диссертация (1169378), страница 8
Текст из файла (страница 8)
Зона пригородов, жилая или промышленная, существует в большинствеамериканских городов и связана с появлением автомобиля и улучшением качестважелезнодорожного сообщения.Во второй половине XX века представления о городском пространстве и городской структуре формировались, преимущественно, в рамках «новой городскойсоциологии», трактующей городские процессы в русле критической теории и постмарксизма48. Исследователи стремились не столько описать морфологию существующих городов, сколько предложить новые теоретические подходы к генезисугородского пространства. Определяя пространство как социальный продукт, АнриЛефевр разработал подход, который он сам предложил назвать «спациоанализом»или «спациологией»49. Целью своей работы «Производство пространства» А.
Ле-См.: Castells, M. The City and the Grassroots: A Cross-Cultural Theory of Urban Social Movements. University of California Press, 1984. 471 p.; Castells, M. The Urban Question: A Marxist Approach. The MIT Press,1979. 502 p.; Лефевр А. Производство пространства. М.:Strelka Press, 2015.
432 с.; Харви Д. Право нагород // Логос, 2008. № 3. С. 80-94.49Лефевр А. Производство пространства. М.:Strelka Press, 2015. С. 394.4835февр ставил дать характеристику тому пространству, в котором мы живем, а также «выяснить генезис современного общества через произведенное им пространство и с помощью этого пространства»50. Таким образом, в его концепциипространство приобретает диалектический характер.
Способ производства создает собственное пространство, проецируя на местность присущие ему социальныеотношения. В то же время произведенное пространство само является средствомпроизводства, равно как и средством контроля, а значит, господства и власти. Так,капиталистический способ производства, использовав уже существующее пространство (реки, каналы, моря, дороги), создал свое собственное пространство(железные дороги, шоссе, аэродромы), которое само превратилось в средства производства (городская инфраструктура – порты, дороги, вокзалы – является частьюкапитала).
Город и городское пространство не могут быть определены просто каксумма мест потребления и мест производства. Пространственная организация города (равно как и региона, страны, континента) повышают эффективность производительных сил, как оборудование и станки на фабрике, но на более высокомуровне.Выдвигая идею пространственной триады, А. Лефевр вводит следующиепонятия, необходимые для понимания социального и, следовательно, городскогопространства:1.
Пространственная практика любого общества производит свое пространство. При неокапитализме пространственная практика связывает повседневнуюреальность, которую А. Лефевр определяет через повседневные дела, времяпрепровождение, и реальность городскую, понимаемую как маршруты и сети, связывающие места жительства, работы и досуга. Пространственная практика – этовоспринимаемое пространство, она показывает, как люди использую пространство в своей повседневности.50Там же.
С. 13.362. Репрезентации пространства или задуманное (осмысленное) пространство– это «пространство ученых, планировщиков, урбанистов, «кроящих» и «организующих» технократов, некоторых художников, близких к научным кругам и отождествляющих переживание и восприятие с замыслом (продолжением чегослужат ученые рассуждения о числах — золотом сечении, модулях и «канонах»)»51.
Репрезентации пространства могут принимать физическую форму в видекарт, планов, моделей и схем города.3. Пространство репрезентации или пространство, переживаемое через некоторые образы и символы, является пространством жителей и пользователей.«Оно покрывает собой физическое пространство, используя его объекты в качестве символов»52.Рассмотренные три среза социального пространства зачастую вступают вконфликт.
Один из основных тезисов А. Лефера заключается в том, что пространство имеет политический характер53. Отсюда следует, что основной метод изучения пространства должен строиться на анализе его конфликтной природы.Государство использует пространство таким образом, чтобы обеспечить гомогенность, фрагментацию и иерархизацию.
Гомогенность предполагает производствоунифицированного пространства (строительство одинаковых домов, кварталов,трасс, аэропортов), в котором есть сильные центры и слабая периферия. Такимобразом, пространство предстает не только как продукт производительных сил,производственных отношений и собственности, но и как продукт административного и репрессивного контроля, результат стратегий доминировании и подчинения, навязываемых государством. Под фрагментацией понимается разбиениеединого городского пространства на некоторые отдельные пространства, функциональные зоны: жилые кварталы, промышленные зоны, торговые улицы, цен-Там же. С. 52Там же. С. 5253См.: Lefebvre, Н.
State, Space, World: Selected Essays. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2009.P. 174515237тры проведения досуга и др. При этом данное разделение не является естественным, а происходит в силу того, что единое пространство, становясь товаром, дробится на мелкие части, покупается и продается. Гомогенность пространстваподдерживается, в частности, через иерархизацию. Разделение города на центр ипериферию характерно не только для крупных мегаполисов, но и для так называемых развивающихся регионов. Доминирование центра над периферией позволяет сохранять гомогенность пространства и поддерживать все формы контроля(организационного, административного, финансового, политического и др.). Центры соединяют периферии, координируют их активность, подчиняя общей стратегии государства.
Иерархизация выражается также и в том, что городскоепространство отражает социальную стратификацию населения города. Сегрегацияявляется неотъемлемой характеристикой городского пространства, а рабочийкласс, проживающий в гетто, в глазах А. Лефевра предстает наиболее уязвимым иизолированным.Представление о городском пространстве как производном от экономикополитических сил было характерно и для социологии Дэвида Харви. Фокус в объяснении пространственной формы города переносится на два основных фактора:накопление капитала и классовую борьбу54. С точки зрения Д. Харви, функциональная роль города заключается в процессе накопления: искусственно созданнаягородская среда (built environment) возникает благодаря географической концентрации прибавочной стоимости.
В городских формах воплощаются социальные,экономические, политические, технологические и институциональные возможности концентрации и распределения прибавочной стоимости. Пространственнаяорганизация города изменяется под влиянием капитала и при поддержке правительства. Применяя данную теорию к анализу социально-территориальной структуры города, можно сделать вывод о том, что она является результатомСм.: Harvey, D. Social Justice and the City.
Georgia: University of Georgia Press, 2010. 356 p.; Gottdiener,M. The Social Production of Urban Space. Austin: University of Texas Press, 1994. 320 p.5438распределения инвестиций. Финансовые суперструктуры играют важную роль ворганизации местных рынков недвижимости и, как результат, являются источником разнообразных городских проблем: расовой и классовой сегрегации, наличиизаброшенного и ветхого жилья, неравного доступа к услугам типа образования издравоохранения, неравенства городских районов. «Нерегулируемый капитализмсвободного рынка расширяет классовое разделение, усиливает социальное неравенство и делает так, что богатые регионы становятся богаче, а все остальные всеглубже погружаются в болото бедности.
Города становятся все более геттоизированными по мере того, как богатые все сильнее стремятся оградить себя от них»55.Подобного рода экономико-политический детерминизм переносит акцент наклассовую борьбу и городские социальные движения. Отстаивая свое право нагород, различные классы стремятся к преобразованию города в соответствии сосвоими собственными желаниями56. Таким образом, изучение социальнотерриториальной структуры города предполагает: 1) анализ основной структурыинвестиций в городские проекты; 2) классовые интересы горожан, их вовлеченность в городские социальные движения и способы отстаивания права на город.Роль частных девелоперов зачастую определялась как решающая и представителями Лос-анджелесской школы урбанизма в их исследованиях окраинных городов. Предпосылкой к зарождению Лос-анджелесской школы урбанизма сталопредставление о Лос-Анджелесе как уникальном, своеобразном городе, которыйкардинально отличается от других американских городов.