диссертация (1169152), страница 46
Текст из файла (страница 46)
В условиях свободного рынка товаров и идей, ростамобильности, когда границы между государствами и идеологическимисистемами мышления не играют явной регулирующей роли, «фрирайдеры»являются носителями и, в то же время, промоутерами «размытых» системценностей, в том числе и религиозных. Функциональное воздействие«фрирайдера» на религиозную среду амбивалентно. С одной стороны, онвыступает в роли стимулирующего фактора для религиозных институтовдействовать50внаправленииукреплениясвоейинституциональностиFinke, R., Scheitle, C.
Pluralism as Outcome: The Ecology of Religious Resources, Suppliers, andConsumers // Interdisciplinary Journal of Research on Religion, 2009. Volume 5. P. 14.213(поддержания авторитета в обществе и сплоченности организаций), а сдругой, он все больше ослабляет (подтачивает) религиозные институты,размывает и фрагментирует религиозность, способствует «бриколажу»религиозных убеждений на индивидуальном уровне. В-третьих, объясняется,чтоснижениеестественнымуровняинституциональнойследствиемлиберализациирелигиозностирелигиозныхявляетсяинститутов,развивающихся в фарватере все большей плюрализации и либерализациисовременного общества в условиях свободного рынка идей, морали, системценностей, а не снижения спроса на религию, как утверждается в рамкахпарадигмысекуляризации.В-четвертых,всочетаниисконцепцией«религиозных ниш» он позволяет понять, что рост внеинституциональнойрелигиозностиявляетсярезультатомдвустороннегопроцесса:либерализации религиозных институтов и изменений в структуре спроса,которыйчуткореагируетнаразличногородасоциоструктурныетрансформации общества.Постулат «о консервативных церквях» также расширил границыпонимания того, что имеется в виду, когда идет речь о «религиознойэкономике».
Он указывает на необходимость учитывать при анализерелигиозных процессов в определенных социумах наряду с показателямистепени свободы религиозного рынка, активности индивидуальных иколлективных религиозных акторов, также и особенность традиции,внутренней культуры религиозных организаций, неразрывно связанной скультурной традицией и модернизационными процессами в конкретнойсоциальной среде.Важно, на наш взгляд, рассматриваемый вопрос поднимает довольноактуальную проблему роли «религиозного сообщества» в современномобществе. Представляется полезным посмотреть на проблему «сообщества»и через иной ракурс. Как отмечает З.
Бауман, общество начала XXI векахарактеризуется,экономическихсоднойпроцессов,стороны,асстремительнымдругой–всеусложнениемболееявной214фрагментированностью человеческого существования. Противоречие междуэтими процессами и составляет основную проблему современного общества.При всей «индивидуализированности» социума в нем побеждают именнотенденции к самодостаточности хозяйственных процессов, в то время каксоциальное начало становится все менее значимым.
Бауман подчеркивает,что именно в этом кроется основная причина того, что современное обществопропитывается антигуманизмом, а современный человек становится всеболее дезориентированным, ограниченным и беспомощным51. В этихусловиях, важно принимать во внимание, что «ключевой ценностью и«предметом» потребительского спроса в эпоху утекания (дословно:ликвидации) Общества52 «текучей» современности становится сама идеясообщества.
Человек готов платить не столько за услуги, безопасность илиматериальныепредметы-самымдорогостоящимявляетсясегоднявозможность принадлежать к сообществу, утраченной общинности,которую можно локально и на время реконструировать. Общество ирелигиозная вера в многообразии своих предложений на «рынке» по форме исодержанию предоставляют человеку такую возможность. Принадлежностьможет быть постоянна или фрагментарна – это дело собственного выбора.Заметим, что «сообщество» может выступать в различных формах:консервативных и не консервативных религиозных групп, кибер-церквей,организационно оформленныхи довольно аморфных с точки зренияорганизации движений.
Главное условие успеха – это понятная и четкаяартикуляция целей и ценностей. Реальность такова, что в настоящее времятакого рода разнообразные сообщества популярны, растут и являютсязаметной составляющей религиозных экономик в разных странах мира.Пожалуй, здесь кроется еще одно из объяснений выявленной Р. Финке, Р.Старком и Л.
Ианнакконе тенденции. Растут те церкви, которые«предлагают» набор понятных и стабильных ценностей, а также членство в5152См.: Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2005.См.: Бауман З. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008.215сообществеединомышленников,имеющихтенденциюоперативноотзываться на потребности своих членов и окружать вниманием любоговновь пришедшего человека, даже случайно забредшего, возможно, внадежде «найти» «утраченную общинность» и внести необходимую плату.Таким образом, раскрываемые через призму теории «религиознойэкономики» в совокупности с ранее рассмотренными нами глокальнымипаттернами и теоретическими подходами трансформации функциональных,пространственных и содержательных границ «религиозного сообщества»,требует рассматривать его, прежде всего, как агента продвиженияопределенной идеологии (в том числе гуманистических идей сохраненияокружающей среды, борьбы с бедностью и проч.), фактор риска, гарантастабильностиопределеннойсистемыценностейипредоставления«компенсаторных» услуг обществу.
Поэтому методологически концепт«сообщество» следует раскрывать через призму процесса, функций,расположения и набора отношений, а также затрат/ цены принадлежности ивознаграждений, получаемых от факта принадлежности. Реальность такова,что в настоящее время разнообразные сообщества популярны, растут иявляются заметной составляющей религиозных экономик в разных странахмира. В условияхфрагментированности ииндивидуализированностисоциума ключевой ценностью и предметом потребительского спросастановится принадлежность к сообществу (официально декларируемое илисимволичное), которое может и не быть организационно оформлено.Несмотря на то, что концепт «религиозная экономика» изначальноявляется базовым в «новой» парадигме, в ранних работах ее авторов мы необнаружим стройного определения того, что собственно подразумеваетсяпод «религиозной экономикой».
Эта задача была решена позже Р. Финке и Р.Старком в результате обобщения накопленного теоретического багажа иразвития теории в направлении более глубокого осмысления законовфункционирования религиозных рынков. Итак, по определению Финке иСтарка«религиозная экономика» - это «особая субсистема, которая216включает все виды религиозной активности (практики), имеющие место вовсех обществах, в том числе рынок существующих и потенциальныхсторонников религии, набор организаций, стремящихся привлечь илисохранить сторонников, а также религиозную культуру, предлагаемуюорганизацией»53.Определение содержит важные с методологической точки зренияположения.
Во-первых, оно закрепляет понимание того, что в каждомобществе имеет место своя уникальная «религиозная экономика», посколькувключает в себя набор специфических для каждого общества характеристик(виды религиозной активности, рынок существующих и потенциальныхсторонников религии, набор организаций и культуру). Во-вторых, вопределении содержится значимое указание на то, что религиознаяэкономика включает в себя не только действующих религиозных акторов, нои потенциальных, что существенно расширяет границы объектно-предметнойобласти исследования религиозной среды в сравнении с традиционнымиподходами, в рамках которых обычно анализ строится на получении данныхо деятельности религиозных организаций и верующих людей. В-третьих,важным элементом определения является то, что характер религиознойэкономики обусловлен особенностью религиозной культуры, предлагаемойорганизацией (церковью, религиозным объединением), которая складываетсяв тесной взаимосвязи с историческим и культурными аспектами общества,также зависит от характера модернизационных процессов в нем.
Включениефактора религиозной культуры в определение концепта «религиознаяэкономика»сталопрямымследствиемисследованияегороливэмпирических исследованиях авторов теории, результаты которых в итогебылисформулированывпостулате«оконсервативныхцерквях»,рассмотренного в предыдущей части работы. Культурный контекст являетсяодним из существенных параметров, обеспечивающих повседневный климатвзаимодействия акторов на религиозных рынках, он является важным53Finke, R., Stark, R.