Диссертация (1168895), страница 7
Текст из файла (страница 7)
Началась мрачная полоса «аракчеевщины».ПослепораженияРоссиивКрымскойвойнегенерал-адъютантД. А. Милютин пришел к выводу, что проблемы обучения и воспитания в военныхучебных заведениях в период правления Александра I и Николая I явились однойиз причин этого поражения. Реформы Д. А. Милютина имели целью перестроить1 См.: Ангальт Ф.Е.
Искусство явиться в свет с успехом, приписанное господам кадетам Vвозраста. СПб., С. 16.2 См.: Там же С. 20-23.35всю сеть военных учебных заведений, возрождая в них дух А. В. Суворова. Ксожалению, интриги против реформатора не дали ему решить задуманное всецело.После его отставки прежние порядки были возвращены, что не позволилоэффективно решить проблему культуры общения в офицерской среде. В 1912 годув журнале «Военный сборник» была опубликована статья, в которой утверждалось,что «ни в кадетских корпусах, ни в военных училищах, не видно, тойвоспитательной работы, которая бы создавала идеал офицера»1.Важную роль в становлении культуры общения в офицерской среде висследуемыйпериодсыграливыдающиеся военачальникирусскойармииП.
А. Румянцев, А. В. Суворов, М. И. Кутузов, М. И. Драгомиров, С. О. Макаров,М. Д. Скобелев и др. Вклад в развитие культуры общения этих выдающихсявоенных деятелей был различен. Одни утверждали эту культуру в повседневнойжизни и деятельности войск, другие в развитии военно-педагогической мысли. Какотмечал профессор Н. Коробков «в мировой военной истории чрезвычайно редкислучаи, чтобы один народ выдвинул двух великих полководцев одновременно. Вовторой половине ХУШ века Россия дала двух великих гениев - Румянцева иСуворова, а третий - Кутузов - выступил в расцвете своего таланта в начале XIXстолетия»2.ВыдающийсявкладРумянцеваввоспитаниеиобучениевоеннослужащих русской армии и, в первую очередь офицеров, была высокооценена одним из авторитетнейших исследователей русской армии генераломД. Ф.
Масловским. «.. .Нет ни одного отдела, где не осталось бы следов Румянцева.В этом смысле он был единственным наследником дел Петра I и самым виднымпосле него д е я т е л е м .» 3.В офицерской среде П.А. Румянцев насаждал требования любви и уваженияк солдату. Всякое высокомерие, грубость в общении офицеров между собой инижними чинами решительно пресекались. Отсюда его ордер (приказ) генералпоручику С.
А. Языкову «О порядке расположения дивизии на кантонир-1 См.: Дмитриевский А. Идеал офицера // Военный сборник. 1912. № 7. С. 3-5.2 См.: Фельдмаршал Румянцев. Сборник документов и материалов. М.: ОГИЗ, 1947. С. 6.3 См.: История русской армии // Российский военный сборник. Вып. 3. М.: ГА ВС, 1994. С.48-50.36квартирах» в октябре 1760 года. В ордере говорилось: «О покое и выгоде нижнихчинов, коих радиединственное сие расположение делается, - господам бригадными полковым командирам всевозможное со стороны своей присовокуплять иособливо по-нынешнему, уже начинающему, студеному времени рекомендоватьотменно..., ибо пристанище для солдата в настоящее время весьма нужно инадобно. В квартирах же, где рядовые расположены будут, - иметь через всю ночьогонь и одного не спящего п о п ер ем ен н о .» 1.Исторические документы свидетельствуют о популярности П.
А. Румянцевав армии, о его нравственном влиянии на подчиненных, отеческой любви к солдату,заботе об офицерах. П. А. Румянцев требовал «привести (нижних чинов) вприличное военным людям состояние, внушить им добропорядочную жизнь,вежливое обхождение и чистоту»2. После петровских жестоких мер, которыминасаждалась культура общения в офицерской среде, как видим, появляются росткипоощрения за достойное поведение и службу. О уроке педагогического такта вобщениисофицерамирассказалД.Н. Бантыш-Каменский.«ОднаждыЗадунайский, - писал он, - обозревая на рассвете лагерь свой, приметил офицера,отдыхавшего в халате, начал с ним разговаривать, взял его под руку, вывел изпалатки, прошел мимо войск и потом вступил вместе в шатер Фельдмаршальский,окруженный генералами и своим Штабом»3.
Свои отношения с офицерами онстроил так, что являл им пример культуры общения и отношений. Д.Н. БантышКоменский пишет, что даже «Суворов являлся к нему в полном мундире и забывалпри нем шутки свои»4.Военно-педагогическая деятельность П. А. Румянцева высоко ценилась егопоследователями,выдающимисяполководцамиА. В. Суворовым,М. И. Кутузовым, М.
Д. Скобелевым и др.1См.: Российский государственный военно-исторический архив. Фонд архива. Д. 1679. Л.510. ЦКЪ: ййр://хп--80айсу1Ь.хп--р1а1/ша1;епа1у/Гопёу-агкЫуа.8Й1т1.2 См.: О долге и чести в российской армии. Сборник материалов и документов. М.:Воениздат, 1990. С. 12.3 См.: Бантыш-Каменский Д.Н. Биографии Российских Генералиссимусов и генералфельдмаршалов. В 4-х частях. М., 1991. С. 47.4 См.: Там же. С. 48.37Исследуя нравственный элемент в деятельности А. В.
Суворова генераллейтенант С. Гершельман писал, - «Нам особенно важно детально разобратьспециально с этой точки зрения деятельность этого великого человека; к тому жеэта деятельность может дать нам возможность указать на средства пользованиянравственным элементом не только в военное время, но и в мирное, т. е. в делеобучения и воспитания войск»1.Исследование роли А. В. Суворова в формировании культуры общения вофицерской среде показывает, что всю ее можно видеть в четырех направлениях.К первому направлению можно отнести привитие офицерам общечеловеческихнравственных ценностей, таких как патриотизм, порядочность, совестливость,честность, благородство и др.
Ко второму направлению следует отнести воинскиекачества и добродетели, такие как, профессионализм, храбрость, решительность,выносливость, физическая закалка, дисциплинированность, гуманное отношение кпобежденным врагам и др. К третьему направлению относится культурапрофессионального общения. Здесь выделяются такие качества офицера как:соблюдение субординации; тактичность, выдержка, уважение человеческогодостоинства в солдате, требовательность, готовность оказать помощь и поддержкуи др. Все эти качества укреплялись А. В. Суворовым в сознании каждого офицераисолдата.Четвертоенаправлениеотноситсякнравственно-религиознымценностям, насаждаемые полководцем в войсках. К этим ценностям следуетотнести истинную веру в Бога, соблюдение евангельских предписаний, проявлениялюбви к ближнему, религиозный аскетизм и др.Перед штурмом крепости Измаил А.
В. Суворов собрал офицеров и сказал:«дважды стояли русские перед Измаилом и дважды отступали от него... В третийраз отступление произвело бы сильный упадок духа в войсках, отозвалось по всейЕвропе и придало бы еще более высокомерия туркам и их друзьям». БригадирПлатов прокричал: «на штурм», все с воодушевлением присоединились к еговозгласу.
Суворов бросился к нему на шею, и затем перецеловал всех по очереди.«Сегодня, - сказал он, - Богу молиться, завтра - учиться, после завтра - победа или1 См.: Гершельман С.А. Нравственный элемент в руках Суворова. Гродно, 1900. С. 4.38славная смерть!»1.Конец XVIII и начало XIX века характеризуется усилением феодальнойреакции, в связи с революционными движениями странах в Западной Европы.
Какотмечает Л. Г. Бескровный, - «в войсках были нарушены традиционные основы, ивсе чем армия гордилась (имена полков, знамена, награды за победы и т.п.), былогрубо отброшено как ненужная ветошь. Все, что в какой-либо мере напоминалоекатерининское время, и было связано с именами Румянцева и Суворова,осуждалось и изгонялось»2.Огромная роль в возрождении культуры общения в офицерской средепринадлежит М. И. Кутузову, ученику А.
В. Суворова. М. И. Кутузов, считал, что:субординация, дисциплина, являются стержнем воинского воспитания в армияхЗападной Европы, «сколь ни велики... сами по себе, останутся бессильными тогда,когданеоживятсяонитемвоинскимдухом,которыйпреоборяет всеобстоятельства, не находит препон ни в каких предприятиях»3.Исследованиедокументов,мемуарнойлитературы,публицистикипоказывает, что в офицерской среде М.
И. Кутузов насаждал такие качества как:ответственность за добросовестное выполнение своих служебных обязанностей;честность и непримиримость к обману; дисциплину и субординацию; патриотизмилюбовькРодине;милосердиекповерженномуврагу;гордостьзапринадлежность к офицерскому корпусу; храбрость; близость к солдату; истиннаявера в Бога; здоровое самолюбие.В отличие от принятых административных подходов в формированииперечисленных качеств М. И. Кутузов большое внимание уделял педагогическимметодам воспитания офицеров и солдат.
«Прежде чем заниматься науками, - писалМ. И. Кутузов, - рассмотрим цель их для военного человека, и до какой степенидолжны простираться его сведения в оных. Всякой у ч ащ и й ся . имеет две цели: 1е. делать из приобретенных им сведений непосредственное употребление; 2-е.1См.: Гершельман С.А. Нравственный элемент в руках Суворова. Гродно, 1900. С.
42-43.2См.: Бескровный Л. Г. Русская армия и флот в XIX веке. М.: Наука, 1973. С. 10.3См.: Галушко Ю.А., Колесников А.А. О долге и чести воинской в Российской армии.Воениздат. М.: 1990. С. 15.39усовершенствовать ум свой.. -»1.Первый опыт приведения всего законодательства, касающегося Полиции вединую, взаимоувязанную систему, был осуществлен в 1824 году титулярнымсоветником П.
Гуляевым. В своем издании о «Правах и обязанностях Городской иЗемской Полиции и всех вообще жителей Российского государства», состоящем издвух частей, автор писал: «Мой труд это первый опыт Систематическогоизложения Полицейской части, .ибо законоположения по сей части в разныевремена изданные и находящиеся большей частью без связи и порядка в изданныхкнигах, а некоторые даже в архивах, не будучи совсем помещенные в публичныхсочинениях, очень затрудняли как Чиновников Полиции, так и самого жителятогда, как первые должны действовать без замедления, а вторые, ни в коем случаемогут отзываться неведением Законов»2.Озабоченность П.