диссертация (1169497), страница 33
Текст из файла (страница 33)
Длятого чтобы белорусское руководство могло посетить Пражский саммит, накотором планировалось торжественно объявить о запуске программы, ЕС замесяц до этого продлил действие своего предыдущего решения оприостановке визовых санкций. Тем не менее, сам А. Лукашенко не сталпринимать участие в саммите под предлогом того, что курирование«Восточного партнерства» является компетенцией правительства, и отправилна него первого вице-премьера Владимира Семашко. Все это время участиеБелоруссии в «Восточном партнерстве» теснейшим образом увязывалось свопросом независимости Абхазии и Южной Осетии. Министр иностранныхдел Чехии К. Шварценберг, передававший приглашение на саммит А.Лукашенко, открыто заявил, что в случае их признания у Минска возникнуточень серьезные проблемы с присоединением к программе. В конечном счетеА.
Лукашенко удалось эффективно затянуть этот вопрос, не даваяопределенного ответа ни Евросоюзу, ни России, а Белоруссия хотя бы набумагесталаполноценнымчленом«Восточногопартнерства».209Одновременно продолжались достаточно оживленные контакты междуВаршавой и Минском, в рамках которых премьер-министр Польши Д. Туск209ЕС занял выжидательную позицию относительно участия Минска в деятельности «Восточногопартнерства», заявив, что это зависит от «развития внутриполитической обстановки», и что он продолжитследить за ситуацией с демократией и правами человека в Белоруссии. Подробнее: Council of the EuropeanUnion. Conclusions on Eastern Partnership.
Luxembourg. 25.10.2010. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_Data/docs/pressdata/EN/foraff/117327.pdf174встретился со своим белорусским коллегой С. Сидорским в Гданьске, а затемв Минске побывал польский вице-премьер В. Павляк.Однако никакое потепление в отношениях Белоруссии с Польшей и ЕСне помогло урегулировать конфликтную ситуацию вокруг Союза поляков,которая вновь вышла на поверхность в начале 2010 года. Причиной сталовыдворение из одного из так называемых «домов польских», де-юрепринадлежавших официальному союзу, но отремонтированных в 1990-х напольские деньги, его руководителя, который, по мнению белорусскихвластей, ориентировался на нелегальный Союз поляков.210 Как и впредыдущий раз, конфликт закончился отзывом послаПольши изБелоруссии, обменом дипломатическими нотами и призывами с польскойстороны к введению санкций против тех, кто не уважает права польскогоменьшинства.
Этот вопрос стал одной из главных тем польско-белорусскихпереговоров в ходе визита министра иностранных дел Белоруссии в Польшув феврале 2010 года. Предположительно, Р. Сикорский передал тогданеофициальное письмо для президента Белоруссии, в котором ряд важныхдля Минска обещаний польской стороны, таких как поддержка в получениипомощи от МВФ и отмене визовых санкций ЕС, а также переход кполноправному участию в программах «Восточного партнерства» увязывалсяс урегулированием ситуации вокруг Союза поляков.211 Тогда же министрыиностранных дел Польши и Белоруссии подписали договор о маломприграничномдвижении,которыйпослеэтогоещедолжныбылиратифицировать парламенты двух стран.
Во время встречи Р. Сикорского сА. Лукашенко на инаугурации В. Януковича в Киеве президент Белоруссии210Всего в Белоруссии есть семнадцать таких домов, большая часть из которых досталась лояльномувластям Союзу поляков. По утверждению польской стороны, абсолютное большинство этих домов закрытои не функционирует.211Fedorowicz K. Polityka Polski wobec Rosji, Ukrainy i Bialorusi w latach 1989-2010. Uniwersytet im. AdamaMickiewicza w Poznaniu.
2011. S .283.175пообещал лично поучаствовать в урегулировании ситуации с Союзомполяков и предложил создать двустороннюю рабочую группу для решенияпроблемы. Несмотря на это, в апреле 2010 года несколько наиболее активныхдеятелей неофициального Союза поляков были арестованы, а спустя еще двамесяца его председатель Анжелика Борыс под давлением белорусскихвластей сложила свои полномочия. Кроме того, в Польше обратили вниманиена то, что после катастрофы самолета польского президента под Смоленскомв октябре 2010 года Белоруссия единственная из восточных соседей Польши(Россия, Литва и Украина) не объявила траур по погибшим.Следующей ключевой точкой в отношениях Белоруссии и Евросоюзадолжны были стать президентские выборы, которые были запланированы на2011 год, но затем перенесены на декабрь 2010 года (по распространенномумнению, чтобы провести их до очередных трудных переговоров с Москвойпо газу).
Как и в случае с парламентскими выборами 2008 года, импредшествовала активная дипломатическая работа стран ЕС и, прежде всего,Польши и Германии с целью добиться от А. Лукашенко проведенияпрозрачных и демократичных выборов. Министры иностранных дел этихдвух стран Р. Сикорский и Г. Вестервелле в ноябре 2010 года посетилиМинск и от лица ЕС предложили Белоруссии финансовую помощь в размере3 миллиардов долларов в случае выполнения поставленных условий. Сдругойстороны,многочисленныхвВаршавепредставителейнакануневыборовбелорусскойвновьпринялиоппозиции,включаянекоторых кандидатов в президенты. В ходе предвыборной кампаниинаблюдатели ОБСЕ вновь зафиксировали некоторые положительные сдвиги,например, улучшение условий регистрации кандидатов и сбора подписей,возможность проводить встречи с избирателями без ограничений, а такжепоявление формата предвыборных дебатов на телевидении (правда, без176участия действующего главы государства).
Общий ход голосования былтакже оценен ими как «хороший»,212 но серьезнейшие нарекания вновьпоявились на стадии подсчета голосов, из которых почти 80%, по даннымбелорусского ЦИК, были отданы А. Лукашенко. Не менее острую критикувызвало то, каким образом белорусские власти подавили акцию протеста,которую в тот же вечер после выборов организовала оппозиция. Силыправопорядка задержали более шестисот человек, включая иностранныхжурналистов и семерых оппозиционных кандидатов в президенты, одного изкоторых - В. Некляева - забрали в СИЗО прямо из больницы.Как и все остальные представители ЕС и западного сообщества,министр иностранных дел Польши потребовал от руководства Белоруссииосвободитьзадержанныхдемонстрантов,политиковижурналистов,пригрозив в противном случае ужесточением санкций.
В совместной статье,которая вышла в газете «Нью-Йорк Таймс» несколько дней спустя заподписью Р. Сикорского и его коллег из Германии, Чехии и Швеции,говорилось, что результаты выборов не имеют «никакой демократическойлегитимности» и что поддерживать отношения с А. Лукашенко - это «пустаятрата времени и денег».213 Несколько позже эту мысль развил президентЕвропарламента Е. Бузек, который заявил, что правительство А. Лукашенкоявляется нелегитимным, а послы европейских стран, в свою очередь,проигнорировали церемонию его инаугурации.
С 1 января 2011 года Польшапо собственной инициативе закрыла свою границу для тех, кто, по еемнению, был причастен к репрессиям против белорусской оппозиции.212Предварительные заключения и выводы международной комиссии БДИПЧ и ПА ОБСЕ по наблюдениюза выборами президента Белоруссии. 20.12.2010. [Электронный ресурс].
- Режим доступа:http://www.osce.org/ru/odihr/74644?download=true213Bildt С., Schwarzenberg K., Sikorski R., G. Westerwelle G. Lukashenko the Loser // New York Times.23.12.2010. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nytimes.com/2010/12/24/opinion/24ihtedbildt24.html?_r=0177Решение Брюсселя об ужесточении санкций было принято 31 января 2011года, несмотря на проведенные до этого министром иностранных делБелоруссии С.
Мартыновым консультации с Верховным представителем ЕСпо внешней политике К. Эштон и коллегами из ряда европейских стран(Польши среди них не было). Помимо тех, кто уже находился в «черномсписке» Евросоюза, визовые и финансовые санкции были наложены еще насто семнадцать человек, включая помощника президента Белоруссии повопросам национальной безопасности (его сына) В. Лукашенко.
В ответбелорусский президент обвинил Польшу и Германию в том, что онипытались совершить в Белоруссии государственный переворот черезденежные вливания и поддержку неправительственных организаций, ипригрозил ответом на экономические санкции против Белоруссии.214 Противсорока двух задержанных, включая всех семерых задержанных кандидатов впрезиденты, было возбуждено уголовное дело по обвинению в организациимассовых беспорядков, и большая часть из них была оставлена под арестом.Эти заявления были истолкованы Варшавой как начало открытойконфронтации, и она демонстративно увеличила финансовую помощьгражданскому обществу Белоруссии, в частности, независимым СМИ иобучающимся за рубежом белорусским студентам.
Заложником кризиса вотношениях Польши и Белоруссии стало соглашение о малом приграничномдвижении, которое было ратифицировано парламентами двух стран и еще в2010 году подписано Б. Коморовским, но так и не получило подписи А.Лукашенко. Чтобы подчеркнуть этот факт, президент Польши посетилпограничный переход с Белоруссией в районе Белостока и пообщался сбелорусскими гражданами, рассказав им о причине, по которой это214«Программы по свержению конституционного строя в Беларуси писались в Польше и Германии –Лукашенко» // ИА Интерфакс – Запад.
20.01.2011. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.interfax.by/news/belarus/86435178соглашение не вступило в силу. Дополнительным раздражителем дляВаршавы стал арест белорусскими властями журналиста польской «ГазетыВыборча» Анджея Почобута за участие в декабрьских протестах, а затем запредполагаемоеоскорблениеА.Лукашенковсвоихпубликациях.Освободить журналиста потребовала администрация президента Польши имногие польские общественные организации. С другой стороны, Минсквспомнил о «карте поляка» - в апреле 2011 года Конституционный суд позапросу белорусского парламента постановил, что она нарушает некоторыенормы международного права (Варшава сразу же заявила, что это неповлияет на выдачу карт).
Также ряд белорусских партий и организаций,включая Коммунистическую партию Белоруссии и Союз офицеров,выступили с открытым письмом в адрес Запада и Польши, осудив ихполитику в отношении Минска и обвинив в дипломатическом давлении,шантаже и необъективной оценке результатов выборов. Но вершинойответных шагов белорусского правительства стал запрет на въезд вБелоруссию ста пятидесяти западным политикам, среди которых былпрезидент Европейского парламента Е.