диссертация (1169378), страница 11
Текст из файла (страница 11)
Однако мы вслед за И.А. Скалабан будем различать эти понятия78. Термин «картографирование» сформировался в рамках научного аппарата географических наук и используется в случаях, когда речь идет опостроении карт путем нанесения некоторых данных на заданную систему координат. При картировании (mapping) моделирование может выражаться как в построении пространственной карты, так и в описании или изображении некоторогоявления, при котором значимую роль играет расположение объектов относительно друг друга.
В рамках данного исследования мы будем пользоваться термином«социальное картирование» как более широким понятием.Социальное картирование представляет собой группу методов, среди которых можно выделить четыре ключевых подхода: социально-статистический(представление количественных данных на географической карта), социальноантропологический (отображение образа города в представлении горожан), социально-сетевой (отображение социальных связей) и проектный (построению социальных карт в контексте планирования, мониторинга и оценки социальныхнаселения в регионах России: социальное картирование // Устойчивое инновационное развитие:проектирование и управление, 2015.
Том 11. № 4 (29). С. 104-115; Вавилина Н.Д., Скалабан И.А.Социальное картирование: метод исследования и инструмент развития территории. Новосибирск:Издательство Сибпринт, 2015. 301 с.; Археология периферии. Сост. Ю.Э. Григорян. М.: Московскийурбанистический форум, 2013. 529 с.78См.: Скалабан И.А. Образы поселений: карта как соучастие // Ценности и смыслы, 2015. № 1 (35). С.38-51.50программ и проектов)79. С точки зрения данного исследования особый интереспредставляют социально-статистический и социально-антропологический подходы.
Социально-сетевой и проектный подходы не отвечают поставленным задачам,так как первый предполагает построение диаграммы сетей, т.е. отношений и связей индивидов без привязки к географическому пространству, а второй является,скорее, не отдельным методом картирования, а технологией, используемой вовремя планирования и разработки социальных программ и городских проектов.Социально-статистический подход предполагает, что исследователь наносит некоторые отобранные им статистические данные на географическую картунаселенного пункта, региона, страны.
Построение карты целиком опирается наиспользование количественных данных: официальной статистики или первичнойинформации, собранной в результате социологического исследования. Подобныекарты, как правило, предлагают многофакторный анализ исследуемого явления иносят комплексный характер, то есть состоят из нескольких «слоев». Данныйподход максимально близок к методикам, используемым в экономической географии, и представляет собой способ пространственной репрезентации полученных данных, который позволяет оценить степень и регионы распространенноститого или иного явления или процесса.
В рамках настоящего диссертационного исследования использование данного подхода будет опираться на комплексную методологию анализа социально-территориальной структуры.В российской социологической литературе на сегодняшний день редковстречаются примеры разработки комплексной методологии, позволяющей исследовать все аспекты социально-территориальной городской структуры. Какправило, целью исследования городского пространства является подробное изучение одного или нескольких его аспектов.
Тем не менее, есть несколько приме-См.: Вавилина Н.Д., Скалабан И.А. Социальное картирование: метод исследования и инструментразвития территории. Новосибирск: Издательство Сибпринт, 2015. С. 29-51.7951ров применения исследований, использующих комплексный подхода к изучениюгородского пространства.Одно из таких исследований провела О.И. Вендина при создании Социального атласа Москвы, подготовленного ей для Московского урбанистического форума 2013 года80. Атлас, в котором с помощью карт показаны особенностидифференциации социально-экономического пространства города, создан на основе анализа демографической и социально-экономической статистики81.
Авторнанесла на карты Москвы ряд статистических данных, включающих информациюо численности и плотности населения, распределении рабочих мест, жилом фонде, инвестиционной привлекательности, распределении человеческого капитала,анализ которых позволил ей, во-первых, создать типологию районов Москвы, а,во-вторых, сделать выводы о соответствии Москвы критериям постиндустриального развития.Другой пример подобного исследования представляет собой проект Московского института социально-культурных программ «Механика Москвы»82, посвященныйизучениюкачествагородскойсреды.Крупномасштабноеисследование включало в себя социологический опрос москвичей, а также анализстатистических данных.
В результате исследования были построены карты, визуализирующие качество городской среды во всех районах Москвы на основе семи параметров: безопасность, жилищные условия, здравоохранение, культура,образование, транспорт, экология. По результатам исследования был проведенкластерный анализ и выделено несколько типов городской среды.В данном диссертационном исследовании также будет применен комплексный подход к исследованию социально-территориальной структуры.
Однако в отличие от исследования, проведенного Московским институтом социально-См.: Вендина О.Н. Социальный атлас Москвы //Проект Россия: приложение к журналу, 2012. № 4 (66).См.: Там же.82См.: Пузанов К., Степанцов П. Механика Москвы. Исследование городской среды. М.: Московскийинститут социально-культурных программ, 2016. 135 с.808152культурных программ, нас будет интересовать не качество городской среды, измеряемое, в первую очередь, через совокупность субъективных показателей удовлетворенности населения, а специфика расселения устойчивых социальныхобщностей, обусловленная неоднородностью условий проживания. Таким образом, с помощью результатов исследования можно будет оценить потенциал развития каждого городского района на основе объективных статистических данданных. Объединение полученных в ходе исследования данных с результатамиисследований качества городской среды позволит разработать обоснованные рекомендации для принятия решений в области городского развития и планирования.Главную методологическую задачу настоящего исследования составляет выбор показателей, на основе которых будет проводиться эмпирическийанализ.
Их выбор обусловлен, в первую очередь, целью и задачами нашего исследования. Для решения поставленных методологических задач мы обратимся ктеории капитала Пьера Бурдье. Капитал, по П. Бурдье, выступает в следующихформах: 1) экономический капитал напрямую конвертируется в деньги и институционализируется через право собственности; 2) культурный капитал институционализируется в форме образовательных квалификаций; 3) социальный капиталформируется с помощью социальный связей и ассоциируется с членством в группе83. Что касается символического капитала, то он понимается как форма, которую могут принимать другие виды капитала, «воспринимаемые и признаваемыекак легитимные»84. Это то, что обычно называют престижем, статусом, репутацией. Он понимается как любой из видов капитала, воспринимаемый символически.«Символическим капиталом может быть любое свойство (любой вид капитала:физический, экономический, культурный, социальный), когда оно воспринимает-См.: Бурдье П.
Формы капитала // Экономическая социология, 2002. Том 3, № 5. С. 60-74.Бурдье П. Социология социального пространства. М.: Институт экспериментальной социологии;СПб.: Алетейя, 2007. С. 70838453ся социальными агентами, чьи категории восприятия таковы, что они в состоянииузнать (заметить) и признать, придать ценность этому свойству»85.В теории П. Бурдье носителем капитала выступает индивид.
Отсюда вытекает понятие социального пространства и его связь с физическим пространством,которое представляет собой многомерную конструкцию, являющуюся отражением первого. По П. Бурдье, социальное пространство абстрактно, оно конструируется посредством полей, в структуре которых отражается неравномерноераспределение различных видов капитала.