Диссертация (1168692), страница 6
Текст из файла (страница 6)
Гнесиной было то,что она создала особую среду, способствующую не только развитиюучеников, их общению, самовыражению, но и развитию учителей, а такжезарождению глубокого интереса учеников к педагогической деятельности.Именно это направление – воспитание педагогов – стало опорным звеном33созданной Е.Ф.
Гнесиной педагогической системы» [66, с. 155]. В этой связинужно напомнить, что на посту директора школы-десятилетки ЕленуФабиановну сменил ее ученик – Зиновий Исаакович Финкельштейн, а его, всвою очередь, Михаил Сергеевич Хохлов, также ученик школы, которыйруководит этим учебным заведением до настоящего времени.Еще одним примером истинного служения своему призванию являетсяжизнь и творчество Марии Вениаминовны Юдиной, для которой не былоразницы в исполнительском и просветительском, педагогическом творчестве.Известно, например, что почти всегда она предваряла свое выступление вконцертенапутственнымсловом,котороезачастуювоспринималосьслушателями как яркая проповедь о добре, истинах, испытаниях ипросветлении.Недаром Мария Вениаминовна была искренним и убежденнымпродолжателем того направления в русской философской мысли, котороебыло представлено идеями отца Анатолия Жураковского.
Этот священникфилософ «как и все харизматические деятели русской культуры, видит…выход из обыденности… не в перевоспитании масс калёным железом, а вочищении и вызволении из плена сокровенного человека. Уже послефевральской революции 1917 г. в одном из писем Жураковского появляютсяэнергичные строки о том, как «маленькая» жизнь обычного человекаспособна преобразиться в священном служении: «Жизнь хотя и определяетсявнутренним началом, но слагается из маленького: из улыбок, из добрых излых слов, из взглядов, из шуток, из слёз, из маленьких капель горестей ирадостей» [126, с.
16-23].Этот высокий настрой, воспринятый М.В. Юдиной, подхватывает ееученица – А.Д. Артоболевская, одним из главных принципов работы которойстановится не обучение как сообщение сведений и привитие навыков, а, впервую очередь, обращение к внутренним силам учеников, к способностикаждого преображаться под воздействием высокой цели.34Таким образом, Артоболевская впитала идеи лучших представителейроссийской культуры, таких, как П.А. Флоренский, Ф.К.
Андреев, А.Е.Жураковский, А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин, а важнейшим событием своейжизни она считала встречу с Флоренским, которая состоялась в 1927 году. Воснову музыкально-педагогической среды, создаваемой Анной Даниловнойна уроках, проникают и становятся опорой философско-эстетические иэтические идеи выдающихся мыслителей современности. Среди них:а)становлениеморальногокредопедагога,позволяющегосуверенностью передавать ученикам сформированные ценностные понятия;б) создание на занятиях атмосферы творческого созидания, не имеющегоограничений по возрасту, а также создание особого, «педагогическиорганизованного»(Л.И.Уколова)музыкальногопространства,способствующего творческому развитию учащихся. Не случайно именно ейпринадлежит идея организации слушания музыки детьми в специальноорганизованных концертных залах с комментарием профессиональныхпедагогов-музыковедов,подхваченнаяиразвитаявпоследствииД.Б.Кабалевским.В целом можно заключить, что педагогическое наследие А.Д.Артоболевской содержит в себе мощный, все еще не до конца исследованныйпотенциал, обращение к которому вызываетпоследователейвнашевремяксозданиюстремление педагоговновейшихсобственныхинтерпретаций музыкально-педагогических открытий Артоболевской вновых социальных условиях.Еще один пример высоких достижений в педагогике искусства – на этотраз в области скрипичного мастерства мы видим в наследии выдающегосяпедагога – Петра Соломоновича Столярского.
«Педагогика Столярского – то,чем должно гордиться мировое искусство», – говорил Жак Тибо [48].Помимо легендарной наблюдательности, способности к аккумуляции опытапедагогов-музыкантов других специальностей – вокалистов, духовиков,некоторые приемы работы которых Столярский «вплетал» в собственную35педагогическую практику работы со скрипачами, известно, что большоевнимание он уделял ансамблевой игре, воспитывая способность учащихся кособому,внимательному«общемудыханию»,ислитномутворческомусовместномуобъединениюзвукоизвлечению,усилийвпроцессеисполнения музыкального произведения [41, с. 162-193].С 1922 по 1956 год в Московской консерватории преподавал АбрамИльич Ямпольский – один из корифеев русской скрипичной школы.Основнымпринципомеготворчествабылоособоевниманиекиндивидуальным качествам учеников, их всесторонняя реализация в томтемпе и в том направлении развития, которые были наиболее органичны длякаждого.
«Ямпольский, иногда вообще ничего не говорил, а толькожестикулировал, но и это было абсолютно понятно. Более того, Абрам Ильичимел телепатическое воздействие на учеников. При такой способности, он нетолько не повышал голоса, но вообще избегал категорических высказываний,наставительной агрессивности…Он только рекомендовал. И очень любилрассуждатьвместесостудентами»(Цит.по:http://berkovich-zametki.com/2007/Starina/Nomer1/Shtilman1.htm).Среди его учеников – блестящие исполнители и известные педагогимузыканты – И.С. Безродный, Е.Г. Гилельс, Э.Д. Грач, В.И. Жук, Л.Б.
Коган,М.И. Фихтенгольц, З.У. Шихмурзаева, И.М. Ямпольский, Ю.И. Янкелевич[139, с. 33, 34].По воспоминаниям современников и учеников А.И. Ямпольского, егоотношение к ученикам было не просто внимательным – это было глубокородственное, личностно окрашенное отношение, о котором его ученикиговорили: «Он был для нас «еврейской мамой». Во всём, включая наш быт.Например, Коган, а потом Безродный жили у него в квартире годами» [178].Юрий Исаевич Янкелевич, по праву считающийся одним из создателейважнейшего направления современной скрипичной школы, воспитавшийтаких музыкантов, как И.В. Бочкова, Т.Т. Гринденко, Г.Е.
Жислин, Л.И.Маркиз,Ю.Г.Ситковецкий,В.Т. Спиваков,36В.В. Третьяков,Н.Е. Школьникова, и др., значительное внимание уделял теоретическимвопросам воспитания скрипачей. Он является автором ряда статей, таких, как«Смены позиций в связи с задачами художественного исполнения наскрипке», «О первоначальной постановке скрипача», «На музыкальныхсеминарах в Японии и ГДР» и др. Обращает на себя внимание тот факт, чтоЯнкелевич интересовался достижениями педагогов-музыкантов другихстран, сравнивал методы работы различных педагогов, анализировалновейшие музыкально-педагогические подходы.Среди легендарных педагогов-духовиков выделяется фигура флейтистаАлександра Васильевича Корнеева, Народного артиста России, лауреатамножествапремий,профессораМосковскойконсерватории.Онодновременно преподавал и в Московской консерватории, и в школедесятилетке имени Гнесиных.
Кроме того, у него был напряженнейшийконцертный график – он постоянно исполнял не только свой основнойрепертуар (а это практически весь флейтовый репертуар от барокко до нашихдней), но и те произведения, которые создавались композиторамисовременниками.
Он обладал удивительной способностью видеть глубинныйсмысл исполняемого произведения, в каком бы стиле оно не было написано,и многие авторы обращались к нему с просьбой исполнить их произведения,чтобы остался эталон, к которому будут впоследствии обращатьсямузыканты. Известно, что почти все, что написано композиторами в концеХХ – начале ХХI века для флейты, в том числе труднейший Концерт дляфлейты и струнного оркестра Андре Жоливе, посвящено их авторами А.В.Корнееву как первому исполнителю.Корнеев совершал гастрольные поездки и в Китайскую НароднуюРеспублику. Обычно его выступления сопровождались мастер-классами вконсерватории или институте. Будучи очень востребованным исполнителем,Корнеев никогда не забывал своих учеников.
Он регулярно приглашал своихучеников (даже тех, кто еще учился в школе) для участия в своих концертах.Обычно он находил малоизвестные флейтовые дуэты и с блеском исполнял37их вместе со своими младшими коллегами. Такие выступления становилисьуникальной школой исполнительского мастерства для учеников мастера иоставляли след на всю жизнь, являясь своеобразными «заветами мастера».Перечисленныепримерывыдающихсядостиженийроссийскоймузыкальной педагогики позволяют заключить, что традиционно, с тоговремени, как в России сформировалась система профессиональногомузыкального образования (вторая половина ХIХ века) наиболее успешнымее направлением стало то, которое отличалось особым, глубоко интентным(Л.И. Уколова) отношением педагога и учащихся.
Оно включает в себя:-полнуюиабсолютнуюсамоотдачупедагогатворческойпедагогической деятельности;- постоянное самосовершенствование педагога – и в плане собственныхтеоретических исследований, размышлений, и в плане обращения к опытусовременников и предшественников;- создание особой среды, способствующей не только развитиюучеников, их общению, самовыражению, но и развитию учителей, а такжезарождению глубокого интереса учеников к педагогической деятельности;- обращение к внутренним силам учеников, к способности каждогопреображаться под воздействием высокой цели;- сознательную опору на философско-эстетические и этические идеивыдающихся мыслителей современности;-отношение к образовательному процессу занятий искусством, преждевсего, как к процессу становления духовной культуры учащихся иформирования у них гуманистической системы нравственных ценностей;-воспитание у учащихся способности к объединению усилий втворческом процессе;-особое внимание к индивидуальным качествам учеников, ихвсесторонняя реализация в том темпе и в том направлении развития, которыенаиболее органичны для каждого;- родственное,«отеческое», исключительно ответственное отношение;38- совместную творческую работу педагога и ученика.В настоящее время в области музыкально-педагогического образованиязаметная роль принадлежит институту культуры и искусств Московскогогородского педагогического университета.
Институт культуры и искусств –важноеподразделениеМосковскогогородскогопедагогическогоуниверситета, основанного в 1995 году по решению Правительства Москвы.В создании университета решающая роль принадлежит его первомуректору – доктору исторических наук, профессору, члену-корреспондентуРоссийской академии образования, почетному доктору Еuro Swiss University,Почетному профессору Белорусского государственного педагогическогоуниверситета имени Максима Танка, Национального педагогическогоуниверситета имени М.П. Драгоманова Виктору Васильевичу Рябову –одному из видных организаторов науки в России, а также руководителюДепартаментаобразованияМосквыЛюбовиПетровнеКезинойизаместителю министра образования Владимиру Дмитриевичу Шадрикову –автору теории системогенеза деятельности и теории способностей.