтому успели сформировать определенную культуру региональных отношений.
Этот опытможет быть перенесен на другие похожие субрегиональные и масштабирован для болеекрупных общностей, но для его усвоения потребуется время.Специалисты Всемирного банка (ВБ) Майлз Маккеена и Суорним Уэйгл уверены, чторегионализм АТР уже сформирован настолько, что общность начинает создавать новыерегиональные правила, не сводимые к какой-либо отдельной стране региона.177 Онипоказывают, что помимо американской и китайской перспективы относительно того, какдолжен развиваться АТР и мир, существует и собственная региональная точка зрения — вовсяком случае, в торговом регионализме. Она заключается в том, что страны регионапрагматично подходят к выбору интеграционных инициатив и понимают, что не всякийинструмент, создающий свободную торговлю, на самом деле окажется для них выгодным.Политические руководства региональных стран склонны верить, что их благосостояние зависитот регионального, а значит, этой цели должны быть подчинены любые институты внезависимости от того, чей подход они воплощают.Для того, чтобы концептуализировать сложный характер региональной общности,складывающейся между странами АТР, некоторые ученые стремятся дополнять имеющиесяпонятия и вводят новые.
Например, Р.В. Ху из Университета Гонконга оперирует термином176Beeson, M. East Asian Regionalism and the End of the Asia-Pacific: After American Hegemony [Электронныйресурс]. / M. Beeson // The Asia-Pacific Journal. — 2008. — Vol. 7 Iss. 2 № 2. — Режим доступа: http://apjjf.org/-MarkBeeson/3008/article.html (Дата обращения: 31.04.2019)177Wagle, S., McKenna, M. Trade Regionalism in the Asia-Pacific: New Game, Old Rules? [Электронный ресурс]/ S.
Wagle, M. McKenna. — World Bank. — 2013. — Режим доступа: http://blogs.worldbank.org/trade/traderegionalism-asia-pacific-new-game-old-rules (Дата обращения: 31.04.2019)85«гибридный регионализм», внедренным П. Катценстайном и Т. Сираиси.178 Гибридностьрегиональныхпроцессовзаключаетсяввысокойстепенивлияниясосторонынегосударственных акторов. Развивая эту идею, Ху показывает, что совместное участиегосударства, гражданского общества и предпринимателей создают три вектора, вокруг которыхформируется самоорганизация региона. Во-первых, сам регионализм — создание институтов, впервую очередь таких, как АСЕАН, для обеспечения трансграничных экономических,политических и социальных процессов.
Во-вторых, интеррегионализм — укреплениесотрудничества на межрегиональном уровне, например, АСЕМ, который обеспечиваетвзаимодействие АТР и ЕС. В-третьих, трансрегионализм — это совокупность процессов,сохраняющих устойчивость регионального сотрудничества вне зависимости от политическойволи государств и региональной конъюнктуры. Иными словами, при охлаждении отношениймежду двумя государствами получатели выгод от их взаимозависимости не утрачиваютдостигнутых успехов.
Это очень важная практика для региона, государства которого непреодолели исторические разногласия и имеют расхождения по вопросам безопасности.Между тем, процессы, делающие трансрегионализм возможным, очень уязвимы кполитическому вмешательству, и эффективность даже такого инструмента может бытьнивелирована целенаправленными действиями. На это обращает внимание М. Саттон изУниверситета Рицумэйкан, который в своей работе подвел итоги 50 годам региональнойинтеграциивАТР.179Онвыделяеттрипроблемы,которыесопровождаютинституционализацию регионального сотрудничества в АТР.
Во-первых, факт наличияпараллельно развивающихся в рамках одного и того же института переговорных процессов,нацеленных на достижение одних и тех же целей, замедляет принятие и осложняет исполнениерешений.Во-вторых,странысклонныинституционализироватьсвоеэкономическоесотрудничество в первую очередь с помощью зон свободной торговли, но не всегда этотинструмент действительно отвечает стоящим перед странами проблемам. В-третьих, из-зараспространенности практики взаимодействия на уровне «институт — государство» (например,АСЕАН и Китай) региональным акторам приходится очень выборочно относиться к тому, какиегосударства вовлекать в свои инициативы, так как в отношениях между ними тоже могут бытьпроблемы.Как уже было сказано выше, АТР по организационной сложности приближается кЕвросоюзу и при этом обладает самобытными чертами180. Из-за этого большой интерес дляученых представляет сравнение этих двух региональных подсистем.
Сравнительную178Hu, R.W. Op. cit.Sutton, M. Op. cit.180Байков А.А., Сравнительная интеграция…, С. 22917986перспективу проясняют выводы, сделанные сотрудником Азиатского банка развития (АБР) Дж.Капаннелли в исследовании для Восточноазиатского форума.181 По его словам, Европа и АТРмогут обогатить интеграционную практику друг друга, при этом Европе следует перенять уАТР гибкость структуры производства и рынка труда и принять более открытую модельрегионализма, перестав существенно ограничивать нерегиональных акторов.
В свою очередь,странам АТР нужно научиться разделять решения, принимаемые большинством и с помощьюконсенсуса, обеспечить больший вес малых стран в процессе принятия решений, создатьусловия для того, чтобы исполнение взятых обязательств стало более прозрачным.Ю. Шчудлик-Татар из Польского института международных отношений отмечает, чтопроблемы интеграционного развития АТР, о которых писали в конце 2000-х годов, еще нерешены.182 В частности, непреклонная позиция по недопущению лидерства какого-либогосударства в региональных делах закрывает доступ к преимуществам, которые подразумеваетналичие лидера (как, например, в случае с Францией и Германией в Евросоюзе).
Интенсивноеинституциональное строительство приводит к тому, что возникает множество неэффективныхпереговорных площадок, которые сменяют друг друга в зависимости от позиций стран, ихинициирующих. Это частично ограничивает способность новых потенциально эффективныхинститутов завоевать доверие. Еще одно уязвимое место регионализма АТР связано с тем, чтоинтеграционные процессы не перетекают из одной области в другую. Например, изначальноежелание стран Юго-Восточной Азии обеспечить свою безопасность в условиях биполярногопротивостояния привело к действиям, спровоцировавшим эффект переливания, и фокусмногосторонних отношений был перенесен из военно-политической сферы в экономику. Но в2016 году, несмотря на большие достижения в экономике, повторить эффект не удается, и дажевозникшее Экономическое сообщество АСЕАН преимущественно сконцентрировано наблагосостоянии.НедостаткирегиональногосотрудничествавАТРподчасобнаруживаютсявнеожиданных областях.