диссертация (1169339), страница 20
Текст из файла (страница 20)
Толстым и Ф. М. Достоевским – И.Т.),однако «слабый, легкий и тихий голос его никем все-таки не заглушен и до сихпор отчетливо слышен». 126Только к концу жизни И. С. Тургенев, по мнению Г. В. Адамовича, началстановится «самим собой» – по его поздним вещам «можно догадаться, чемдолжен был бы он стать». Писателю, продолжал автор «Комментариев»,«тягостно было жить», «все ему было чуждо», его одолевало одиночество, ароманы «проваливались в небытие», но И. С. Тургенев при этом «забвении» исобственном «неверии ни во что», ничего не пытался изменить. В этой духовнойскромности, «в отсутствии всякой самонадеянности и гордыни», по мнениюГ.
В. Адамовича, «есть что-то неожиданно-христианское», – не лучшие лихристиане,126чем«самозваныепророки»(читай,Л. Н. ТолстойиАдамович, Г. В. Комментарии. Глава LXXVIII [Электронный ресурс].URL:https://www.e-reading.club/chapter.php/147465/78/Adamovich_-_Kommentarii.html. (дата обращения:24.09.2016).91Ф. М. Достоевский – И.Т.), – повторял свою мысль Г. В.
Адамович – «самыетихие русские писатели – Тургенев и Чехов?».127Вспомнил Г. В. Адамович и «трескучую риторику» И. С. Тургенева напушкинском юбилее – «на московском празднестве», за которую, уверен критик,пожилому писателю, должно быть, «было стыдно», оттого он и прикрыл лицоруками.Незабылавтор«Комментариев»иопоследнихписьмахИ. С. Тургенева, в которых писатель упоминал о «зеленом зимнем крае неба вокне», за которым «ничего нет». И видимо, в запоздалое назиданиеИ.
С. Тургеневу прозвучали и последние слова «тургеневского» фрагмента из«Комментариев»:«Надопомеревозможностейжитьпросто,житьблагожелательно к другим, жить, как живут другие, … в смысле круговойпоруки перед общей для всех участи … и, пожалуй, молчать о том, что за“зеленым краев неба” решительно ничего нет и что даже Клара Милич со всемипотусторонними видениями – жалкий самообман, ампула морфия, помогающаясносить боль до той минуты, когда ни боли не останется, ничего…».128Однако отметим, что в самых пронзительных и болезненных для критикаразмышлениях о судьбах эмиграции – «второй России», Г. В.
Адамовичприводит слова именно тургеневского текста одного из «устаревших», помнению автора «Комментариев», «общественных романов» – романа «Рудин»:«“Космополит – нуль, хуже нуля”, сказал, если не изменяет мне память,Тургенев в “Рудине”».Добавим, что творческую близость «тихих писателей» И. С. Тургенева иА. П. Чехова подчеркивал еще один известный критик, литературовед, историк ифилософ русского зарубежья П. М. Бицилли. В статье, посвященнойА. П. Чехову, П.
М. Бицилли использует метод сравнительного анализа,127Адамович, Г. В. Комментарии. Глава LXXVIII [Электронный ресурс].URL:https://www.e-reading.club/chapter.php/147465/78/Adamovich_-_Kommentarii.html. (дата обращения:24.09.2016).128Там же.92сопоставляя целые фрагменты чеховской прозы с тургеневской и подчеркивая ихсхожесть по тем или иным критериям текстологического исследования.129В работах русских писателей – эмигрантов И. С. Тургенев предстает икак герой художественного повествования, как, например, в романе Р. Б.
Гуля«Скиф», впервые изданном в Берлине в 1931 г., затем переработанном подназванием «Скиф в Европе: Бакунин и Николай II» (изданный в Нью-Йорке в1958 г.), а после – переработанный еще раз под названием «Бакунин» (изданныйтам же в 1974 г.). 130Отдельное место среди работ русских эмигрантов о И. С. Тургеневезанимает роман «Тургенев» Л. А.
Тарасова, публиковавшегося под псевдонимомАнри Труайя. Роман «Тургенев», изданный в 1985 г., написан на французскомязыке, и сам Анри Труайя справедливо считается французским писателем,поэтому не принято относить его наследие к литературе русского зарубежья,продолжавшей традиции национальной, русской литературы.2.2. И. С. Тургенев в работах философов и богословов русского зарубежьяXX–XXI вв.Русские философы и богословы, так же, как писатели и историки русскойэмиграции, за рубежами родины размышляли о судьбах родной культуры илитературы, переосмысливая не только духовное наследие и личностныеособенности отечественных писателей, но и исследовательские работы, импосвященные.Серьезные труды русским писателям, в том числе И.
С. Тургеневу,посвятил русский религиозный философ, богослов В. В. Зеньковский. По словамисследователя творчества В. В. Зеньковского О. Т. Ермишина, в изучениирусской литературы и русских литераторов философа привлекали личности129Бицилли, П. М. Трагедия русской культуры: Исследования, статьи, рецензии / П. М. Бицилли. Сост.,вступ. статья, коммент. М. Васильевой. – М.: Русский путь, 2000. 608 с.130Гуль, Р. Б.
Скиф в Европе (Бакунин и Николай I) / Р. Б. Гуль. – Нью-Йорк: Изд-во «Мост», 1958. 208 с.93писателей, религиозное мировоззрение и религиозное творчество, однако, вотличие от других мыслителей, «подход» В. В. Зеньковского заключался нетолько в религиозно-философской интерпретации, а в синтезе разных методов:«личность как центральная тема исследования объединяла психологию,философию, литературоведение, выходя за рамки узкоспециального изучения истановясь универсальной темой». 131Пройти «путь от психологии к философии», отмечает О.
Т. Ермишин,В. В. Зеньковскому помог интерес к русской литературе, для которого «сильнымимпульсом»сталоучастиефилософавСеминариипоизучениюФ. М. Достоевского, созданной А. Л. Бемом при Русском народном университетев Праге в 1925 г. Результатом деятельности в Семинарии стала статья «Гоголь иДостоевский», которая вошла в 1-й том сборника «О Достоевском»,подготовленного А. Л. Бемом.В 1958 г. В. В. Зеньковский опубликовал статью под названием«Миросозерцание И. С.
Тургенева. К 75-летию со дня смерти», где далсерьезную, обоснованную философскую оценку личности и творчества писателя.В первых же абзацах В. В. Зеньковский не поощряет критиков И. С. Тургенева, втом числе в лице «крайне недоброжелательного и раздраженно придирчивого»Ю. И.
Айхенвальда, заявившего, что писатель «заслужил Кармазинова» – эту, пословам философа, «недостойную Достоевского сатиру на Тургенева».132Отметим, что впервые в работах гуманитариев русского зарубежья, каким-либообразом упоминавших о конфликте И. С. Тургенева и Ф. М. Достоевского, из устВ.В.ЗеньковскогопрозвучалапрямонегативнаяоценкадействийФ.
М. Достоевского, в романе «Бесы» изобразившего И. С. Тургенева вЕрмишин, О. Т. Путь к идейному синтезу и единству (О жизни и трудах В. В. Зеньковского) /Зеньковский В. В. Собрание сочинений. Т. I: О русской философии и литературе: Статьи, очерки ирецензии (1912–1961) [Сост., подгот. текста, вступ. ст., примеч. О. Т. Ермишина]. – М.: Русский путь,2008. 448 с. С.
26: ил.131132Зеньковский, В. В. О русской философии и литературе / В. В. Зеньковский. Сост., подгот. текста, вступ.ст., примеч. О. Т. Ермишина // Статьи, очерки и рецензии (1912–1961). Т. 1. – М.: Русский путь. 2008. 448 с. С.318: ил.94карикатурном свете, и именно потому, что сам Ф. М. Достоевский занималособое место в творчестве В. В. Зеньковского.В истории русской литературы и русской культуры – с сожалениемотмечает автор статьи – И. С.
Тургеневу несомненно принадлежит оченьзначительное место, однако в оценке и уяснении его значения не было и нетсогласия. До сих пор – обращает внимание читателя В. В. Зеньковский – нетобъективного отношения ни к личности, ни к творчеству писателя, и«приходится иметь дело с резкими расхождениями у авторов, писавших оТургеневе».133О личности писателя – считает В. В. Зеньковский – многие судят повоспоминаниям А.
Я. Панаевой, «неблаговидно его рисующей», но «если жеприсмотреться ко всем наветам…, то все это так мелко и несущественно, чтостановится досадно и даже стыдно… Жестоко и несправедливо». И литературнаясудьба И. С. Тургенева, по мнению философа, «остается омраченнойнесправедливыми и придирчивыми характеристиками», – В.
В. Зеньковскийприводит ряд высказываний критиков о писателе, которые заставляют авторастатьи «в недоумении разводить руками».134Что же касается миросозерцания И. С. Тургенева, подчеркивает философ,то в его характеристиках встречается меньше разногласий, – вероятно, потому,что пишут о нем «обычно между прочим».В. В.
Зеньковский подробно рассмотрел и этапы идеологическогоформирования И. С. Тургенева: период гегельянства, смену его на «реализм, тоесть принятие действительности как она есть, позитивистической остановкой нафактах и их научном изучении». Вера в знание, в научное истолкование бытия,отмечает В. В. Зеньковский, и есть тургеневский реализм, а продекларированныйкогда-то писателем поиск истины, по мнению философа, относится не к поискуспасения, а к поиску «смысла жизни», поиску судьбы и жизненных путях133Зеньковский, В.